1
51176

Скандинавские мифы - от викингов до современного фэнтези

Компас посвящен традиции, откуда к нам пришли эльфы и гномы. Это мировоззрение, которое сформировалось на севере Европы - мифология северогерманских народов.

на сайте с 29 июня 2008

Скандинавский полуостров - колыбель викингов.

Скандинавский полуостров зимой Северная оконечность Европы - Скандинавский полуостров был колонизирован северогерманскими племенами во второй половине 1-го тысячелетия новой эры. На развитие региона наложили свой отпечаток географические и климатические условия Скандинавии. Суровые погодные условия (часть полуострова лежит в субарктическом климате) выработали менталитет, известный нам как "нордический". Море, изобилующее рыбой посодействовало развитию судоходства, а продолжительная зима и преимущество леса и горы на обжитой территории тому, что земледелие не достигло такого развития,как у соседей - южных германцев и славян. Свою судьбу скандинавы видели лишь в море. Они строили суда для рыбной ловли и набегов на соседей. Города строились в неприступных скальных фьордах. Полосатые паруса видели и уважали даже в Средиземном море, а нанять викингов в свою дружину не гнушались самые могущественные правители. Во что же верили предки современных шведов, датчан и норвежцев?

Старшая Эдда.


Мифология и предания древних скандинавов дошли до наших дней в двух литературных источниках, значение которых сложно недооценить. Расскажу немного о первом из них:
Песня о богах и героях, условно объединяемые названием "Старшая Эдда" сохранились в рукописи, которая датируется второй половиной XIII века. В целом, все эддические песни подразделяются на песни о богах и песни о героях. Песни о богах содержат богатейший материал по мифологии, это наш важнейший источник для познания скандинавского язычества (правда, в очень поздней, так сказать, "посмертной" его версии).

Художественное и культурно-историческое значение "Старшей Эдды" огромно. Она занимает одно из почетных мест в мировой литературе. Образы эддических песен наряду с образами саг поддерживали исландцев на всем протяжении их нелегкой истории, в особенности в тот период, когда этот маленький народ, лишенный национальной независимости, был почти обречен на вымирание и в результате чужеземной эксплуатации, и от голода и эпидемий. Память о героическом и легендарном прошлом давала исландцам силы продержаться и не погибнуть.
Читать полностью, сама Старшая эдда

Младшая Эдда

В сокровищнице мировой литературы "Младшая Эдда" - произведение единственное в своем роде. Ни в одном другом произведении не нашла такого полного отражения мифология, которую не только все скандинавские народы, но и все народы, говорящие на германских языках, считают своим ценнейшим культурно-историческим и художественным наследием. Поэтому "Младшая Эдда", наряду со "Старшей Эддой", сборником древнеисландских песен о богах и героях, пользуется немеркнущей славой во всем германском мире.
Младшая эдда

Скандинавские мифы в интернете

Прибытие викингов

Отрывок из известного фильма

История создания мира

Корова Аудумла В начале была чёрная бездна Гинунгагап, по оба края которой лежали царства льда — Нифльхейм и огня — Муспелльхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков (Эливагар) брали из него своё начало. Оба края бездны, соединившись, произвели Имира и телицу Аудумла. Из пота Имира родилась пара — мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны.

Корова Аудумла лизала солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов. От коровы родился Бури. Его сын Бёр взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вили и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард.

Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам — иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи — женщину. Затем один из асов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий — кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину — Аск, а женщину — Эмбла. (Аск и Эмбла)

За морем, к востоку от Мидгарда, асы создали страну Ётунхейм и отдали её во владение Бергельмиру и его потомкам.

Со временем асов стало больше, тогда они построили для себя страну высоко над землёй и назвали её Асгардом.
Источник

Убийство Имира


Аск и эмбла

Марка Фарерских островов


Первоисточники

Старшая Эдда. Скандинавский эпос
Книга
Автор:
Цена:
164.00 руб.
Вес:
355 г
развернуть
Самобытные скандинавские мифы изложены увлекательным языком. Цветные иллюстрации на каждой странице - яркие и живые. Книга развивает интерес к чтению, кругозор и любозн...
Младшая Эдда
Книга
Автор:
неизвестен
Цена:
675.00 руб.
Вес:
170 г
развернуть
Репринтное воспроизведение издания 1970 года. Памятник, обычно называемый "Младшая Эдда", написан исландским ученым, поэтом и политическим деятелем Снорри Стурлусоном в 1...

Скандинавский пантеон

Бальдр Высшие боги в германо-скандинавской мифологии назывались асами и жили в Асгарде - стране, находящейся на небе. . Старшим богом считался Один. Кроме Одина было двенадцать богов: Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хёд, Видар, Вали, Улль, Ньёрд, Фрейр, Локи. Основные женские персонажи скандинавской мифологии — Фригг (жена Одина, ведающая судьбы), Фрейя (богиня любви), Идунн (хранительница золотых молодильных яблок), златоволосая Сив (жена бога-громовержца Тора, предположительно связанная с плодородием) и др.Асы постоянно враждовали с Ётунам(великанами). Одно время асы враждовали с ванами (богами плодородия).
Источник

Один

О́дин (или Вотан, Óðinn, Odin, Wodan) — верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец асов. Бог войны и победы, супруг Фригг. Древние римляне отождествляли его с Меркурием/Гермесом.

Мудрец и шаман, знаток рун и преданий, но, в то же время, бог военной аристократии, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий.

По легенде, являлся людям чаще всего в образе одноглазого старика (свой правый глаз Один отдал Мимиру, чтобы испить из источника мудрости) в синем плаще и войлочной шапке, в сопровождении двух воронов или двух волков, вооруженый копьем. Считалось, что под видом бедного странника он бродит по всему свету, и плохо будет тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнет его от своего порога. Жители Скандинавии верили, что он часто объезжает на своем коне землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.

Спутники Одина — во́роны Хугинн и Мунинн (Huginn, Muninn; «думающий» и «помнящий») и волки Гери и Фреки («жадный» и «прожорливый»), его ездовое животное — восьминогий конь Слейпнир (Sleipnir, «скользящий»). В правой руке Одина копье Гунгнир, оно никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает. Его корабль — Скидбладнир (Skíðblaðnir, «сложенный из тонких дощечек»), который можно было сложить в кошель при надобности, и который был самым быстрым кораблем.

Один не нуждался в пище: он никогда не ест, а живёт лишь тем, что пьёт мёд или брагу.

Дикая охота — Один в сопровождении погибших в бою проносится в небе во время зимних бурь.

В сказаниях Один выступает под множеством имён и прозвищ. Это связано с традициями скальдической поэзии, где приняты поэтические синонимы — хейти и непрямые упоминания о предмете — кеннинги. Вот некоторые из имен Одина — Alföðr (Альфёдр — «всеотец»), Ygg (Игг — «страшный»), Hár (Хар — «высокий»), Veratýr (Вератюр — «повелитель людей»), Bölverkr (Бёльверк — «злодей»). Перечень имен приводится в одной из глав Старшей Эдды — «Речи Гримнира»
Источник

Тор

Тор (Þórr, Thor, Thunar, Donar) — в германо-скандинавской мифологии один из асов, бог грома и молнии, "триждырожденный" старший сын Одина и богини земли Ёрд, сын Одина и Фьёргюн, а также Одина и Фригг.

Тор ("громовник"), в германо-скандинавской мифологии бог грома, бурь и плодородия. Он был одним из сыновей верховного бога Одина и богини земли Ёрд или Фьёргюн.

Название боевого молота бога, Мьёлльнир, могло некогда означать слово "молния". Нельзя не заметить, что Тор, злейший враг великанов, имел с ними много общего. Рыжебородый богатырь был весьма энергичен и обладал невероятным аппетитом — за один присест съедал быка. Тор любил меряться силой со всеми.

Его огромную бронзовую колесницу тащили по небу два козла, которых звали Тангниостр ("скрежещущий зубами") и Тангриснир ("скрипящий зубами"). В волшебное снаряжение Тора входили: молот (боевой топор-молния), железные рукавицы, без которых нельзя было удержать рукоять раскаленного докрасна орудия, и пояс, удваивающий силу. Молот Мьёлльнир, выкованный для бога братьями-карликами (цвергами), символ созидательных и разрушительных сил, источник плодородия и удачи, имел массивный боёк, короткую ручку и всегда попадал в цель. С раскаленным молотом и поясом силы Тор был непобедим. Правда, он был не в силах предотвратить Рагнарёк, день всеобщей гибели, но смог избавить мир от змея Ёрмунганда. Тора постоянно сопровождал самый хитрый из Асов Локи, который обычно держался за пояс громовника. Вместе они испытали множество приключений, причем Тор не мог отрицать, что в некоторых случаях изворотливость и ловкость Локи заставляли великанов быть настороже.

Боевой молот Тора, Мьёлльнир, служил богам защитой от великанов и обладал многими волшебными свойствами: влиял на плодородие и смерть, мог возвращать к жизни животных, благословлял браки. Все мифы с участием Тора свидетельствуют о неограниченных разрушительных возможностях его молота; подобно индийскому богу грома и молнии Индре, или же славянскому Перуну, Тор был сокрушителем зла, а в скандинавской мифологии мировое зло олицетворяли великаны-ётуны.
Источник

Локи

Локи (Loki, Loke) — дух огня в германо-скандинавской мифологии, происходит из рода ётунов, но асы разрешили ему жить с ними в Асгарде за его необыкновенный ум и хитрость. Другие имена Локи — Лодур, Лофт.
Сын великана Фарбаути и великанши Лаувейи. До того, как великаны начали войну с Асами, Локи прожил три года в Ётунхейме у великанши Ангрбоды. За это время она родила ему трёх детей: дочь — наполовину красную, наполовину синюю Хель (богиня царства мертвых), гигантского змея Ёрмунганда и волчонка Фенрира. Кроме того, он около года существовал в образе кобылы и родил восьминогого жеребёнка Слейпнира, на котором впоследствии ездил Один. Также у него есть двое детей от Сигюн: Нари и Вали (в др. вариантах: Нари и Нарви, Вали и Царви)

Черты Локи характерны для трикстеров: двуличность, изворотливость, хитрость, коварство. Часто Локи считают лживым, но это не совсем верно: понятия «ложь» и «истина» для Локи просто отсутствуют. Он причинил много бед другим асам, в частности, привел к гибели бога Бальдра. С другой стороны, асы часто прибегали к его услугам в тех случаях, когда надо было проявить хитрость. Локи обладал способностью менять свою внешность. Так, он в образе кобылы сманил коня (Свадильфари) у ётуна-каменщика, строившего Асгард, чем избавил асов от необходимости отдавать последнему в жены одну из богинь.

Разгневанные кознями Локи, асы поймали его и двух его детей, Нари превратили в волка и он разодрал брата на части. Кишками Вали Локи и приковали к скале, к трём камням. Скади, мстя за своего отца, повесила над его головой змею, яд которой непрерывно капает на лицо Локи. Но верная жена бога Сигюн держит над ним чашу, в которую и собирается яд. Когда чаша переполняется, Сигюн идет опорожнить её, а в это время яд капает на лицо Локи, и он бьётся в мучениях. Согласно мифам, именно это является причиной землетрясений.
Источник

Литература

Корни Иггдрасиля
Книга
Автор:
Все авторы
Цена:
41.00 руб.
Вес:
400 г
развернуть
В том вошли лучшие образцы древнескандинавской литературы эпохи викингов - избранные песни о богах и героях `Старшей Эдды`, поэзия скальдов, саги и пряди об исландцах, от...
Викинги. Исчезнувший мир
Книга
Автор:
Дж. Клементс
Цена:
528.00 руб.
Вес:
300 г
развернуть
Впервые! Говорящая обложка! Голос настоящего викинга приветствует каждого читателя!

Почти триста лет походы викингов, став источником легенд о жестоких и кров...
Викинги. Потомки Одина и Тора
Книга
Автор:
Гвин Джонс
Цена:
132.00 руб.
Вес:
430 г
развернуть
В книге собран уникальный материал из историй эпохи викингов. Рассказано о беспрецедентной экспансии на запад, в поисках неведомых земель, жителей Скандинавии, которые ...

Дополнительные ссылки

Альвы (эльфы)

Эльфы (нем. elf — от alb — белый) — волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре. Известны также под названиями альвы (швед.), ши (sidhe (ирл.) - читается как "ши"). Описания эльфов в различных мифологиях различаются, но как правило это красивые, светлые существа, духи леса, дружественные человеку. Многие мифы и писатели не делают различий между эльфами и феями.

В фэнтези-литературе эльфы являются, наряду с гномами, гоблинами и троллями, одной из «стандартных» рас.

А́львы — по сути то же слово «эльфы», только в произношении некоторых германо-скандинавских языков.

В «Старшей Эдде» противопоставляются высшим богам — асам. В «Младшей Эдде» упоминается деление на тёмных (живущих под землёй) и светлых альвов (живущих в небесном чертоге). В поздних германо-скандинавских сагах о создании мира говорится, что альвы были созданы первыми асами (Одином, Вили и Ве) из червей, которые появились в мясе Имира. Тёмным (или подземным) альвам было отдано царство Свартальфахейм, а светлым — Льесальфахейм. «Нижние» альвы — прототип другого мифологического народа, гномов.

В ранней германо-скандинавской мифологии — нестареющая, обладающая магией, прекрасная раса, живущая как и люди, на Земле, либо в своей волшебной стране, которая также описывается физически реальной (так как по легендам люди попадают туда и возвращаются оттуда живыми). Такое представление об альвах, частично сохранившись, дошло даже до средневековья, осталось запечатлено в языке, именах, культуре и генеалогии.

В более поздней (накануне перехода к христианству) германо-скандинавской мифологии — духи природы, населяющие воздух, землю, горы, леса. Слово «альв» в этот период стало обобщать по сути совсем разных существ — собственно, альвов и дварфов. (ситуация, аналогичная позднему значению английского слова «Fairy»)
Источник

Руны

Ру́ны — общее наименование символов (букв) в древних алфавитах. Рунические алфавиты появлялись там, где основным способом письма было вырезание символов на твёрдом основании (камне или дереве), в противоположность клинописи на глиняных табличках или написанию на восковых дощечках.

Наиболее известным из рунических алфавитов являются скандинавские руны.
Согласно скандинавской мифологии, руны открылись Одину, когда девять дней и ночей он, пронзённый собственным копьем, провисел на Мировом древе без еды и питья, после чего, утолив жажду священным (шаманским) мёдом, данным ему Бёльторном, его дедом, он и услышал руны и начертал первые из них окровавленным собственной кровью копьем на Древе.
Читать полностью

Информация о рунах

Советую воспринимать информацию лишь как ознакомительную. В наши дни люди пытаются гадать на рунах, не стоит воспринимать серьезно то, что они говорят

Бросание рун


Валькирии

Валькирии ("выбирающие убитых"), в скандинавской мифологии воинственные девы, участвующие в распределении побед и смертей в битвах, помощницы Одина. Первоначально валькирии были зловещими духами сражений, ангелами смерти, получавшими удовольствие от вида кровавых ран. В конном строю проносились они над полем боя, словно стервятники, и именем Одина вершили судьбы воинов. Избранных героев валькирии уносили в Вальхаллу - "чертог убитых", небесный лагерь дружинников Одина, где те совершенствовали свое военное искусство. В поздних скандинавских мифах образы валькирий романтизировались, и они превратились в дев-щитоносиц Одина, девственниц с золотыми волосами и белоснежной кожей, которые подавали избранным героям еду и напитки в пиршественном зале Вальхаллы. Они кружили над полем битвы в облике прелестных дев-лебедей или всадниц, скачущих на великолепных жемчужных конях-облаках, чьи дождевые гривы орошали землю плодородным инеем и росой.
Согласно англо-саксонским легендам, некоторые из валькирий произошли от эльфов, но большинство из них были дочерьми знатных князей, которые стали валькириями-избранницами богов еще при жизни, и могли превращаться в лебедей.
Читать дальше

О валькириях

Конец мира - Рагнарек

Рагнаро́к или Рагнарёк в германо-скандинавской мифологии — последняя битва между богами и ётунами, во время которой погибнет существующий мир.

Согласно пророчеству, в день Рагнарока чудовищный волк Фенрир проглотит солнце, погрузив мир во тьму, а море выйдет из берегов, когда из глубин всплывёт мировой змей Ёрмунганд. К ним примкнёт и огненный великан Сурт с пылающим мечом, который выжжет землю, и повелительница загробного царства Хель, и коварный бог Локи вместе со всеми инеистыми великанами-ётунами. Против них выступят все асы во главе с Одином и все эйнхерии. Один сойдётся в битве с Фенриром и будет им убит, Тор сразится со змеем Ёрмунгандом и убьёт его, но и сам падёт от его яда. После того, как великан Сурт сожжёт мир, он возродится вновь.

Пророчество о Рагнарёке сделано мёртвой провидицей Вельвой, которую специально для этого на время оживил Один.
Источник

Рагнарек
Происхождение мифа о Рагнарёке.

Хтонические чудовища

Рассказ о скандинавских мифах будет неполным без этих антигероев

Фенрир отгрызает руку Тору Фенри́р (Fenrir, Fenris, Fenrisúlfr) — в германо-скандинавской мифологический громадный волк, сын Локи и Ангрбоды.
Фенрир вырос среди асов, кормить его отваживался только Тюр, бог воинской храбрости. Чтобы обезопасить себя, асы решили сковать Фенрира цепью, но могучий волк легко рвал самые крепкие цепи (Лединг, Дромми). В конце концов асам хитростью все же удалось сковать Фенрира волшебной цепью Глейпнир, но, чтобы волк позволил надеть на себя эту цепь, Тюру пришлось вложить руку ему в пасть в знак отсутствия злых намерений. Когда Фенрир не смог освободиться, он откусил руку Тюра. Асы приковали Фенрира к скале глубоко под землей, и воткнули меч между его челюстями.
В день Рагнарёка, согласно пророчеству вещих Норн, богинь судьбы, Фенрир разорвет свои оковы и поглотит солнце. В финале же битвы Фенрир убьет Одина и будет убит Видаром, сыном Одина.
Источник


Гарм (др.исл. Garmr) — в германо-скандинавской мифологии огромный четырёхглазый пёс, охранявший Хельхейм, мир мёртвых, хтоническое чудовище.
Гарм живёт в пещере назвавшей Гнипа (Gnipahellir). Считается, что вся пещера покрыта кровью. Гарм — крупнейший из псов (кроме Фенрира). Вой Гарма будет одним из признаков начала Рагнарёка. Во время Рагнарёка, Гарм и Тюр убьют друг друга.
В античной мифологии существует аналог Гарма — страж подземного царства мёртвых пёс Цербер.
Источник

Ёрмунганд (['jœrmuŋgandr], Йормунгард, «великанский посох»), также именуемый Мидгардсорм — морской змей из скандинавской мифологии, средний сын Локи и великанши Ангрбоды.
Согласно «Младшей Эдде», Один забрал у Локи троих детей — Фенрира, Хель и Ёрмунганда, которого бросил в окружающий Мидгард океан. Змей вырос таким огромным, что опоясал всю Землю и вцепился в свой собственный хвост. За это Ёрмунганд получил прозвище «Змея Мидгарда» или «Мирового Змея». Мидгардсорм — вечный противник Тора. В Рагнарёк они с Тором убьют друг друга.
Источник

Комментарии

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter