Люди | 
2
17093

Актуальное искусство. Энди Уорхол (Andy Warhol).

К дню рождения классика поп-арта Энди Уорхола (6 августа 1928 - 22 февраля 1987)

на сайте с 12 мая 2008
                                                         "…Люди больше, чем в чем-либо еще, нуждаются в звездах".
                                                                                                                                          Энди Уорхол


                                                                          «Лучшее произведение Уорхола - это сам Уорхол».
                                                                                   Из некролога New-York Times памяти Уорхола

"Бесстрастный взгляд. Дифрагирующая грация… Унылая томность, изможденная бледность…Шикарная ублюдочность, глубоко пассивное удивление, завораживающее тайное знание…Ситцевая радость, разоблачающие тропизмы, меловая маска злого эльфа, слегка славянский вид… Детская, с жвачкой во рту, наивность; великолепие, коренящееся в отчаянии; самовлюбленная беспечность; доведенная до совершенства непохожесть на других; худосочие; мрачная, несколько зловещая аура полового извращения; неяркая, приглушенная, магическая импозантность; кожа и кости… Меловая кожа альбиноса. Похожая на пергамент. На кожу рептилии. Почти голубая…
Узловатые колени. Географическая карта шрамов.

Фото с http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://andy.warhol.szm.com/file/andy-warhol5.jpg&imgrefurl=http://andy.warhol.szm.com/foto.html&usg=__81hhuLvSjMsaGjUkBckOL04u_OU=&h=392&w=518&sz=38&hl=ru&start=283&um=1&tbnid=OAgy058802VHgM:&tbnh=99&tbnw=131&prev=/images%3Fq%3DAndy%2BWarhol%26ndsp%3D18%26hl%3Dru%26lr%3D%26client%3Dfirefox-a%26channel%3Ds%26rls%3Dorg.mozilla:ru:official%26sa%3DN%26start%3D270%26um%3D1%26newwindow%3D1


Энди Уорхол, 1958 г.
Фото: Дуан Мичэлс (Duane Michals).


Длинные костистые руки, такие белые, будто их отбеливали. Бросающиеся в глаза кисти рук. Глаза с булавочную головку. Уши-бананы… Серые губы. Мягкие растрепанные серебристо-белые волосы с металлическим отливом. Шейные сухожилия, выпирающие вокруг большого адамова яблока… Я - это все то, что написано в газетных вырезках моего альбома".
                                                                                         Энди Уорхол «Философия Энди Уорхола»

Звезда Энди / FICTION-MONGER

Текст_Елена Ветрова
Санкт-Петербург
Июль, 2009







Одни считали этого худощавого, задумчивого, почти бесцветного человека прагматиком, конъюктурщиком и циником, для которого не было ничего святого, кроме денег. Другие с пристрастием искали в его картинах, книгах, фильмах ироничные подтексты. Третьи точно знали, что он псих, четвертые полагали обратное… В общем, равнодушных не было. Так что, если он и не совершил переворота в общественном сознании, то, несомненно, заметно его трансформировал.


Сыну словацких эмигрантов Анджею Вархоле, более известному как Энди Уорхол, с детства не давала покоя пресловутая американская мечта. В юности он даже проштудировал бестселлер Гертруды Стайн (Gertrude Stein) «Как стать американцем». Странно, что позже Уорхол не написал подобной книги. Уж он то, ставший стопроцентной американской суперстар, считавший Америку воплощением Красоты и всю жизнь ее рекламировавший, знал об этом, как никто другой.

Фото с http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://andy.warhol.szm.com/file/andy-warhol5.jpg&imgrefurl=http://andy.warhol.szm.com/foto.html&usg=__81hhuLvSjMsaGjUkBckOL04u_OU=&h=392&w=518&sz=38&hl=ru&start=283&um=1&tbnid=OAgy058802VHgM:&tbnh=99&tbnw=131&prev=/images%3Fq%3DAndy%2BWarhol%26ndsp%3D18%26hl%3Dru%26lr%3D%26client%3Dfirefox-a%26channel%3Ds%26rls%3Dorg.mozilla:ru:official%26sa%3DN%26start%3D270%26um%3D1%26newwindow%3D1


Энди Уорхол, 1986 г.
Фото: Роберт Мапплторп (Robery Mapplethorpe).

Его появление на сцене современного искусства совпало с зарождением в 50-е годы ХХ века нового модернистского направления, на этот раз истинно американского - демократичного и утилитарного, с интригующим налетом андеграунда и незамысловатым названием - поп-арт.

Фото 1973 г. / http://www.glinnbridge.com/Upload%20Files/newman/Andy%20Warhol,%201973.jpg


Энди Уорхол, 1973 г.
Фото: Арнольд Ньюман (Arnold Newman).

Отражать знаки обыденного мира в искусстве, избегая традиционных методов, оказалось прибыльным делом. Творчество новых американских художников приобрело бешеную популярность у галеристов, коллекционеров и продвинутых граждан, но вызвало яростное возмущение коллег по цеху и искусствоведов.

Хотя были и другие – разглядевшие в нем провокацию. «Есть в этих работах что-то до такой степени дебильное, что это заставляет задуматься», - писал критик D. Stevenson. Более определенно выразил суть поп-арта участник лондонской "Независимой группы" художников, архитекторов и критиков, модернист Ричард Хэмилтон (Richard Hamilton): «популярный, недолговечный, преходящий, дешевый, массовый, молодой, остроумный, шуточный, сексуальный, шикарный и Большой Бизнес».

Фото с  http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://wexarts.org/db/fv/3151_Andy-Warhol-and-Viva_383.jpg&imgrefurl=http://wexarts.org/wexblog/%3Fm%3D200809&usg=__ZTWhEoGb7E2C7fUf1Xdr0PbwuAA=&h=400&w=383&sz=35&hl=ru&start=109&um=1&tbnid=Nh52aZaAPoPpdM:&tbnh=124&tbnw=119&prev=/images%3Fq%3DAndy%2BWarhol%26ndsp%3D18%26hl%3Dru%26lr%3D%26client%3Dfirefox-a%26channel%3Ds%26rls%3Dorg.mozilla:ru:official%26sa%3DN%26start%3D108%26um%3D1%26newwindow%3D1


Обвиняя поп-арт в вульгарности, всеядности, самодовольстве и конформизме, недоброжелатели волей-неволей обессмертили его основателей и прежде всего Уорхола, как наиболее яркого, плодовитого и разностороннего его представителя, ставшего идеологом и одним из главных модераторов массовой американской культуры. Очень точно охарактеризовал Уорхола-живописца другой культовый персонаж, музыкант Мик Джаггер (Mick Jagger): «Если хочешь узнать, что было самым популярным в тот или иной период, посмотри, что в это время рисовал Уорхол».

Объектами пристального внимания художника становились лишь самые известные, самые востребованные обществом предметы и личности. В 1962 году это были доллары, бутылки с кока-колой, Мэрилин Монро (Marilyn Monroe) и Элвис Пресли (Elvis  Presley). Чуть позже – Элизабет Тейлор (Elizabeth  Taylor), Жаклин Кеннеди (Jacqueline Kennedy), электрический стул и Бик-Маг.

..Энди оказался в нужное время в нужном месте и стал легендой при жизни. К 60-м годам Америка уже стала забывать войну и невзгоды с ней связанные. Бурно развивающиеся массмедиа глушили граждан рекламным вздором, супермаркеты ломились от плодов научно-технической революции, молодежь изнывала от болезни роста и из смутного чувства протеста против нарастающего благополучия забивала «косяки». Общество лихорадочно искало героев среди актеров, музыкантов, политиков, трансвеститов, геев и наркоманов.

Фото с сайта http://davidmccabephotography.com/


Энди Уорхол, Эди Седжвик и Эмпайр-Стэйт-Билдинг, 1965 г.
Фото: Дэвид МакКейб  (David McCabe).

Уорхол безошибочно уловил эти настроения: «60-е на самом-то деле были именно о людях, а не о том, что они делают». Он испытал это на собственной выставке в Институте современного искусства в Филадельфии, когда из-за набившихся в две экспозиционные комнаты четырех тысяч студентов организаторам пришлось …снять со стен уорхоловские картины. Присутствующие восприняли это как должное. Ведь они пришли посмотреть на автора. А увидев - плакали, как на концерте каких-нибудь рок-идолов и брали у него автографы на чем попало.

Виновник массовой истерики вспоминал: «Наконец дирекция вызвала пожарную команду, которая при помощи лома вскрыла находившуюся за нами опечатанную железную дверь, и нас вывели наружу через крышу в соседнее здание и по пожарной лестнице - в полицейские машины. Я задумался: что именно заставляло всех этих людей рыдать? Такое зрелище невозможно было себе представить на открытии выставки. Даже выставки поп-арта. Собственно говоря, мы не были на выставке искусства - мы сами были экспонатами, мы были воплощением искусства».

Фото с http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://devorzongallery.com/files/imagecache/node_body/files/images/artist-full/andy-warhol.jpg&imgrefurl=http://devorzongallery.com/artists/andywarhol&usg=__Je2DGIXI2AdzvIfBczvN94ydGCQ=&h=632&w=500&sz=45&hl=ru&start=93&um=1&tbnid=lCdNLJAqKrdilM:&tbnh=137&tbnw=108&prev=/images%3Fq%3DAndy%2BWarhol%26ndsp%3D18%26hl%3Dru%26lr%3D%26client%3Dfirefox-a%26channel%3Ds%26rls%3Dorg.mozilla:ru:official%26sa%3DN%26start%3D90%26um%3D1%26newwindow%3D1


Его знаменитая шелкографическая мастерская «Серебряная фабрика» (The Silver Factory) в доме на углу 47-й стрит и 3-й авеню стала прообразом клуба - любимым пристанищем творческой тусовки. Дизайнер Билли Нейман (Billy Name) декорировал ее стены осколками зеркал и серебряной фольгой, а из мебели с нью-йоркских помоек создал вполне гламурную обстановку.

И атмосфера  располагала к креативу. Кого здесь только не было: и  писатель-драматург Труман Капоте (Truman Capote), и актриса Эди Седжвик (Edith Sedgewick), и музыкальный менеджер Дэнни Филдс (Danny Fields), и режиссер Пол Морисси (Pol Morrissey), актер и режиссер  Деннис Хоппер (Dennis Hopper), модель Дженни Хольцер (Jenny Holzer), певица Нико (Nico, Christa Päffgen), "Роллинг Стоунз" (The Rolling Stones) и многие другие - знаменитые и безызвестные. Фабриканты рисовали, устраивали фотосессии, модные показы и вечеринки, сочиняли музыку и стихи, снимали кино, курили марихуану, влюблялись и расставались.

Фото с http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://img.slate.com/media/1/123125/123118/2209169/2210656/2211422/090218_8_stephen-shore.jpg&imgrefurl=http://www.slate.com/id/2211423/slideshow/2211498/fs/0//entry/2211527/&usg=__sPlX7uxJsgeItxuE_VwSpv8zKlU=&h=450&w=600&sz=49&hl=ru&start=9&um=1&tbnid=67Oubu6BRsnslM:&tbnh=101&tbnw=135&prev=/images%3Fq%3DStephen%2BShore%2BWarhol%26hl%3Dru%26lr%3D%26client%3Dfirefox-a%26channel%3Ds%26rls%3Dorg.mozilla:ru:official%26sa%3DG%26um%3D1%26newwindow%3D1


Открытие показа одежды, 1966 г. (На фото: поэт Rene Ricard, модель Susan Bottomly,  танцовщик, музыкант и актер Eric Emerson, актриса Mary Woronov, Andy Warhol, художник Ronnie Cutrone, Paul Morrissey and  Edie Sedgwick.
Фото: Стефен Шор (Stephen Shore).


…Многие обитатели «Фабрики» так и зависли в 60-х. Ее хозяин был слишком разумен и достаточно циничен, чтобы умереть от наркотиков или суицидального приступа.
Не умер он и от четырех пуль, выпущенных  в него из пистолета феминисткой Валери Соланс (Valerie Solanas) в июне 68-го. Смерть настигла Уорхола во сне, в Медицинском центре Корнуэлл на Манхеттене, где ему сделали несложную операцию по удалению желчного пузыря. Но это случилось в далеком 1987-м.

фото с http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://pics.livejournal.com/drugoi/pic/00ap50rg.jpg&imgrefurl=http://the-zonker.livejournal.com/&usg=__BHyRcxwM167lWm7TWpI9b1KERfI=&h=562&w=450&sz=58&hl=ru&start=9&um=1&tbnid=jFiI3EQLvfn8dM:&tbnh=133&tbnw=106&prev=/images%3Fq%3D%25D0%25AD%25D0%25BD%25D0%25B4%25D0%25B8%2B%25D0%25A3%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%26hl%3Dru%26lr%3D%26client%3Dfirefox-a%26channel%3Ds%26rls%3Dorg.mozilla:ru:official%26sa%3DN%26um%3D1%26newwindow%3D1


Энди Уорхол после покушения на него Соланс, 1969 г.
Фото: Ричард Аведон (Richard Avedon).

А тогда, в 60-е, Уорхол увлекся кино, сняв несколько андеграундных многочасовых фильмов, среди которых "Сон" ("Sleep") (6 часов сна на камеру), "Эмпайр" ("Empire") (8 часов созерцания верхних этажей небоскреба Эмпайр-Стэйт-Билдинг); открыл первую дискотеку "Гимнасий" и продюссировал прото-панковскую группу «Вельвет Андеграунд» (The Velvet Underground).
В 70-х он создал портреты Лайзы Минелли (Liza Minnelli), Мика Джаггера, Ленина, Мао Цзэдуна (Mao Tse-Tung). Тогда же позиционировал себя бизнес-художником, придя к выводу, что высшее из искусств – искусство Бизнеса.

Фото 1965 г. /с  http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://warhol.org.ru/gallery/andy_warhol2.jpg&imgrefurl=http://warhol.org.ru/gallery/view.aspx%3Fid%3D2&usg=__eL6xocBz7AsVQpdK5Wxg-Z2uPyE=&h=600&w=398&sz=99&hl=ru&start=56&um=1&tbnid=91qhBdtZM3S_cM:&tbnh=135&tbnw=90&prev=/images%3Fq%3D%25D0%25AD%25D0%25BD%25D0%25B4%25D0%25B8%2B%25D0%25A3%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%26ndsp%3D18%26hl%3Dru%26lr%3D%26client%3Dfirefox-a%26channel%3Ds%26rls%3Dorg.mozilla:ru:official%26sa%3DN%26start%3D54%26um%3D1%26newwindow%3D1


Энди Уорхол, Эди Седжвик и промоутер Чак Уэйн (Chuck Wein) на Манхэттене, 1965 г.
Фото: Берт Глинн (Burt Glinn).

Но не смотря на медийность и публичность, ему удалось сохранить в тайне свой внутренний мир, как ни пытались проникнуть туда все, кому не лень.
И теперь никто никогда не узнает, когда же он был самим собой - когда писал:

«Самое прекрасное в Токио – МакДональдс.
Самое прекрасное в Стокгольме -- МакДональдс.
Самое прекрасное во Флоренции - МакДональдс.
В Москве и Пекине пока нет ничего прекрасного»


или

«Я никогда не мог привыкнуть к тому, как красиво выглядит песок на пляже, и вода его омывает и выравнивает, и деревья и трава – все так прекрасно.
Я думаю, владеть землей и не разрушать ее - самое красивое искусство из всех, которым мы когда либо обладали»

Фото с  http://davidmccabephotography.com/


Энди Уорхол  у Стеклянного дома (Glass House) архитектора Филипа Джонсона (Philip Johnson) в Нью-Канаане (штат Коннектикут).
Фото: Дэвид МакКейб (David McCabe).

В конце концов все закончилось. Интерес к поп-арту истаял. Кураж прошел. Страсти улеглись. Изображения всего, что Энди идентифицировал как «ничто», утомили и публику, и создателей. Итог собственной деятельности гениальный провокатор подвел в завещании, распорядившись написать на своей могиле лишь одно слово: FICTION ( лат. fictio – выдумка, вымысел).

Впрочем, возможно он лукавил или это была очередная его фантазия...
Почему бы и нет? К тому времени он вполне обессмертил свое имя.

Фото с http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://andy-warhol.navajo.cz/andy-warhol.jpg&imgrefurl=http://andy-warhol.navajo.cz/&usg=__RXdljIkSzVrueruilCTMGvQh2JU=&h=357&w=250&sz=19&hl=ru&start=20&um=1&tbnid=INML10bzvIfQcM:&tbnh=121&tbnw=85&prev=/images%3Fq%3DHelmut%2BNewton%2BAndy%2BWarhol%26ndsp%3D18%26hl%3Dru%26lr%3D%26client%3Dfirefox-a%26channel%3Ds%26rls%3Dorg.mozilla:ru:official%26sa%3DN%26start%3D18%26um%3D1%26newwindow%3D1


Энди Уорхол, Париж, 1974 г.
Фото: Хельмут Ньютон (Helmut Newton).

Все, кто живы, тому свидетели - самый американский из американских художников, творец и документалист американской культуры второй половины ХХ столетия, шоумен, мистификатор, человек-бренд - и в ХХI веке остается иконой актуального искусства и его идейным вдохновителем.

Фото с  http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://andy.warhol.szm.com/file/andy-warhol5.jpg&imgrefurl=http://andy.warhol.szm.com/foto.html&usg=__81hhuLvSjMsaGjUkBckOL04u_OU=&h=392&w=518&sz=38&hl=ru&start=283&um=1&tbnid=OAgy058802VHgM:&tbnh=99&tbnw=131&prev=/images%3Fq%3DAndy%2BWarhol%26ndsp%3D18%26hl%3Dru%26lr%3D%26client%3Dfirefox-a%26channel%3Ds%26rls%3Dorg.mozilla:ru:official%26sa%3DN%26start%3D270%26um%3D1%26newwindow%3D1


Потомкам, с бездумной радостью вливающимся в consumer society (общество потребления), полезно познакомиться с его картинами и книгами, чтобы услышать: «Ничто всегда модно. Всегда стильно. Ничто - совершенно. Ничто - противоположность пустоты», но, «когда люди и цивилизации вырождаются и становятся меркантильными, они всегда подчеркивают свою внешнюю красоту и богатство».

Фото с http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://graphics8.nytimes.com/images/2007/02/04/arts/04jame.1.190.jpg&imgrefurl=http://www.nytimes.com/2007/02/04/movies/04jame.html&usg=__JbbNAW18gQAeOazVJ2BVxsPH79Q=&h=265&w=190&sz=20&hl=ru&start=20&um=1&tbnid=Y8uGrzgIKyj3RM:&tbnh=112&tbnw=80&prev=/images%3Fq%3DAndy%2BWarhol,%2BEdie%2BSedgwick%2Band%2Bthe%2BEmpire%2BState%2BBuilding,%26ndsp%3D18%26hl%3Dru%26lr%3D%26client%3Dfirefox-a%26channel%3Ds%26rls%3Dorg.mozilla:ru:official%26sa%3DN%26start%3D18%26um%3D1%26newwindow%3D1


Уорхол, 1971 г. (?)
(На съемках фильма
"Чао! Манхэттен", в котором снималась его подруга Эди Седжвик).


...Ну а у него, как и прежде, нет недостатка в критиках, последователях и поклонниках*
Так что, король поп-арта скорее жив, чем мертв.

С днем рождения, Энди!



В 2007 году на аукционе Christie's работа Уорхола "Авария зеленой
машины"
(1963 г.) из серии "Смерть и несчастья" была продана за $71,72
млн (Список самых дорогих картин).

Уорхол об Уорхоле

Фото с http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://thegood.files.wordpress.com/2007/08/95-david-bailey-warhol-edie-sedgwick.jpg&imgrefurl=http://www.viewblogg.com/2009/06/david-bailey.html&usg=__Pxt-iOvNLvdDwvk8CohXx_FyqJE=&h=625&w=615&sz=44&hl=ru&start=1&um=1&tbnid=kEIZxDNgwzR40M:&tbnh=136&tbnw=134&prev=/images%3Fq%3DDavid%2BBailey%2BWarhol%26hl%3Dru%26lr%3D%26client%3Dfirefox-a%26channel%3Ds%26rls%3Dorg.mozilla:ru:official%26hs%3DyfB%26sa%3DN%26um%3D1%26newwindow%3D1
Фото: Дэвид Бэйли (David Bailey).



"Я всегда уверен, что сейчас посмотрю в зеркало и ничего не увижу. Все меня называют зеркалом. А если зеркало посмотрит в зеркало, на что оно будет смотреть?"

***

"Один критик назвал меня «Само ничто», и это совсем не укрепило меня в ощущении собственного существования. Но потом я понял, что само по себе существование ничего не значит, и почувствовал себя лучше. Однако меня все еще преследует мысль о том, что я посмотрю в зеркало и никого не увижу, только пустоту".

***

"Близость смерти похожа на близость жизни, потому что жизнь - это ничто".

***

"В те периоды моей жизни, когда я чувствовал себя весьма общительным и искал близкой дружбы, я не мог найти людей, которым это было нужно, поэтому именно тогда, когда я больше всего не хотел быть один, я им был".

***

"Как только перестаешь чего-то хотеть, ты сразу это получаешь. Я выяснил, что это абсолютная аксиома".

***

"Приобретение магнитофона действительно положило конец любой эмоциональной жизни, которая у меня могла бы быть, но мне было приятно видеть, что она окончена. С тех пор уже ничто не становилось проблемой, потому что проблема означала всего лишь наличие хорошей кассеты, а когда проблема превращалась в хорошую кассету, она переставала быть проблемой".

***

"В 60-е годы люди, по-моему, забыли, что такое эмоции. И не думаю, что они о них вспомнили".

***

"В наше время, когда продолжительность жизни так выросла. Нам следовало бы оставаться младенцами гораздо дольше...
Когда люди узнавали о сексе в пятнадцать лет и умирали в тридцать пять, у них , очевидно, возникало меньше проблем, чем у моих современников, которые узнают о сексе лет в восемь и доживают до восьмидесяти. Это слишком долгое время для интриги с одной и той же идеей".

***

"Я не вижу ничего ненормального в одиночестве. Мне хорошо одному. Люди слишком преувеличивают значение их любви. Она не всегда так важна. Тоже относится и к жизни – ее значение люди тоже преувеличивают. Личная жизнь и личная любовь – как раз то, о чем не думают восточные мудрецы".

***

"...любовь и секс - это бизнес".

***

"Самая лучшая любовь – это любовь, когда – не-думаешь-об-этом. Некоторые могут заниматься сексом и им действительно удается опустошить свой ум и заполнить его сексом; другие никогда не могут позволить своему уму опустеть и заполниться сексом, поэтому когда они занимаются сексом, они думают: «Неужели это действительно я? Неужели я действительно это делаю? Это очень странно. Пять минут назад я этого не делал. И через некоторое время я уже не буду это делать. Что бы сказала мама? Кто только это придумал?""

***

"Именно высокая продолжительность жизни выводит из строя все старые ценности и их практическое применение".

***

"Смешные люди - единственные люди, которые мне интересны, потому что если в человеке нет ничего смешного, мне с ним скучно".

***

"Мне кажется, я один из самых завистливых людей на свете. Моя правая рука завидует, если левая рисует красивую картинку….Очень часто я делаю то, что совсем не хочу делать, только потому что меня мучает зависть –кто-нибудь другой может сделать это вместо меня….И те несколько раз за всю жизнь, когда я выступал по телевидению, я так завидовал ведущему телешоу, что не мог говорить… Как только включаются телекамеры, я могу думать только об одном: "Хочу собственное шоу… Я хочу свое шоу".

***

"Я очень нервничаю, когда вижу, что в меня кто-то влюбляется. Каждый раз, когда у меня «роман» я так нервничаю, что привожу с собой всех сотрудников моей мастерской. Обычно это пять-шесть человек…
Чтобы отблагодарить всех, кто работает у меня в мастерской за то, что они меня сопровождают, я, кроме прочего, предлагаю им свои услуги по сопровождению их на свидание. Двое любят пользоваться этой услугой, потому что они немного похожи на меня - не хотят, чтобы что-то происходило".

***

"…мужчина, для которого очень важно, как он выглядит, обычно очень старается выглядеть привлекательно, что само по себе крайне недостойное качество для мужчины".

***

"Женщин особенно хочется целовать, когда на них нет косметики".

***

"Именно фантазии создают людям проблемы. Если бы у вас не было фантазий, то не было бы и проблем, потому что вы бы просто воспринимали все таким, как оно есть. Но тогда бы у вас не было романтических приключений, потому что романтические приключения – это когда находишь образ о котором мечтал, в людях, не имеющих с ним ничего общего".

***

"Я очень часто вижу сильных женщин, которые ищут слабых мужчин, способных поработить их".

***

"Мой друг кинорежиссер очень справедливо сказал: «Фригидные люди могут жить по-настоящему». И он прав: они действительно могут. И так они и делают".

***

"Никогда не встречал человека, которого не мог бы назвать красивым".

***

"Я всегда замечаю, как говорю: «Она красавица!» или «Он красавец!» или «Какая красота!», но я никогда не знаю, о чем я говорю. Я и, правда, не знаю, что такое «красота», не говоря уж о том, что такое "красавица"".

***

"Интереснее быть с людьми, которые что-то делают".

***

" Я верю в пластическую хирургию".

***

"Если люди хотят провести всю жизнь, мажась кремом, выщипывая волоски, причесываясь, укладываясь и приклеивая, - это тоже нормально, потому что это хоть как-то их занимает".

***

"Чистоплотность - это так важно! Ухоженные люди по-настоящему красивы. Не имеет значения, что они носят, с кем они, сколько стоят их украшения и одежда, и насколько хорош их макияж: если они нечистоплотны, они некрасивы. Самые обычные и немодные люди в мире могут быть красивыми, если очень хорошо ухожены".

***

"Признаюсь, сам носил замшевые и кожаные штаны какое-то время, но в них никогда не чувствуешь себя чистым, к тому же это просто дегенерация - носить шкуры животных, их можно носить разве что если хочешь согреться. Не понимаю, почему еще не изобрели ничего такого же теплого, как мех. Так что после этого периода дегенерации я вернулся к джинсам. С большой радостью".

***

"Красота, которой грозит опасность, становится более красивой, но красота в грязи становится уродливой".

***

"Дети всегда красивы… Это можно сказать и о животных - я никогда не видел некрасивого зверя".

***

"В жизни кинозвезды даже не могут приблизиться к стандартам, которые они же установили на кинопленке".

***

"Мой любимый имидж – положительный и обыкновенный человек. Если бы я не хотел выглядеть так «плохо», я хотел бы выглядеть обыкновенно".

***

"…обычно я принимаю людей такими, какими они сами себя видят, поскольку их представление о себе больше связано с тем, как они мыслят, нежели с их внешним видом".

***

"Но если вы следите за своим весом, попробуйте нью-йоркскую диету Энди Уорхола: в ресторане я заказываю все, чего не хочу, так что могу долго возиться со всем этим, пока остальные едят. И каким бы шикарным ни был ресторан, настаиваю, чтобы официант завернул мне заказ с собой, а на улице я нахожу уголок, где могу оставить все это, ведь в Нью-Йорке так много людей, которые живут на улице и все их добро умещается в хозяйственной сумке".

***

"Но красота и богатство совсем не связаны с тем, насколько ты хорош – только подумать, сколько красивых людей заболевает раком. И многие убийцы красивы, так что вопрос можно считать решенным".

***

"Америка - действительно Сама Красота. Но она была бы еще прекраснее, если бы у всех хватало денег на жизнь".

***

"Иногда что-то может выглядеть красивым только потому, что оно чем-то отличается от окружающих предметов".

***

"Существует три вещи, которые для меня всегда красивы: мои старые добрые ботинки, которые не жмут, моя собственная спальня и таможня США, когда я возвращаюсь домой".

***

"Недавно одна компания заинтересовалась приобретением моей «ауры». Мои произведения им были не нужны. Они только говорили: «Нам нужна ваша аура». Я так и не понял, чего они хотели. Но они были готовы заплатить большие деньги. Тогда я подумал, что если люди готовы столько за «это» заплатить, надо бы мне постараться выяснить, что это такое".

***

"Но быть знаменитым - не так уж важно… Хотя есть хорошая причина, чтобы быть знаменитым,- ты можешь читать толстые журналы и знать всех, о ком там пишут. Страница за страницей идут твои знакомые. Я обожаю такое чтение - ради этого и стоит быть знаменитым".

***

"Журналистов еще труднее раскусить, чем политиков".

***

"Своевременная статья, напечатанная в нужном месте, действительно может прославить тебя на целые месяцы, и даже годы".

***

"…после того как моя фотография появилась в «Тайм» я неделю не мог выгуливать собаку в парке, потому что люди показывали на меня пальцем".

***

"Вплоть до прошлого года я был никем в Италии. Я был кем-то, может быть, в Германии и Англии, поэтому я больше не езжу в эти страны".

***

"Некоторые люди подвержены действию телевизионной магии: они совершенно теряют лицо, когда не в кадре, но полностью собираются, когда их снимаю".

***

"Я никогда не теряюсь, потому что мне никогда не удается собраться".

***

"Так вот, я думаю, у каждого есть свое время и место для того, чтобы «включиться».
Где я включаюсь?
Я включаюсь, когда отключаюсь и иду спать. Это тот великий момент, которого я всегда жду".

***

"Неподходящие люди всегда мне кажутся подходящими".

***

"Так странно думать, что кто-то проводит всю жизнь, думая о тебе".

***

"Психи всегда мне пишут. Я думаю, моя фамилия включена у психов в какой-нибудь список для рассылки их корреспонденции".

***

"В наше время, даже если ты мошенник, с тобой все равно будут считаться. Ты можешь писать книги, выступать по телевидению, давать интервью, - ты большая знаменитость, и никто не смотрит на тебя свысока за то, что ты мошенник. Ты все равно наверху. Это потому, что люди больше, чем в чем-либо еще, нуждаются в звездах".

***

"Когда я был при смерти, мне пришлось подписывать кассовый чек".

***

"Иногда говорят, что события в кино нереальны, но на самом деле нереально то, что с тобой происходит в жизни. На экране эмоции выглядят сильными и правдивыми, а когда с тобой действительно что-то случается, то ничего не чувствуешь – как будто смотришь телевизор".

***

"Бизнес – это следующая ступень после Искусства".

***

"Я начинал как коммерческий художник и хочу закончить как бизнес-художник".

***

"Успех в бизнесе - самый притягательный вид искусства".

***

"…зарабатывание денег – это искусство и работа – это искусство, а хороший бизнес – лучшее искусство.
Мне всегда нравится работать над отходами, делать вещи из отходов. Я всегда считал, что у выброшенных вещей, вещей, которые по общему мнению никуда не годятся, огромный потенциал – из них можно сделать что-то очень смешное".

***

"У людей, живущих в Нью-Йорке, есть настоящие стимулы хотеть того, чего никто другой не хочет – хотеть всевозможных отходов. Здесь столько людей, с которыми приходится конкурировать, что изменить свои вкусы и хотеть того, чего не хотят другие ,- это единственная надежда чего-либо добиться".

***

"Полагаю, у меня особое представление о понятии «работа», потому что , я думаю, жизнь как таковая – очень тяжелая работа над чем-то, что тебе не всегда хочется делать".

***

"Если бы у меня был хороший компьютер, я бы мог за выходные угнаться за своими мыслями, если бы отстал от самого себя".

***

"Это я в последнее время не делаю, а надо бы, – чаще встречаться с учеными. Я думаю, самым лучшим званым ужином был бы тот, на котором каждого приглашенного попросили бы принести с собой какую-нибудь новость из мира науки. Тогда не осталось бы ощущения, что ты потратил время зря, лишь накормив пищей желудок".

***

"Мне посылают по почте много подарков, но хотелось бы , чтобы вместо них и рекламы изданий по искусству я получал бы рекламу научных идей на доступном мне языке. Тогда мне снова захотелось бы открывать почту".

***

"Одна моя подруга-актриса рассказала мне, что после того, как ей уже не нужны стали деньги и драгоценности, у нее появились и деньги и драгоценности. Я думаю, мы выигрываем от того, что так всегда получается, поскольку, когда ты уже не жаждешь иметь что-то, ты не сойдешь с ума, получив это. Когда ты перестаешь желать чего-то, ты сможешь справиться с его обладанием".

***

"Следующая по степени тяжести работа, после процесса жизни – это секс… Некоторые получают энергию от секса, а некоторые – теряют. ...Я убедился в том, что  это слишком трудоемкий процесс. Но если у тебя есть на это время и если ты нуждаешься в таком упражнении, - значит, нужно это делать. Но можно было бы избежать  многих хлопот, если бы удалось сначала понять, получаешь энергию или теряешь. Как я уже сказал, лично я теряю энергию. Однако могу понять и тех, кто бегает в поисках секса".

***

"Один мой знакомый попал в самую точку, когда сказал: «Фригидные люди действительно добиваются успеха». У фригидных людей нет стандартных эмоциональных проблем, которые стесняют многих и мешают им заниматься делом".

***

"По-моему пора открыть курсы для горничных в колледже и дать им какое-нибудь привлекательное название. Люди не хотят работать, если их работа не имеет привлекательного названия".

***

"Каждый человек что-нибудь да делает для другого – сапожник шьет для тебя обувь, а ты его развлекаешь – это всегда обмен, и если бы не печать презрения, которую мы наложили на некоторые специальности, обмен всегда был бы равноценным".

***

"Я всегда думал, что Президент может сделать очень много для того, чтобы изменить эти представления. Если Президент зайдет в общественный туалет Капитолия и снимут на телекамеру, как он чистит туалет и говорит: «Почему нет? Кто-то должен это делать!», это здорово поддержит боевой дух людей, занимающихся чудесной работой по чистке туалетов".

***

"У Президента так много рекламного потенциала, который не используется. Ему надо бы как-то сесть и составить список всего того, что люди стесняются делать, но чего не должны стесняться, а потом проделать все это самому и показать по телевидению".

***

" У стюардесс авиалиний самый лучший общественный имидж – хозяйки воздушного салона. На самом деле их работа такая же, как у официанток в «Бикфорде» плюс несколько дополнительных обязанностей. Я не хочу принижать стюардесс, я просто хочу повысить престиж леди из "Бикфорда"".

***

"Что замечательно в нашей стране, так это то, что Америка положила начало традиции, по которой самые богатые потребители покупают в принципе тоже самое, что и бедные… Кока-кола есть кока-кола, и не за какие деньги ты не купишь кока-колы лучше, чем та, что пьет бродяга на углу".

***

"Думай, как богатый. Одевайся, как бедный".

***

"Поскольку люди в будущем будут жить дольше и становиться старше, им придется научиться дольше быть детьми. Я думаю, сейчас это как раз и происходит".

***

"Некоторые говорят, что Париж более эстетичен чем Нью-Йорк. Ну в Нью-Йорке у тебя не хватает времени на эстетику, потому что полдня нужно, чтобы доехать до окраины и еще полдня, чтобы доехать до центра".

***

"Я невзрослый, но может, что-нибудь еще случится с моими гормонами и я смогу повзрослеть. У меня начнут появляться морщины, и я перестану носить свои крылышки".

***

"Обычно говорят, что время все меняет, но на самом деле, это ты сам все изменяешь".

***

"Иногда люди позволяют одной и той же проблеме годами портить им жизнь, а между тем они могут просто сказать: «Ну и что». Это одно из моих выражений: «Ну и что?»
«Мама меня не любила». Ну и что.
«Муж не хочет меня». Ну и что.
«Я преуспел, но до сих пор одинок». Ну и что".

***

"Что заставляет человека тратить время на грусть, когда он может быть счастлив?"

***

"Самое худшее, что может с тобой случиться после конца жизни,- это если тебя забальзамируют и положат в пирамиду… Я хочу чтобы мой организм просто исчез".

***

"Единственный способ сохранить немного времени для самого себя – поддерживать себя в таком непривлекательном виде, чтобы никому другому ты не был интересен".

***

"Если хочешь, чтобы жизнь проходила перед тобой как фильм, просто путешествуй, и можешь забыть о своей жизни".

***

"Мне нравится рутина повседневной жизни".

***

"Когда я сегодня оглядываюсь вокруг, самый вопиющий анахронизм, который я вижу, - это беременность. Я просто не могу поверить, что люди все еще могут быть беременны".

***

"Лучшее время для меня –это когда у меня нет проблем, от которых я не могу откупиться".

***

"Я не верю в нее (смерть), потому что, когда она наступает, человека уже здесь нет. Я не могу о ней ничего сказать. Потому что я к ней не готов".

***

"Деньги для меня – МОМЕНТ.
Деньги - мое НАСТРОЕНИЕ".


***

"Я считаю, что быть действительно богатым – значит иметь одно пространство. Одно большое пространство".

***

"Я терпеть не могу воспоминаний…"

***

"У меня всегда был внутренний конфликт, потому что я робкий и в то же время люблю занимать много личного пространства".

***

"Я чаще нарушаю то, что проповедую, чем выполняю".

***

"Как я уже сказал, я хочу собственное шоу, под названием «Ничего особенного»".

***

"В Нью-Йорке приходится лишком часто заниматься уборкой, и когда закончишь, становится не-грязно. В Европе люди очень много убирают, но когда они заканчивают, становится не просто не-грязно, а чисто".

***

"Хотя в Нью-Йорке и весело, но чаще всего все как-то не складывается".

***

"Меня смущает, что я не люблю летать, потому что обожаю быть современным; но я компенсирую это тем, что так люблю аэропорты и самолеты".

***

"Когда двое целуются, они всегда похожи на рыб".

***

"Те, с кем я путешествую, должны быть очень добродушными и легкими в общении людьми, чтобы вынести то, чему я их подвергаю, и не сломаться, - ведь им еще надо как-то привезти нас домой".

***

"Драгоценности не заменят новых стелек".



Из книги Энди Уорхола "Философия Энди Уорхола" ( От А к Б и наоборот)
Москва, Д. Аронов, 2002 год
Перевод с английского  Г. Северской.

(Подбор цитат Е.В.)

Прочитать по теме

Энди Уорхол, Пэт Хэкетт
Попизм. Уорхоловские 60-е
POPism: The Warhol Sixties


Издательство: Амфора, 2009 г.
Твердый переплет, 352 стр.

Воспоминания одного из мэтров современного искусства, родоначальника жанра "поп-арт" Энди Уорхола, написанные в соавторстве с его личным секретарем Пэт Хэкетт.

Книга целиком охватывает период 1960-х гг., когда Уорхол состоялся как известный и модный художник.

Выставки, богемные тусовки, концерты, жизнь знаменитой "Фабрики" - художественного объединения, созданного Уорхолом в своей мастерской, - все это через призму вызова, бросаемого творческим человеком окружающему миру, традициям и самому себе.

Комментарии

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter