0
16281

УШУ - искусство пресечения атаки

Ушу - "Военное искусство", уникальное наследие и достояние Китайской цивилизации. Формируясь в течении тысячелетий, ушу развивалось, заходило в тупик, обрастало легендами, преследовалось и возвеличивалось императорами, но всегда бережно сохранялось в народе, в поколениях мастеров.

на сайте с 2 апреля 2008

История ушу

wushu


Безусловно, первые методы боя вышли из ранних способов охоты, став результатом борьбы человека за собственное существование во враждебном ему природном мире. Но, если принять арсенал действий первобытного человека за изначальный вариант ушу, то придется согласиться с выводом: история развития ушу, сопоставима по времени с историей развития человеческой цивилизации в целом. Именно так и утверждает большинство китайских историков, в том числе, и самые авторитетные из них. Но отнесение возникновения ушу к глубокой древности вовсе не соответствует действительности, так как приемы раннего охотника не имеют ничего общего с тем ушу, которое мы видим сегодня, -- оно включает в себя не только боевой, но и другие аспекты: ритуальный, оздоровительный, психорегулирующий, мистический и другие.
Первоначально понятие "ушу" обозначало исключительно воинскую подготовку. В связи с этим работа с оружием занимала в ушу главенствующее место по сравнению с кулачным боем (цюаньфа) или кулачным искусством (цюаньшу). Естественно, в реальных сражениях цюаньшу могло играть лишь вспомогательную роль, так как эффективность защиты с его помощью от меча или копья была весьма проблематичной.
Основные типы оружия, используемые в ушу вплоть до наших дней, сформировались еще в эпоху Шан-Инь (XIV--XI века до н.э.) -- это алебарды и клевцы, мечи и копья, трезубцы и кинжалы. В эпоху Чжоу (XI--III века до н.э.) главной ударной силой в бою была колесница, поэтому бой с нее можно было вести лишь длинным оружием. Наиболее удобным для поединка становится клевец (гэ), представлявший собой сочетание копья и крюка на вершине длинного древка. Это оружие было эффективным на протяжении многих столетий -- его стали вращать, наносить удары древком в падении и прыжках. Впоследствии приемы с клевцом вошли в программу боевой подготовки монахов Шаолиньского монастыря. Косвенно клевец является символом боевых искусств в целом: иероглиф "у" ("боевой") в слове "ушу" состоит из двух графем: "чжи" ("остановить") и "гэ" ("клевец"), то есть первоначальная трактовка понятия "боевое" означала "умение предотвратить атаку клевцом". Продолжение
Уже в первые десятилетия эпохи Хань боевые искусства были знакомы представителям самых разных слоев китайского общества. Простолюдинам они помогали защитить свою жизнь и имущество, даосу указывали путь к достижению долголетия и бессмертия, государственному чиновнику помогали обрести высшую мудрость. Воинское искусство в недрах китайского общества образовало сплав с постулатами традиционной философии, древней магической практикой и системами врачевания. К концу III века до н.э. постепенно сложился первый комплекс боевых искусств, так и называвшийся -- уи ("боевые искусства"). На уровне придворной элиты уи включало в себя в основном упражнения с оружием, а борьба без оружия занимала в этом комплексе незначительное место. Напротив, простолюдины в деревнях практиковали главным образом кулачное искусство, впоследствии соединив его с приемами цзюэди, шоубо и шуайцзяо. Именно этот синтез и лег в основу более позднего кулачного искусства -- цюаньшу.

В Ханьскую эпоху среди всех видов традиционного оружия Китая особую роль начинают играть мечи. Прямой меч цзянь именовали "императором холодного оружия", "покровителем короткого оружия". Меч был связан с символикой императорской власти -- ни один ханьский император не появлялся перед подданными, не имея меча на поясе, что подчеркивало воинственность и небесное происхождение правителя. В китайской традиции оружие считалось живым организмом, меч оказывался живым продолжением руки -- и весь мир рассматривался как единое целое , в котором отсутствует разделение между человеком и мечом, который он держит в руках.
Более дешевым и практичным, но при этом и более тяжелым оружием был меч дао -- изогнутый, с односторонней заточкой. С его помощью можно было в бою проламывать панцири воинов. Благодаря мечу дао появился еще один тип оружия -- алебарда (дадао), представлявшая собой насаженное на длинную рукоять лезвие меча дао. Универсальный характер дадао заключался в том, что его можно было использовать как в ближнем бою, так и на дальней дистанции. За это алебарда получила прозвище "полководца ста видов оружия".
В III веке н.э. в употребление входит термин "ушу", означающий в переводе, как и термин "уи", "боевое искусство". Но понятие "шу" означало искусство ритуальное, мистическое, сакральное. Значит, и боевое искусство стало осознаваться как способ приведения мира в гармонию, сочетающий в себе разнообразную внешнюю боевую форму и богатое внутреннее философско-мистическое содержание.

Школы внутреннего направления.

Тай цзи цюань 1. Нэй цзя цюань. Этот стиль возник в эпоху Мин, когда в Поднебесье уже гремело имя Шаолиньского монастыря. Некоторые школы ушу были несогласны с главным принципом Шаолиня - нападением - и справедливо считали , что этого явно недостаточно, ведь противник, воспользовавшись благоприятным моментом, тоже может проводить контратаки. Поэтому был выдвинут новый принцип: "...посредством покоя управляй движением и на базе этого контролируй противника, поддавайся мощи и применяй силу". Для того чтобы новое направление отличалось от стиля шаолинь цюань, ему дали имя нэй цзя цюань. Но в последние годы династии Цин из-за сходства форм и некоторых особенностей тай цзи цюань, син и цюань и ба гуа чжан были объединены под одним названием нэй цзя цюань. А школа шаолинь цюань была названа вай цзя цюань (школа внешнего направления).
2. Тайцзи цюань Стили ян, чэнь, сунь и два стиля у объединены под общим названием - тай цзи цюань. Это направление китайского бокса отличает мягкость, плавность и легкость. Здесь тело и дух сливаются в полном единстве, и движения осуществляются по плавной дуге, как бы нанизываясь одно на другое. Вместе с тем каждый стиль тай цзи цюань имеет свои особенности: стиль ян - спокойный и распрямленный, стиль у, первый: - изящен и динамичен, второй - открыт и четок, стиль чэнь - это гармония мягкого и твердого, сунь - подвижен и гибок
3. Син и цюань направленная воли и воплощенный разум) - это обобщенное название пяти форм и двенадцати образов. Это стиль четких действий, где в твердости таится мягкость, форма и содержание едины, движения необычайно аккуратны, просты и отчетливы, тело прямое, шаг прочный, внутреннее и внешнее едины
4.  Ба гуа Это один из видов кулачного боя внутреннего направления. Специфичность этого стиля основана на непрерывности движения по кругу, вращении влево и вправо, ловкости тела и живости шага, сочетании твердости и мягкости, многочисленных изменениях позиции. Поступь здесь легкая, как лебединый пух, стойки прочны, как скала, изменения позиции быстры, как молния, движения вперед - назад, влево - вправо бесконечно трансформируются и непрерывно переплетаются. Все выполняется на едином дыхании

Демонстрация Тайцзи цюань

Демонстрация одного из направления ушу Тайцзи цюань

Демонстрация Синь и Цюань

Даосский Наставник Юрий Ражев исполняет комплекс Синъи

Школы внешнего направления.

1. Чан цюань (длинный кулак) - обобщающее название ча цюань, двух стилей хуа цюань, пао цюань, хун цюань, шаолинь цюань, цзе цзяо, фань цзы и др.
После образования КНР понятие чан цюань претерпело изменения. С тех пор все виды кулачного боя, содержащие распрямленные стойки, ловкие, быстрые, мощные движения, четкий ритм, наскоки, прыжки, молниеносные перемещения, переходы в верхние и нижние позиции стали именоваться чан цюань. Каждый из видов чан цюань имеет свое лицо. Узнать подробнее

2. Дуань цюань (короткий кулак) имеет еще названия дуань да цюань, мянь чжан, дуань да, мянь чжан цюань. Комплексов тао лу в дуань цюань всего шестнадцать - восемь начальных и восемь мастерских. В этом смысле приоритетное место в тактике занимает защита, хотя, конечно, имеются и атакующие приемы. Особое внимание уделяется защите лица на верхнем уровне, ног на нижнем, груди и боков - на среднем. Основные удары наносятся кулаком, локтем, ногой, предплечьем, бедром, кончиками пальцев, коленом, головой.

3. Нань цюань (Южный кулак)"Малоизвестных записках", написанных более четырех веков назад, есть слова: "В эпоху Мин было одиннадцать школ бокса" и " семнадцать школ фехтования на копьях" Среди этих школ есть такие, как чжао цзя цюань, нань цюань, гоу гуа цюань, пи гуа цюань и др.
Сколь ни велико разнообразие школ южного кулака, все они имеют общие особенности:
1. Огромное разнообразие техник работы руками. Китайская поговорка учит: "Одна позиция - много рук" и "Один шаг - несколько приемов руками". К тому же отмечается обилие коротких ударов руками. Не зря в народе говорят: "На юге кулаки, на севере - ноги".
2. Движения ритмичные, сила жесткая.
3. Позиции устойчивы, центр тяжести находится низко.
4. Переходящие друг в друга ускорения и замедления, чередования длинных и коротких ударов, взаимодополняющие мягкость и твердость, где твердость - ведущая.
5. Энергия ци помещена в дань тянь. Выкрик с придыханием ци побуждает силу ли. Выход силы происходит в нужный момент с одновременным выкриком, и это делает действия полными и мощными.
Среди других стилей нань цюань выделяется жесткостью и волей.

4. Сян син цюань (образные или "звериные" стили). По-другому мо шень цюань (подражающий кулак), - это специфическое и и очень своеобразное направление ушу, в котором основополагающим моментом является подражание некоторым видам поведения людей и различным животным - их действиям, повадкам и поведению в схватках. Сян син цюань стал одним из самых зрелищных стилей ушу.
Хотя каждый вид сян син цюань строго специфичен, тем не менее все "звериные" стили обладают общими закономерностями. Все образы могущественны и производят впечатление, точны и выразительны и как две капли воды похожи на живой образ. Если в различных стилях ушу, кроме укрепления здоровья и умения вести рукопашную схватку, еще ценится красота исполнения, то сян син цюань просто поражает своей яркостью и выразительностью.

Мастер по ицюань Яо Чэнгуан демонстрирует Ши Ли

8-11 ноября 2007 года в Моске прошел семинар китайского мастера Яо Чэнгуана по ицюань. На видео: мастер демонстрирует Ши Ли — упражнения в виде медленных движений с более сложной структурой. Поскольку элементу исполняются медленно, вы можете уловить все важные элементы этого упражнения. «Поиск покоя в движении»

Различия прикладного и спортивного Ушу

ЕСЛИ в традиционных стилях ушу любое движение в таолу четко связано с возможностями его прикладного применения, то попытки практической расшифровки современных соревновательных комплексов очень часто ставят нас в тупик: применять формы и движения, состоящие из сложных акробатических пируэтов, не представляется возможным. В этом и состоит главное отличие традиционных стилей от современных гимнастических модификаций ушу.
Таолу в традиционном ушу создавались для передачи культуры движений и тренировки их боевого применения, гимнастические же стили практикуют форму ради формы, там в первую очередь важна красота движений — амплитуда маха ноги, высота прыжка, точность приземления и т.д. Традиционные комплексы используют пространство реального поединка, для спортивных стилей характерна тенденция занять всю площадку сложными перемещениями.
Северные шаолиньские стили в формальных упражнениях характеризуются прямолинейными перемещениями, наподобие боя в узком коридоре, при этом совершаются мощные, дискретные движения; таолу южных шаолиньских стилей сводятся к минимуму перемещений: их часто преподавали в ограниченном пространстве маленьких двориков.
Таолу традиционных стилей ушу строго соответствуют понятиям, привычным для китайской натурфилософии. Движения четко ориентированы по сторонам света, каждый отрезок гармонирует с другими и дополняет их. Таким образом, весь комплекс становится полностью сбалансированной структурой. Можно сказать, что классические таолу составлялись с учетом всех важнейших космогонических принципов и натурфилософских понятий Древнего Китая: пяти первоэлементов, восьми триграмм, шести координаций.
Наиболее важным в теории таолу представляется тезис о визуализации воображаемого противника. Проще говоря, выполняя тот или иной комплекс, необходимо не механически повторять движения, а совершать их осознанно, как в бою с настоящим противником.
Комплексы формальных упражнений существуют в других восточных боевых искусствах, например в каратэ и таэквондо. Подробнее об этом
Изучая ушу, многие отдают приоритет его внешней, формальной стороне, что является несомненной ошибкой. Идя по пути заучивания как можно большего количества таолу, одновременно осваивая несколько комплексов из различных стилей, можно только отдалиться от достижения истинного мастерства — в этом случае количество никогда не перейдет в качество. В результате подобного подхода формы заучиваются механически, выполняются в неправильном ритме и с неправильным дыханием.
Продуманная практика формальных упражнений — необходимое звено обучения в любом боевом искусстве, а отказ от нее — серьезная ошибка, говорящая о недостаточном понимании истинной сущности единоборств.

Гимнастика или боевое искусство

Нередко приходится слышать тезис о чисто спортивно-гимнастической или оздоровительной направленности ушу, о его несостоятельности как боевой системы. В свое время даже были популярны циклы публикаций в рубрике "Ушу - гимнастика для всех". Попробуем разобраться, насколько оправданы подобные утверждения. Для этого в очередной раз обратимся к истории возникновения и развития ушу.
Ушу издревле имело тесную связь с обрядовыми и ритуальными играми и танцами. Уже в VI-III вв. до н.э. существовали праздничные ритуальные танцы - чиюси (игры чию), которые дали начало борьбе цзюэди (китайский прообраз японской национальной борьбы сумо). Во многих ранних произведениях китайской классики термины "танец" и "бой" как созвучные в устной речи оказываются взаимозаменяемыми (записываются различными иероглифами, но читаются одинаково - "у"). Со временем боевые танцы "уу" выделились в отдельный вид искусства и в III-IV в. даже были одним из основных методов армейской тренировки. В конце XIII века с приходом к власти монгольской династии Юань из-за преследований со стороны официальных властей большинство мастеров кулачного боя и профессиональных воинов были вынуждены зарабатывать на жизнь участием в представлениях театральных трупп.
Что способствовало бурному развитию и возникновению канона традиционной китайской драмы, включавшей в себя театрализованные боевые представления - уси. В это же время начинается работа по кодификации приемов боя и уже к XV-XVI веку в китайских боевых искусствах прочно закрепляется практика отработки нормативных форм тао, как основного средства тренировки, позволяющего индивидуально, без помощи партнера отрабатывать боевые приемы (зачастую небезопасные при парной отработке). В то же время это помогает скрыть от посторонних глаз истинные секреты боевых техник. С другой стороны, тесная связь ушу, в частности так называемых школ "внутреннего направления" -Нэйцзя, с традиционной философией и медитацией, позволила уже в XIX веке некотором мастерам (в особенности в Тайцзицюань - "кулаке Великого Предела") выделить как самостоятельный и самоценный оздоровительный аспект ушу. В 1953 г. официальные власти Китайской республики предпринимают ряд действий, направленных на реформирование ушу, с целью поставить достижения мастеров боевых искусств на службу новому правительству. Продолжение
Современное ушу - сложное и неоднородное явление китайской культуры, содержащее и спортивно-гимнастический (развиваемый в рамках тао-лу, и боевой (саньда, саньшоу, и оздоровительный (Тайцзицюань, цигун), и театрально-цирковой аспекты. Ушу нельзя ограничивать только каким-то одним из перечисленных направлений. Так комплексы формальных упражнений ушу гао или тао-лу) состоят не только из боевых приемов и движений (представленных в слегка облагороженном, кодифицированном виде), но и элементов акробатики, традиционной драмы, составлены с учетом требований хореографии и должны отвечать, помимо прочего, высоким эстетическим запросам. Постороннему наблюдателю, не посвященному в секреты ушу, многие его движения кажутся лишенными всякого смысла. Он сосредотачивает внимание на сугубо прикладных характеристиках приемов, забывая, что тао является самостоятельной и всесторонней формой тренировки. Оно призвано продемонстрировать разностороннюю физическую и техническую подготовленность спортсмена. И, главное, не следует забывать, что сам термин "ушу" ("боевое искусство"! совмещает два. казалось бы, антагонистических понятия и одновременно исключает всякие инсинуации по поводу оторванности ушу от многочисленного семейства восточных единоборств.

Ушу сегодня

Не одну тысячу лет насчитывает история Китая, полная столетиями воин и веками мира и гармонии, цветущими царствами и опустошительными набегами. Тысячи поколений рождались и уходили в небытие, оставляя следы и вехи для идущих за ними. Появлялись религии, и медленно струились время и культура по Шелковому Пути.
Формировались области деятельности людей, все начиналось с того, что использовалось в повседневной жизни: живопись, каллиграфия, гончарное искусство, поэзия, вышивка... Появлялись люди, мастерство которых было столь велико, что им начинали следовать. Они становились духовным источником силы и энергии. Рождались Школы, и накапливался опыт. Совершенствовалось изготовление оружия, как обычного, так и духовного, и способы владения им. Стремившиеся к мастерству - находили его. Способы войны, смешавшись с религией, поиском обретения бессмертия, медициной и другими знаниями, родили уникальную и неповторимую систему физического и духовного совершенствования, которая в наше время во всем мире называется - Ушу.
Название ушу - Продолжение
Современное ушу делится на спортивные выступления с т.н. классическим оружием, спортивные выступления без оружия, демонстрацию традиционных видов ушу (т. е. практически не измененных) без оружия и с оружием, командное выполнение боевых движений, демонстрацию заранее подготовленного поединка и реальный бой в полный контакт, используя защитное снаряжение.
3 октября 1990 года, во время 11-х Азиатских Игр в Пекине, была официально зарегистрирована Международная Федерация Ушу. На торжественной встрече присутствовали представители организаций ушу из более чем 30 стран и регионов. Организации ушу из 38 стран и регионов были признаны официально входящими в Международную Федерацию Ушу и 8 - входящими в Исполнительный Комитет. Среди них: Китай, Малайзия, Англия, Китай, Сингапур, Италия, США и Алжир. Создание Международной Федерации Ушу стало важной вехой для объединения всех занимающихся ушу в Мире и планомерного, организованного развития ушу.

Ушу и признание его в качестве олимпийского вида спорта

Краткая история ушу, и его потенциальное признание в качестве Олимпийского вида спорта.

Сайты Федераций ушу

Здесь вы можете подробнее ознакомиться с ушу
федерациями во всем мире

Сообщества посвященные ушу

Это Блоги сообщества в которые вы можете вступить

Школы Ушу

Здесь есть школы в которых обучают ушу

Болькшое количество сайтов об Ушу

Здесь вы многое найдете про Ушу

«ЦИГУН: искусство управления внутренней энергией»

Тут показано как мастер ушу.За счет своей внутренней энергии, разрубает 500 рублевой купюрой пластмассовую палочку

Книги и видео для ушу

В этих книгах представлено техника,стили,гимнастика ушу

Энциклопедия ушу. Внутренние стили
Книга
Автор:
Цена:
246.00 руб.
Вес:
100 г
развернуть
Интерес к ушу, уникальному, совершенному виду боевого искусства, не ослабевает, а в последнее время он заметно возрос. Стили ушу делятся на внешние, отличающиеся жестким...
Ушу
Книга
Автор:
Цена:
203.00 руб.
Вес:
120 г
развернуть

УШУ в переводе с китайского означает воинская техника или искусство. Его задачами являются: укрепление здоровья, продление жизни, самооборона. Также в наши дни ушу - ...
Боевая гимнастика. Упражнения китайского ушу для здоровья и самозащиты
Книга
Автор:
Джет Лин
Цена:
196.00 руб.
Вес:
450 г
развернуть
Самые популярные комплексы китайской гимнастики ушу представлены в этой книге. Они требуют не очень много времени для изучения, но, освоив их; и включив в свой ежедневны...
Боевая техника ушу
Книга
Автор:
Станислав Березнюк, Лю Ваньи, Ян Лянцунь
Цена:
196.00 руб.
Вес:
460 г
развернуть
В китайском ушу имеются абсолютно все приемы, входящие в арсеналы других боевых единоборств. Каратэ и тхэквондо, дзюдо и хапкидо, муай-тай и пенчак-силат, - все они только ...

Комментарии

21 ноября 2008 в 15:12
 
Класс! Вот бы еще отдельный компас по ушу-саньда, что-то последнее время я им интересоваться стал..
автор
21 ноября 2008 в 16:25
 
Я им обязательно займусь

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter




Состоит в группах