3
38653

Вербальная агрессия и ее виды

Вербальная агрессия - это психологическое насилие. Эксперты полагают, что такое насилие встречается гораздо чаще, чем физическое...

на сайте с 10 апреля 2008

Что есть вербальная агрессия?

Вербальная (речевая, словесная) агрессия – это словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме.
В рамках терминологической системы Дж.Остина акт вербальной агрессии в более широком смысле может быть определен как деликт (delictum – от лат. «поведение против закона») – «нарушение поведенческих норм; поведение, которое (по конвенции в данной среде) считается предосудительным», синонимами которого в разных ситуациях выступают такие понятия, как промашка, проступок, провинность, прегрешение, преступление, грех, вина. В этой связи можно вполне согласиться с точкой зрения одного из наиболее известных отечественных исследователей психологического аспекта агрессии – Н.Д. Левитова, отметившего, что в «некоторых случаях об агрессивных действиях говорят как об энергично наступательных и дают им положительную оценку… Однако «положительная» агрессия является скорее исключением, имеющим место в в узко специальной сфере» (например, имитация агрессии в психотерапии). «Агрессия, - утверждает Н.Д. Левитов, - должна рассматриваться прежде всего в аспекте воли, направленной в дурную, а часто и порочную сторону»
Такие образные понятия, как, например, «праведный гнев», «благородная ярость», «героическая ненависть» выходят за рамки явления вербальной агрессии. Как справедливо замечает Г. Линденфилд, «гнев и агрессия – не одно и то же»
При этом если в определенном смысле целесообразно говорить о позитивном значении и продуктивной направленности отдельных негативных переживаний (позиция ряда современных психологов), то в отношении словесных проявлений переживаний, отрицательно воздействующих на адресата (эмоциональных выплесков в агрессивной словесной форме), аналогичные утверждения представляются неправомерными.
На этих основаниях, несмотря на то, что ряд ученых разделяют проявления агрессии на деструктивные (враждебность, ненависть, жестокость, экспансивность, нетерпимость, нанесение вреда, причинение ущерба, жажда мести и т.п.) и недеструктивные, или конструктивные (настойчивость, упрямство, защита, преодоление барьеров, актуализация личности, конфронтация без причинения вреда и т.п.), в настоящем исследовании речевая агрессия рассматривается как однозначно негативное (хотя и в различной степени), имеющее отрицательные последствия коммуникативное воздействие и взаимодействие, а агрессивная речь оценивается в таких пейоративных определениях, как грубая, бранная, ругательная, обидная, оскорбительная, неприязненная, невежливая, унижающая, подавляющая и т.п.
Поэтому предложенное ранее определение вербальной агрессии целесообразно дополнить и уточнить, в частности, такими понятиями, как негативный способ коммуникативного взаимодействия; отрицательное речевое воздействие; обидное общение; деструктивное общение; проявление грубости в речи.
Необходимо также отметить новейшую тенденцию расширительного определения словесной агрессии (преимущественно в СМИ) как языка вражды – свободный перевод английского словосочетания «hate speech» (ненавидящая речь).

По материалу книгу Ю.В. Шербининой "Вербальная агрессия"
Изображение взято отсюда

Читать Введение к книге Ю.В. Щербининой "Вербальная агрессия"
Читать статью "Я агрессивен, ты агрессивен..."
Читать "Об агрессивном поведении молодежи" (в том числе и словесном)
Читать статью "Хамство непобедимо?"

Литература по теме

Вербальная агрессия
Книга
Автор:
Ю. В. Щербинина
Цена:
196.00 руб.
Вес:
350 г
развернуть
В монографии излагаются теоретические основы комплексного исследования феномена вербальной агрессии как лингво-риторической, психолого-педагогической и социально-фи...
Как справиться с вербальной агрессией
Книга
Автор:
Патрисия Эванс
Цена:
62.00 руб.
Вес:
150 г
развернуть
Если вы сами не подвергались вербальной агрессии, то наверняка о ней слышали. Автор опровергает мнение о том, что в ссоре виноваты оба партнера, как утверждает народная м...

Виды вербальной агрессии

Одна из немногочисленных попыток систематизировать проявления агрессии в речи предпринималась в исследованиях А.Басса (Buss, 1976), предложившего три шкалы описания агрессивных действий (физическая/вербальная, активная/пассивная, прямая/непрямая), в соответствие с которыми были выделены четыре разновидности агрессии слова.

• Вербальная активная прямая – словесное оскорбление или унижение другого человека
• Вербальная активная непрямая – распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке
• Вербальная пассивная прямая – отказ говорить с другим человеком, отвечать на его вопросы
• Вербальная пассивная непрямая – отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения, высказаться в защиту незаслуженно критикуемого человека

Как можно заметить, приведенная классификация, во-первых, не является полной и не исчерпывает всего многообразия разновидностей вербальной агрессии, которые можно выделять по разным основаниям. Во-вторых, приведенные примеры явно не всегда точно отражают и недостаточно полно характеризуют исследуемый феномен. Однако в целом разработки Баса представляются достаточно последовательными и потому используются в настоящем в качестве базовой основы.

Пример вербальной агрессии, и, как следствие, физической

Способы защиты от агрессии

Методов, способных помочь вам справиться с агрессией достаточно.
Например, метод “Прогнозируемые последствия” - демонстрация уверенности, позволяющая поделить с собеседником ответственность за развитие ситуации. В начале конфликта человек озвучивает для агрессора возможные сценарии развития ситуации, предлагая другой стороне выбрать наиболее приемлемый. Естественно, что, формулируя варианты, можно ввести другую сторону в растерянность, не исключено, что вы спровоцируете ее на активные действия (если вы к ним готовы).

Метод “Кавычки” предложен популярным американским психотерапевтом Милтоном Эриксоном. В ответ на агрессивное высказывание описывается ситуация третьего лица, и в эту ситуацию косвенно встраивается собственное отношение к происходящему: “К моему другу тоже подошли с такой просьбой. Знаешь, что он ответил? “А не пошли бы вы все!” (В этой фразе человек “от третьего лица” высказывает свое отношение к происходящему.) Какие злые все-таки люди стали!” Метод помогает снять негативные эмоции, высказать собственные мысли по поводу ситуации и собеседника, и при этом не дать прямого повода к началу активной агрессии. Хотя вдумчивым собеседником, конечно, он воспринимается как прямая ирония.

Метод “Уход в безэмоциональность” основан на том, что в ситуации нормального общения люди говорят с большим количеством интонационных, смысловых и эмоциональных акцентов. При использовании данного метода вы резко замедляете темп общения, ваши интонации становятся ровными, однотонными. Вы смотрите слегка исподлобья, делаете четко выраженные паузы в конце фразы, убираете напряжение голоса. Но здесь необходимо быть очень осторожным и не превратить сдержанность в холодность и безразличие, иначе слишком эмоциональные оппоненты впадут в бешенство. А мы помним, что наша задача – уйти от агрессии, смягчить, а не вызвать ее.

Метод “Доведение до абсурда”. В ответ на заявление следует без возражения, с некоторым согласием предлагать образ развития ситуации, рационально изложив последствия, которые явно неприемлемы для другой стороны:

“- Папа, я решил жениться.
- Хорошо, сынок. Но учти: семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, подумай, что тебе важней, - все или семья?”

Метод “Свернутый контакт”. Он заключается в умении продемонстрировать уверенное поведение. Например, в ответ на неконструктивную критику вместо обиды или ответной агрессии лучше сказать фразу, типа: Хорошо, я над этим подумаю”. Подобный ответ демонстрирует вашу защищенность и показывает, что ситуацией выбора управляете все-таки вы. Такой метод полезно применять на начальных стадиях конфликта и опасно применять в критический, кульминационный момент, так как опять же, как в ситуации с “безэмоциональностью”, можно вызвать нежелательный всплеск и так уже накалившихся эмоций оппонента.

Метод “Другая роль”. Здесь используется стратегия расширения спектра игрового поведения. Человеку даются сигналы, что на самом деле у вас что-то есть “за спиной”, и ему стоит подумать, прежде чем вступать с вами в конфликт:

“Шмидт видит своего друга, переходящего улицу в неположенном месте. Полицейский останавливает его и требует, чтобы он уплатил штраф.
- Вам разрешено штрафовать министра? – спрашивает Шмидт, подходя к ним.
Полицейский, немного подумав, вежливо прощается и уходит.
- Ты министр? – спрашивает друг.
- Нет, - отвечает Шмидт, - я просто так спросил”.

Метод “Парадоксальная интенция” заключается в том, чтобы сказать или сделать то, чего агрессор от тебя ну никак не ожидает:
“- Ну и идиот же ты!
- Что ты хочешь сказать?
- Нет, ты не только идиот, но еще и дурак!
- Это я услышал, что же ты все-таки хочешь сказать?”

Читать далее о различных методах борьбы с агрессией

Еще варианты борьбы с агрессией

Полезные ссылки по вербальной агрессии

Комментарии

15 апреля 2008 в 16:13
 
спасибо за компас, очень интересный.
пример по методу “Доведение до абсурда” улыбнул :).
автор
15 апреля 2008 в 18:19
 
спасибо за компас, очень интересный.
пример по методу “Доведение до абсурда” улыбнул :).
Спасибо вам.
Приятно, что понравилось )
А методы действительно довольно забавные.
Но, что самое главное - помогают )
23 июля 2008 в 19:20
 
классно, причем тема-то актуальна - я вот например не сразу иногда могу правильно среагировать на грубость... теперь во всеоружии
автор
28 октября 2008 в 16:03
 
классно, причем тема-то актуальна - я вот например не сразу иногда могу правильно среагировать на грубость... теперь во всеоружии
Вообще, да )
Уметь достойно среагировать на вербальную агрессию - это дорогого стоит, что и говорить.

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter