0
680

Архитектура и интерьер

По словам древнеримского архитектора Витрувия, архитектура основывается на трёх началах: лат. firmitas — прочность, лат. utilitas — польза и лат. venustas — красота

на сайте с 30 марта 2010

Дворец земледельцев - современное русское барокко.



В Казани построили новый шедевр архитектуры - Дворец земледельцев! Это название выведено на фронтальном фасаде здания на русском и татарском языках.
Новое здание министерства сельского хозяйства  и продовольствия может смело стать в ряд достопримечательностей этого древнего города наряду с Казанским Кремлем, [тарелкойk цирка и пирамидой культурного-развлекательного центра.
Дворец был построен всего за два года! Стоимость строительства составила 1 млрд. рублей.
Дворец земледельцев поражает своей шикарной незамысловатостью и величественностью, свойственным зданиям эпохи барокко, который был основным в европейском искусстве с конца XVI и до середины XVIII века. Его внешний вид обманчив - кажущееся небольшим, здание имеет высоту 48 метров в самой высокой своей точке (центральный шпиль).

 


 
 

  

 

Красиво жить не запретишь


Дача печально известного петербургского бизнесмена Сергея Васильева в Ленинградской области (Вырица). Дворец представляет собой уменьшенную копию Екатерининского дворца в Пушкине, но по богатству убранства, пожалуй, даже превосходит его. Построен недавно.

 



 



















































Раджастан - город сказка, город мечта
























 

Собор Св.Александра Невского, София, Болгария

Идея воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его русскому святому Александру Невскому была выдвинута 13 апреля 1879 года на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в Велико-Тырново Петко Каравеловым. 26 февраля 1881 года была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней; 19 февраля 1882 года на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма, который был завершён строительством в 1912 году.

Автором проекта храма был российский архитектор Александр Померанцев.

После вступления Болгарии в Первую мировую войну против России, в 1915, собор переосвящён в честь святых Кирилла и Мефодия. По отречении царя Фердинанда от престола в 1919 году, Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора, вопрос о чём был внесён в Народное Собрание Болгарии, которое постановило возвратить собору первоначальное наименование. 12 сентября 1924 года[1], в день памяти князя Александра Невского, митрополитом Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь святого князя, а на следующий день северного придела — во имя святых Кирилла и Мефодия, а 14 сентября — южного во имя святого царя Бориса.

Крупнейший, после собора святого Саввы в Белграде, православный собор на Балканах. Высота главного купола собора — 45 м, колокольни — 53 м, площадь собора — 3170 кв.м. Храм вмещает до 5000 человек. На колокольне находится 12 колоколов общим весом 23 тонны.

Среди авторов писанных маслом 82 икон, а также 273 фресок храма — 17 посланцев России, в том числе В. М. Васнецов, П. Е. Мясоедов, А. М. Корин, А. А. Киселев, Н. А. Бруни, В. Д. Болотнов.


Русско-византийский стиль и неорусский стиль

Как только не обзывали "искусствоведы" и "историки" архитектуры периода мрачного совка эти два стиля :(
"ложновизантийский"
"псевдорусский"
"псевдовизантийский"
Набрав в поисковике название, я с удивлением увидел, что ничего не изменилось и на сайтах перепечатывают статьи из старых учебников. Очень повеселила информация, что оказывается Храма Христа Спасителя сейчас не существует.Анализируя все эти статьи, пришёл к выводу, что при совке очень уж раздражала национальная состовляющая этого стиля, поэтому его любили называть китчёвым.
Тёмные люди.
Но если по существу, отбросив идеологическую шелуху, правда такова.
Архитектор В. П. Стасов построил в 1826 году храм Св. Александра Невского в Потсдаме.
По указу императора Николая Первого он должен был быть в национальном стиле.





Сам император имел архитектурное образование и принимал деятельное участие в создании нового стиля.

Впоследствии приглашённый им архитектор К. А. Тон, разработал в 1830-х годах несколько типовых проектов православных храмов в русско-византийском стиле. Они близки стасовскому храму по композиционным решениям и деталям; это позволяет считать, что в появлении русско-византийского течения в архитектуре середины XIX в. значительная роль принадлежала В. П. Стасову.
Сущность русско-византийского стиля заключалась в использовании архитектурных образов и форм культового русского зодчества VII века в сочетании их с элементами византийской архитектуры.
Крутой замес, да?
Это был совершенно новый стиль, который придумали архитекторы в своих мастерских-лабораториях :)
Наверное что-то подобное было во Франции, когда был придуман стиль Наполеона III - смесь ампира, роккоко и барокко с колониальными элементами.

Неорусский стиль отличался от русско-византийского тем, что использовался в основном в светских постройках, но тоже использовал декор русского зодчества VII века. Пример: ГУМ и исторический музей на Красной площади.

храм Успения Пресвятой Богородицы, С-Петербург(1895-1900 )



Храм Св. Софии в Харбине



Храм Св. Великомуч. Пантелеимона воздвигнут в нач. XX в. (архитектор Е.Ф. Ермаков).


Храм Христа Спасителя


Храм Александра Невского, Таллинн


Храм Св. Николая в Кронштате ещё называют морским



Храм в Иркутске. Старая фотография.


Храм в Батуми. Старая фотография.


Иконостас храма Спаса на Крови


Храм Св. Николая в Токио


Храм Рождества Христова в Риге


Храм монастыря Св. Пантелеимона в Одессе


Храм Св. Михаила Архангела в Каунасе


К сожалению не знаю где находится этот прекрасный храм


Храм Успения Пресвятой Богородицы в Омске

Старинная Вена

 

Архитектура Вены в фотографиях, которые достаточно отражают портрет города Будет и сецессион, и хай-тек, и старина Хундертвассера, и Вена имперская классическая.

Это - типичная уличная перспектива Вены имперской. 90% зданий империи разных наслоений, 10% - вкраплений современности

Классика империи, самый центр города - Мария-Терезия плац, это сейчас Музей истории искусств.



Здание Оперы на Ринге в стиле неоренессанс, 1869 год.

Ещё одна уличная перспектива имперской Вены. Это, кажется, Каринтийская улица (Кертнерштрассе).

Кафедральный собор св.Стефана. Расположен в центре плотной застройки, и снять его мало-мальски развёрнуто - большая проблема.

Внутри собора св.Стефана. Когда мы тут появились, как раз шла месса, и потом патер читал проповедь прихожанам.

Парламент Австрии (а раньше - Австро-Венгерской империи), 1884 год. Этакая Греция в центре Вены. Тут была провозглашена в 1918 году, после проигрыша Первой Мировой, независимость отдельной Австрии, жалкого осколка былой державы.

Бургтеатр, одно из любимейших зданий Несостоявшегося Художника, прокинутого венской бюрократией-от-искусства на вступительных экзаменах в начале XX века. 1888 год, расписывал изнутри Климт. Кроме того, здание знаменито тем, что оно первое в империи было освещено электричеством.

Венская Ратуша, напротив Бургтеатра (1883 год). Вот одно из наиболее изящных соооружений Вены периода Империи. И как доминанта она очень выразительна, издалека.

Это здание на берегу Дунайского Канала очень выразительно по архитектуре. Возможно, это какое-то военное наследие габсбургской империи.

Карлскирхе, 1730-е. Её, кстати, видно от памятника советским воинам.

А вот это "изделие" в центре Вены, как будто образованное бесформенными слипшимися червяками разной формы.


Вот такой вот на перекрёстке премиленький зайчик из шляпы.

Ещё одна уличная перспектива, на этот раз с зданием в стиле сецессион.

И снова модерн с узорами.

Барышня хороша.

Ещё, сецессион.


Ну и наконец, самый известный изврат старины Хундертвассера и символ Вены уже 25 лет - этот самый Дом. Построен в 1985-м.

Хундертвассер проповедовал единство природы и городского существования. Вот что вышло.

Как тут конкретно народу живётся, я не знаю. Но, наверное, дорого такое содержать и следить за всем этим. Разнообразные растения-то непрерывно растут.

Расписано здание (точней, та часть его, что не в зелени) весёленькими разноцветными красочками. Думаю, такое можно было б сделать в Норильске - люди б спасибо сказали, на Севере с цветами большой дефицит.

Прямых линий Хундертвассер избегал, по мере сил.

Около Дома есть и фонтанчик.

А вот, вдали, Котельная Шпителлау - 1990 год. Его же, Хундертвассера, работа.

Наконец, посмотрим современный фасад города. Это - набережная, пейзаж напротив (если смотреть через Дунай) "городка ООН".

Очень интересный дунайский мост.

Собор Santa Maria del Fiore

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре La Cattedrale di Santa Maria del Fiore— кафедральный собор во Флоренции, самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто.

В архитектурном плане примечательны купол, созданный по проекту Филиппо Брунеллески и облицовка стен с внешней стороны полихромными мраморными панелями различных оттенков зелёного (из Прато) и розового (из Мареммы) цветов с белой каймой (из Каррары). Дуомо Duomo), он же —собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore) был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города.Красный купол собора, ставший символом Флоренции, как бы парит над всем городом.

Необыкновенно изящный и одновременно грандиозный собор стал своеобразным рубежом, отделившим архитектурные традиции средневековья от принципов строительства эпохи Возрождения.

Дуомо воздвигли на месте старого кафедрального собора Санта-Репарата, который к концу XIII столетия, согласно документам того времени, начал обрушаться, насчитывая девять веков своего существования. Тем более храм стал мал для города в период быстрого роста населения. Также процветающая Флоренция должна была превзойти в величии кафедральные соборы своих тосканских соперников — Сиену и Пизу, храмом большим в размере и богаче украшенным. В результате Санте-Мария-дель-Фьоре стал на момент завершения постройки в 1434 г. самым большим во всей Европе



Решение о строительстве собора на месте древней церкви Санта-Репарата (IV—V века) было принято в 1289 г. Задание построить на месте Санта-Репараты более величественную церковь получил от гильдии искусств зодчий Арнольфо ди Камбио.




Собор являлся местом проповедей Савонаролы, а также в соборе во время заговора Пацци в 1478 г. было совершено покушение на Лоренцо Медичи и его брата Джулиано. Организатором покушения был папа Сикст IV. В результате нападения Джулиано Медичи был убит, а Лоренцо спасся в одной из ризниц собора







Строился собор около шести веков под руководством, как минимум, шести архитекторов. Легат папы Бонифация VIII, кардинал Пьетро Валериано Дурагуерра, будучи первым папским легатом, посланным во Флоренцию, заложил первый камень в основание здания 9 сентября 1296 года в присутствии многочисленных священнослужителей, городских чиновников и большого количества горожан.
Собор имеет форму латинского креста, три нефа, два боковых трансепта и полукруглую апсиду.






Fabio borbottoni, 1820-1902, interno del duomo di firenze

В интерьере собора выделяются необычные часы, созданные Уччелло в 1443 г. и идущие по сей день. Стрелка этих часов движется против обычного направления (аналогично часам на ратуше в еврейском квартале Праги). На стенах собора изображены английский кондотьер Джон Хоквуд, итальянский наёмник Никколо да Толентино, Данте с «Божественной комедией». В соборе установлены бюсты органиста Антонио Скварчалупи, философа Марсилио Фичино, и Брунеллески. Брунеллески и Джотто похоронены на территории собора.




Часы

Главный неф

Купол

Баптистерий (крещальня) посвящён Иоанну Крестителю (San Giovanni Battista). Баптистерий является самым старым зданием площади Дуомо (романское строение V века). Современная мраморная облицовка была выполнена в XI—XII веках. Полукруглая апсида в XIII веке была заменена на прямоугольную. Свод купола украшен византийскими мозаиками XIII—XIV веков. Мозаика изображает картину Страшного суда с фигурой Христа в центр
Интерьер Баптистерия. Купол

Интерьер Баптистерия. Фигура Христа

Наиболее древними являются южные ворота, созданные Андреа Пизано. Ворота содержат 28 панелей с барельефами, изображающими жизнь Иоанна Крестителя и Основные Добродетели
Двое других ворот созданы Лоренцо Гиберти. Северные ворота созданы в 1401—1424 гг. также содержат 28 панелей, заключённых в рамы и выполненных в готическом стиле. Эти барельефы изображают картины из Нового Завета. Восточные ворота являются самыми известными. Они были созданы в 1425—1452 гг. Ворота разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории. Это творение Гиберти было высоко оценено Микеланджело и названо им «Вратами рая». В настоящее время панели «Врат рая» заменены на копии, а оригинальные панели находятся в музее Дуомо.
Северные ворота Баптистерия

Восточные ворота Баптистерия («Врата рая»)

Восточные ворота Баптистерия («Врата рая»). Панель «История Иосифа» (копия)

Восточные ворота Баптистерия («Врата рая»). Панель «История Иосифа» (оригинал в музее Дуомо)

Восточные ворота Баптистерия («Врата рая»). Бюст Гиберти

Копия этих ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге (при этом некоторые панели поменяли своё место).











Арнольфо ди Камбио разработал проект.Он спроектировал три широких нефа, оканчивающихся под куполом восьмиугольной формы, причём средний неф был расположен на месте старой Санта Репарата. После смерти Арнольфо ди Камбио в 1302 г. строительство собора приостановилось на тридцать лет. В 1330 г. в Санта-Репарата обрелись мощи святого Зиновия Флорентийского, что придало работам новый стимул. В 1331 г. гильдия торговцев шерстью ( Arte della Lana) взяла на себя попечение над строительством и назначила на пост главного архитектора Джотто, который вместо продолжения строительства собора начал в 1334 г. строительство кампанилы (колокольни). Когда Джотто умер в 1337 г., был возведён лишь первый её ярус. В 1348 г. работы были прекращены в связи с чумой.
Карл V сказал по поводу кампанилы: «…такую драгоценность следует хранить под колпаком и доставать оттуда исключительно по большим праздникам».


С 1349 г. работы возобновились под руководством ряда архитекторов, начиная с Франческо Таленти, который закончил кампанилу и расширил площадь строительства, апсиду и трансепта. В 1359 г. пост Таленти занял Джованни ди Лапо Гини (1360—1369), разделивший главный неф арками на четыре квадратных участка. Другие архитекторы, участвовавшие в строительстве: Альберто Арнольди, Джованни д’Амброджо, Нери ди Фьораванте и Орканья. К 1375 г. старая церковь Санта-Репарата была снесена, к 1380 г. был окончен неф, а к 1418 г. оставалось только закончить купол.


Паоло Уччелло Надгробный памятник Джону Хоквуду, 1436
Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция

Андреа дель Кастаньо. Надгробный памятник Никколо да Толентино

View of Ancient Florence by Fabio Borbottoni 1820-1902


К 1380 г. стены здания были, наконец, возведены, но возникли проблемы со строительством купола. Возник перерыв в строительстве на 40 лет. Затем был построен купол Брунеллески.

Собор был освящён в 1436 г., но фасад был недостроен. Франческо Медичи приказал разобрать фасад и построить его заново. Лишь в XIX в. было решено достроить собор. В 1887 г. появился существующий ныне фасад. Его автор — Эмилио де Фабрис

Храм Спас-на-крови в Снкт-Петербурге

Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге является музеем и памятником русской архитектуры. Был возведен по указанию Александра III и решению Синода на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец  И. Гриневицкий смертельно ранил Александра II, которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права.



Собор расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Вместимость собора – 1600 человек.

[/b]







История храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге
Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.



Александр II Николаевич



Константин Маковский."Александр [b]II 
на смертном одре".



Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).



Александр III Александрович



Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание,  для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.









Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.







В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны этот решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей



Внешний вид храма Спас-на-крови  в Санкт-Петербурге
Собор имеет ассиметричную форму, вытянутую по оси восток-запад. К восточной стороне собора примыкают три алтарные апсиды – центральная и две малые, боковые с медными позолоченными куполами. С западной части - двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. Входные двери смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены двадцать памятных досок из темно-красного гранита, на которых золочеными буквами  обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года). Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни, выполненные мозаикой - главное украшение фасада собора. Мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора.



Между крыльцами находится распятие (также из мозаики). Сверху – изображения двуглавого орла. Общая площадь мозаики фасадов составляет 400 квадратных метров. Глава собора, покрытая  цветной ювелирной эмалью, имеет луковичную форму. Такой же купол  и у центрального шатра. Колокола, главный из которых весил 1100 пудов, были изготовлены в Финляндии.













   Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне строгой архитектуры Северной столицы оно кажется игрушкой. Прослеживается сходство собора с храмом Василия Блаженного в Москве.



Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге
Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повляло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола.  В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М.Васнецова, М.В.Нестерова, А.П.Рябушкина, Н.Н.Харламова, В.В.Беляева.

 









Орнамент из яшмы на северном киоте.



 

Скорбное место.

Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова - "Богоматерь с Младенцем" и "Спаситель".





Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция,  которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза. Под сенью хранятся реликвии собора – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.





Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.





Храм Спас-на-крови - это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом  надвигающейся революции.



Фрагмент решетки набережной.



 

Храм "Спас на крови" в живописи:

 



Художники Дубникова Елена  и Чернякова Лидия.



Художники Дубникова Елена  и Чернякова Лидия.



Песчаная Ольга.



Подгаевская Марина.

 

Комментарии

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter