1
581

Рок-музыка 60-80х годов

Black Sabbath

на сайте с 26 июня 2009

История

( 7 ) Black Sabbath сборник
Состав
( 0k) Bill Ward
( 0k) Ozzy Osbourne
( 0k) Terry "Geezer" Butler
( 0k) Tony Iommi
Группа
BLACK SABBATH
Группе Black Sabbath, наряду с Led Zeppelin и Deep Purple, суждено было стать одним
из столпов хард-рока 70-х, а также повлиять на становление многих направлений
современной тяжелой музыки, от трэш-метала до гранджа. Группа появилась на свет в
1969 году в индустриальном городе Бирмингем (Великобритания). Будущий фронтмэн группы
Джон Майкл Осборн (род. 3 декабря 1948 года) рос в бедной семье, учился неважно, с 15
лет работал, попутно промышляя мелким воровством (за что даже отсидел 6 месяцев).
Свое прозвище Оззи получил еще в школе – в честь его любимой книги "Волшебник из
страны Оз". С Терри Батлером по прозвищу "Geezer" ("Старушонка") – в перспективе
басистом и стихотворцем Sabbath – Оззи подружился, когда драл глотку в команде
Rare Breed. Гитариста же Тони Айомми он знал еще по школе, и отношения между ними в
то время были не самые теплые, однако после того, как знакомство произошло заново (по
объявлению в музыкальном журнале), решено было создать группу. К ней присоединился
барабанщик Билл Уорд (ранее подвизавшийся с Айомми в Mythology). Название менялось
трижды: Polka Tulk Blues Band, The Earth, и, наконец, в январе 1969, после просмотра
одноименного фильма в жанре "мистический триллер", появился Black Sabbath ("Черный
шабаш"). Группа принялась всесторонне эксплуатировать мистико-кладбищенскую тематику.
Напрямую к совершению черных месс и жертвоприношений ребята не призывали. Скорее, в
их творчестве прочитывалось предостережение напополам с иронией, однако массовая
публика не оценила подтекста, приняв "дьяволиаду" Black Sabbath совершенно
всерьез.Свой первый альбом, названный просто "Black Sabbath", группа выпустила в 1970
году, истратив на его запись 8 часов и 600 фунтов. В этом альбоме уже было все –
грубый лапидарный саунд, брутальные диссонантные риффы (за которыми угадывалось
блюзовое начало), назойливо повторяющиеся мелодико-гармонические "квадраты", высокий
резковато-натужный вокал Оззи, общая мрачная атмосфера. Тексты полнились пугающими
образами злой силы, а на обложке красовался перевернутый крест. Эту линию продолжил и
последовавший в том же году альбом "Paranoid", который еще более выпукло представил
образы сумасшествия, потерянности, войны, апокалипсиса (коронные вещи –
"Paranoid" и "Iron Man"). Нашлось на пластинках место и медитативным пейзажным
зарисовкам ("Sleeping Village", "Planet Caravan"). Оба альбома, привлекшие внимание
не только британской, но и американской аудитории ("Paranoid" достиг 1 места в Англии
и 12-го в США), вызвали необыкновенное раздражение со стороны широкой общественности,
поспешившей обличить музыкантов в пропаганде сатанизма. С другой стороны,
деятельность группы возбудила интерес и неких оккультно-магических конфессий, для
начала пытавшихся заманить Black Sabbath в свое ложе, а после их отказа пригрозивших
музыкантам наведением всяческих "порч". Оззи Озборн и его коллеги немедленно повесили
на шею крестики, но от созданного имиджа решили не отступать.Призывая задуматься о
спасении души, размышляя о жизни после смерти, о Боге, как в песне "After Forever" со
следующего альбома "Master of Reality" (1971), Black Sabbath навлекали на себя все
больше обвинений в антихристианстве. Музыкально же "Master of Reality" был гораздо
разнообразнее: жесткое хард-роковое звучание сменялось завораживающей полуакустикой,
тонкими стилизациями под средневековую музыку ("Embryo", "Orchid"). Следующий диск,
"Volume 4" (1972) был во многом уже повторением старого, хотя в нем и был сделан
больший акцент на клавишные ("Changes") и даже тембры симфонического оркестра. В
текстах этих двух альбомов отразилась тема "наркотических путешествий", которыми
увлекалось молодое поколение конца 60-х – начала 70-х, в том числе сам Оззи
("Sweet Leaf", "Snowblind"). В 1973 году открывается новая страница в творческой
деятельности группы, связанная с дальнейшим расширением художественно-выразительных
средств. В звучании "Sabbath Bloody Sabbath" прослеживаются эксперименты с
"классикой", во многом инспирированные участием клавишника Рика Уэйкмана из Yes.
Такие вещи, как "A National Acrobat", "Spiral Architect" и сама заглавная композиция
демонстрируют возросшее композиторское (не говоря уже об исполнительском) мастерство,
умение выстраивать сквозное драматургическое развитие. Оптимальный баланс между
традиционной проблюзовой "тяжестью" и различными инновациями музыканты нашли в
следующем альбоме "Sabotage" (1975). В некоторых композициях был вновь задействован
хор, а многочастная 8-минутная "The Writ" удостоилась от критиков звания
"мини-рок-оперы". В этих альбомах, далеко отошедших от "загробной" мрачности первых
работ, очень ярко проявилось волевое, жизнеутверждающее начало, что сказывалось и в
характере самой музыки, отмеченной печатью торжественности, экстатичности. Подобные
тенденции характерны и для последовавшего далее "Technical Ecstasy" (1976), в котором
Sabbath решили заглянуть в будущее, предрекая торжество технологии и машинерии.
Однако в коллективе назревал личностно-творческий кризис, определявшийся прежде всего
безмерной усталостью Оззи, нервы которого были расшатаны бесконечными гастролями,
наркотиками и выпивкой, подточены смертью отца. Оззи объявлил о своем уходе из
группы, уступив место новому вокалисту Дэйву Уокеру (Fleetwood Mac), но затем решил
вернуться обратно. Вышедший в 1978 году альбом "Never Say Die" порадовал фанатов
своей в высшей степени оптимистичной заглавной композицией, однако в целом оказался
достаточно слабым, несмотря на дальнейшее усложнение стиля (отмеченного влиянием
джаз-рока). В 1979 году Оззи окончательно распрощался с Black Sabbath, чтобы,
преодолев допинговую зависимость, начать сольную карьеру. А Black Sabbath, лишившись
своего фронтмэна, тем не менее, продолжили творческую деятельность. На роль вокалиста
был приглашен Ронни Джеймс Дио (ex-Elf, Rainbow), увлечение которого мистической
поэзией оказалось на руку Sabbath. С Дио группа записала два альбома – "Heaven
And Hell" (1980) и "Mob Rules" (1981). В обеих записях участвовал клавишник Джефф
Николс; на второй пластинке партии барабанов исполнил Винни Эппис, сменивший Уорда,
который по примеру Оззи углубился в алкогольные изыскания. Диски записывались под
руководством известного "металлического" продюсера Мартина Бёрча, в Америке, где
отныне разместилась штаб-квартира группы. Стиль Black Sabbath становился строже,
яснее, из него практически исчезли как блюзовые, так и "симфонические" элементы
(клавиши были сведены к минимуму), зато прибавилось мелодичности, во многом благодаря
почти академическому вокалу Дио. При этом в "Mob Rules" группе удалось приблизиться к
раннему брутально-тягучему саунду Sabbath. Однако, невзирая на бесспорно высокое
исполнительское и композиторское качество этих работ, их оригинальность может быть
поставлена под сомнение, настолько отчетливо прослеживается здесь воздействие Deep
Purple и Rainbow. Тем не менее, Black Sabbath с Дио имели безусловный успех,
поддержанный рядом крупных выступлений, материал которых вошел в двойной концертный
альбом "Live Evil" (1982). Впрочем, с этими релизами успешно конкурировал концертник
"Live At Last" с Оззи, записанный еще в 1974 году и выпущенный в свет в 1980-м "в
пику" бывшим коллегам.На крыльях успеха Дио начал сольную карьеру (забирав с собой
Эпписа, после чего свое законное место вновь занял Уорд). Ходили, правда, слухи, что
Дио обиделся на Айомми и Батлера за то, что те якобы обвиняли его в тайном
проникновении в студию с целью посильнее выделить в готовящихся записях партию
вокала, но это всего лишь домыслы. Как бы то ни было, Black Sabbath вновь вынуждены
были искать вокалиста. И в их сети попадался еще более крупный улов – Ян Гиллан
(ex-Deep Purple), на тот момент занимавшийся своим собственным проектом. Поклонниками
Sabbath такое "слияние" двух прежде конкурировавших групп было воспринято
неоднозначно. Тем не менее, пластинка "Born Again" (1983), добравшаяся в британских
чартах до 4 места, получилась почти по-саббатовски мрачно-пафосной (как "Disturbing
The Priest" с продирающим до мурашек гомерическим хохотом Гиллана), но безликие
скоростные хард-композиции портили общее целое. После релиза в группе наметился
полный разброд: Гиллан вернулся во вно

Официальный сайт http://www.blacksabbath.com/





Black Sabbath Iron Man(Live in Paris 1970)

Black Sabbath Live 1970 Paranoid

black sabbath-children of the grave

Ozzy Osbourne Live 1982 - Iron Man

Ссылки

Комментарии

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter