6
18155

Венедикт Ерофеев - первый русский писатель-постмодернист

"Так — не живут, не говорят, не пишут. Так может только один" - эти слова Беллы Ахмадулиной подчёркивают пародоксальность, необычайную силу и самобытность литературного таланта Венедикта Ерофеева. Его поэма "Москва-Петушки" стала культовым произведением не только для советского андеграунда. Она и сейчас остаётся одним из главных шедевров русской литературы 20 века.

на сайте с 29 июля 2008

Биография Венедикта Ерофеева

Венедикт Васильевич Ерофеев (1938, станция Чупа Мурманской области — 1990, Москва), писатель. В 1955 поступил на филологический факультет МГУ, жил в общежитии на улице Стромынке; оставив университет в 1956, скитался по стране, был строителем Новых Черемушек, грузчиком на кирпичном заводе на Пресне. Учился в 1960 в Орехово-Зуевском, в 1962-63 во Владимирском, в 1964 в Коломенском педагогических институтах.

10 лет занимался монтировкой кабельных линий связи по всей стране; на этих работах вокруг Москвы, в районе г. Железнодорожный, Ерофеев начал, а через два месяца в районе Лобни-Шереметьева закончил принесшую ему мировую известность поэму в прозе "Москва-Петушки"(1969-1970 гг.).

В 1974 Ерофеев поселился в доме на Пушкинской улице, 5/6 (ныне Большая Дмитровка), где к нему охотно приходили в гости художники, ученые, писатели, известные диссиденты и др. С 1978 жил в Химках-Ховрине (Флотская улица, 18), где написал трагедию "Вальпургиева ночь, или Шаги командора", документальный коллаж "Моя маленькая лениниана", начал пьесу "Фанни Каплан" (не окончена, опубликована в 1991).

Умер 11 мая 1990 года от рака горла, похоронен на Кунцевском кладбище.

Читать подробнее на сайте www.moskva-petushki.ru

Инсталляция Бориса Мессерера "Реквием по Венедикту"


Список произведений

  • "Записки психопата", 14 октября 1956 года — 16 ноября 1957 года. Первое крупное произведение писателя, по его словам, "самое объемное и самое нелепое из написанного".
  • Москва-Петушки, поэма. Самое известное произведение Ерофеева. Написана в 1970 году. Первая публикация - в израильском альманахе «Ами» в 1973 году. В СССР поэма впервые напечатана в декабре 1988 — марте 1989 гг. в журнале «Трезвость и культура» в сильно сокращённом варианте.
  • "Василий Розанов", эссе. Впервые напечатано 13 июля 1973 года в № 8 журнала "Вече"
  • "Саша Черный и другие", эссе. Написано в январе 1982 года, впервые опубликовано посмертно (Сначала в "Независимой газете", 1991, № 9, потом в "Русской мысли", 1991, № 3879 , "Континенте", 1991, № 67 и в журнале "Театр", 1991, № 9).
  • "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора. Трагедия в 5-ти актах." Начало работы над произведением - 31-го декабря 1984 года, окончание - 18 апреля 1985 года. Первая публикация пьесы в журнале "Континент" (Париж) — № 45 и в Югославии (Jerofejev, Venedikt. Valpurgijska noc ili Koraci Komandora. Prev. Aleksandr Badnjarevic. Novi Sad: Polja, 1985). В СССР опубликована в 1989 году.
  • "Моя маленькая лениниана", закончена 6 февраля 1988 года. Сборник цитат из трудов Ленина. Впервые опубликована в "Континенте"(№ 55 за 1988 год).
  • "Диссиденты, или Фани Каплан", неоконченная пьеса, в первый раз опубликована в "Континенте" (1991, № 67).

Поэма "Москва-Петушки" - главное произведение писателя

Обложка поэмы \ "Москва-Петушки" — наиболее известное произведение Венедикта Ерофеева. В своих записных книжках автор называет точные даты начала и окончания работы над поэмой: 19 января 1969 года и 6 марта 1970 года соответственно.

Первое издание "Москвы - Петушков" вышло в 1973 году в Израиле (журнал Ами). В СССР поэму до 1988 года читали только в виде самиздата. Лишь в 1988 году произведение было напечатано в журнале "Трезвость и культура", да и то в сильно сокращённом виде. В настоящее время существует множество переизданий "Москвы-Петушков", поэма переведена на 30 языков. Было множество российских и зарубежных театральных постановок.

В основе сюжета - путешествие главного героя на электричке из Москвы в Петушки. По пути Веничка распивает различные спиртные напитки, рассуждает на философские темы, беседует с попутчиками. В произведении встречается множество автобиографических подробностей, текст поэмы насыщен литературными отсылками. Это аллюзии на совершенно различные текст: от античной мифологии до советской литературы.

Есть несколько подходов к изучению "Москвы-Петушков". Практически все критики соглашаются с тем, что поэма является предтечей русского постмодернизма. Многие исследователи (О.Седакова, Э.Эпштейн, М.Липовецкий) видят в главном герое традицию изображения юродивого, т.е. человека, который, высмеивая устоявшиеся истины, показывает их сущность. Литературоведы также отмечают полистилистичность произведения, т.е. создание автором такого текста, где уживаются библейский, соцреалистический, народно-обсценный мифы. Успешны и опыты интерпретации поэмы в христианском контексте.
Подробнее - на странице "Москвы-Петушков" в Википедии

Венедикт Ерофеев в молодости


Выдержки из записных книжек Венедикта Ерофеева

Всю жизнь писатель делал записи, которые сейчас изданы отдельной книгой. Здесь Вы можете прочитать отдельные выдержки из неё.

  • Не говори с тоской "не пьем",
    Но с благодарностию "пили".
  • Любить тебя или наоборот? Т.е. перед тобою пуд соли и тебя терзает: съесть с тобою этот пуд или высыпать его тебе куда-нибудь.
  • Не будем обижаться, не будем издеваться,
    А будем обнажаться, а будем раздеваться.
  • Ну, да что говорить, все зависит от душенастроения. Вот и наш портвейн народ зовет иногда пренебрежительно: бормотуха, а иногда ласково: портвешок.
  • Если "да", то "да". Если "нет", то "нет". Что сверх того - то музыка.
  • Когда камыш только шумит, гнутся деревья.
  • Коллекционировать те способности, которые отличают человека ото всей фауны: 1) способность смеяться, 2) пить спиртные напитки, 3) совершать беспричинные поступки, 4) поступать наперекор своей выгоде, 5) решиться поднять на себя руки.

Отрывки из интервью с Венедиктом Ерофеевым

Памятник В.Ерофееву в Москве -Кто оказал на вас влияние?

- Сначала, конечно, Гоголь. Немножко - Мопассан. Меня интересует английская литература начала прошлого века, от Байрона до Вальтера Скотта (не как романист, а как поэт в блестящих переводах нашего Жуковского).

-Что для Вас Библия?

- Это то, без чего невозможно жить. Я жалею людей, которые ее плохо знают. Я ее знаю наизусть. Этим могу похвалиться. Я из нее вытянул все, что только может вытянуть человеческая душа, и не жалею об этом. Человека, который ее не знает, считаю чрезвычайно обделенным и несчастным.

- А с кем чувствуете духовную близость?

- С могучим белорусом Василем Быковым. И еще Алексем Адамовичем. Отличные мужики. Маленькое расположение испытываю к Распутину, и то небольшое. Меня многие обвиняют в излишней глобальности. А их можно обвинить в том, что они слишком 'байкальничают'.

- Как вы относитесь к Булгакову?

- Прохладно. Мне не нравится. Я до сих пор не прочел "Мастера и Маргариту". Дохожу до 38-й страницы и не могу, мне невыразимо скучно. И одержимость остальных я мало понимаю.

- А Набоков нравится?

- Еще бы! Никогда зависти не знал, как говорил Сальери, а тут завидую, завидую.

Полный вариант интервью

Современники о Ерофееве

  • "Никогда не замарав неприкосновенно опрятных крыл души и совести, художественного и человеческого предназначения тщетой, суетой, вздором, он исполнил вполне, выполнил, отдал долг, всем нам на роду написанный. В этом смысле — судьба совершенная, счастливая. Этот смысл — главный, единственный".
    Белла Ахмадулина
  • "Веничка не столько был отвергнут миром, сколько сам его отверг, но при этом не отгородился, а бросил вызов, горько и страшно выразив свое несогласие с устройством мира, показав, что он другой".
    Ефим Курганов
  • "Ерофеев - очень русский автор, то есть писатель, для которого светская литература намертво повязана с христианской традицией откровения, духовного прорыва из быта в бытие. Текст Ерофеева - всегда опыт напряженного религиозного переживания. Все его мироощущение наполнено апокалиптическим пафосом".
    Александр Генис
  • "Может быть, зрители греческой трагедии переживали что-то похожее на то, что внушали нам тогда "Петушки": на эти страх и сострадание к невинному и одновременно неразгаданно виновному гибнущему герою".
    Ольга Седакова
  • "Всякая попытка осмысленного разговора о Венедикте Ерофееве обречена на провал. Либо ученая тоска полезет, либо пошлость".
    Александр Немзер

Видео по теме:

Авторское чтение "Москва-Петушки", кадры из фильма "Москва-Петушки"

Книги Венедикта Ерофеева

Москва-Петушки
Книга
Автор:
Венедикт Ерофеев
Цена:
130.00 руб.
Вес:
215 г
развернуть
"Все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загородиться человек, чтобы человек был грустен и растерян. О, самое бессильное и позорное время в...
Венедикт Ерофеев. Собрание сочинений в 2 томах
Книга
Автор:
Венедикт Ерофеев
Цена:
278.00 руб.
Вес:
600 г
Том 1."Высоких зрелищ зритель" c. 5-15
Москва-Петушки (аудиокнига MP3)
Книга
Автор:
Венедикт Ерофеев
Цена:
186.00 руб.
Вес:
100 г
развернуть
Он мечтал совершить переворот в маленьком городке Петушки ...
Грезил о высадке американского десанта ...
Разговаривал с царем Митридатом ...
Сфинкс загадывал ем...
Мой очень жизненный путь
Книга
Автор:
Венедикт Ерофеев
Цена:
490.00 руб.
Вес:
810 г
развернуть
Книга "Мой очень жизненный путь" - это и своеобразный отчет издательства "Вагриус" за пять лет работы с литературным наследием Венедикта Ерофеева, и скромный подарок к ег...

Комментарии

7 августа 2008 в 21:26
 
А что за режиссер "Москва-Петушки" снимал? Это какой-то арт-хауз?
20 августа 2008 в 18:23
 
Веня шикарен.
20 марта 2014 в 06:14
 
Ну и ну. Да это один из очень немногих действительно стоящих вэб-сайтов. Мы на прошлой неделе с друзьями тоже обсуждали похожую тему. http://lynxconcept.com/ Неплохо изложено. Такая статья стоит и сил и времени.

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter