0
140

Современная поэзия

Вопреки распространённому мнению, определение "высокая поэзия" не является оценочной характеристикой, а обозначает, скорее, некий своеобразный жанр поэтического искусства.

на сайте с 25 февраля 2011

О современной поэзии

взгляд читателя

Так уж получилось, что я довольно продолжительное время занимаюсь техническим сопровождением поэтического сайта. В такой ситуации волей-неволей начинаешь вникать в сущность явления под названием современная поэзия. Разумеется, я сужу со своей колокольни, с читательской. Но тем не менее, отчего-то захотелось поделиться своими наблюдениями. Речь пойдет, само собой, о сетевой поэзии, но есть подозрение, что вся современная поэзия (или почти вся) уже перебралась в сеть.
Оказывается, в этой самой поэзии не все так просто. Вот зайдешь на Стихиру, и вроде бы пишут себе стишки граждане в своё удовольствие, графоманят напропалую и нахваливают друг дружку, поддерживают морально. На то она и Стихира - портал, национальный сервер. Не то на поэтических сайтах, тут редакционная политика, а где политика, там интересно. Здесь и выясняется, что внутри современной поэзии, каким бы расплывчатым из-за огромного числа пишущих не казалось это явление, существуют различные течения.
Одни, например, являются ярыми сторонниками сохранения классической системы стихосложения со всеми ямбами, хореями и амфибрахиями, но столь же активными противниками так называемой избитой рифмы (имеется в виду точная рифма). Это, пожалуй, самая многочисленная армия служителей муз. Произведения сторонников этой системы стихосложения, как правило, отличает бросающаяся в глаза любительщина, отсутствие интересного содержания и низкая культура речи. Меня терзают смутные сомнения, говоря словами известного персонажа, что вся эта система и выдумана исключительно для оправдания собственной поэтической несостоятельности. В общем-то, исключая начинающих, не искушенных в приёмах версификации поэтов, всю эту братию можно смело причислить к ордену Графоманов Чистой Воды. Другие и вовсе дают себе полную свободу и от рифмы и от размера, да так, что куда там гекзаметру! - строки настолько длинные, что читаешь и не можешь понять: это стихотворение или ритмизованная проза? Представители этого направления большей частью тусуются в ЖЖ, они в основном более образованны и с русским языком проблем не имеют. Пресловутую силлабо-тонику вкупе с точной рифмой они объявляют безнадежно устаревшей и не имеющей никакой перспективы - короче, не модно это нынче. Есть ещё одна группа современных поэтов, их условно можно назвать имитаторами. Возможно, это разновидность ролевых игр, во всяком случае сходство есть. 
Но все вышеизложенное касается формы. А что же содержание? И вот тут начинается самое интересное или, наоборот - неинтересное. Возникает ли одно-два или несколько имен в памяти, когда мы произносим эти слова - современная поэзия? Увы, поэтов общенационального масштаба не наблюдается. Да и откуда же им взяться, если на наших глазах сбываются самые ужасные прогнозы писателей-фантастов, провидевших общество будущего в своих произведениях каких-то полвека назад? Тогда телевидение только-только начинало завладевать вниманием масс, а теперь это мощнейший инструмент воздействия на сознание современного человека. Стиль, пропагандируемый современным телевидением, к сожалению, не возвышает человека над обыденностью, а, напротив, погружает его в состояние полуавтоматического существования, в котором все человеческие чувства постепенно подменяются их суррогатами. Глумеж, ерничество, дурашливость, бытовая чернуха, смакование человеческого горя, тайная доктрина и так далее, и тому подобное - все это ежедневно льётся в глаза и уши. Естественно, что и поэты, пропагандируемые телевидением таковые же. Взять хотя бы иронистов с их псевдопафосом, наигранным и даже игривым (привет от Антона Павловича!). По сути, это не просто не поэзия, это её профанация, антипоэзия. Кстати, о пафосе. Это слово стало чуть ли не ругательным среди современных поэтов. Но если мы вспомним классиков, то окажется, что пафос - обязательная составляющая их произведений. В чем же дело, что произошло? Создается впечатление, что большой гиперболоид (телевидение) оказал своё воздействие и на поэтов. Одни старательно следуют в русле его указаний, другие уходят в себя. Это неминуемо сказывается на содержании их произведений, замкнутых на своём микрокосме. Тут уже все зависит от сложности внутреннего мира поэта. Такие стихи часто имеют подспудную жалобную интонацию, независимо от того, о чем в них говорится. Это крик одинокой души. Современный поэт перестает ощущать себя частью общества, частью народа, частью человечества. Разве что частью небольшого сообщества, впрочем, как и любой человек, не пишущий стихов. Современная поэзия продолжает разбиваться не по темам или жанрам, а по группам читателей, её воспринимающих. И не только в силу отсутствия рекламы, но и потому, что без пафоса не существует поэзии для всех времен и народов. «Пафос всегда есть страсть, выжигаемая в душе человека идеею и всегда стремящаяся к идее, - следовательно, страсть чисто духовная, нравственная.» (В.Г. Белинский.) Круг замкнулся. Отсутствие идеи, объединяющей человечество, влечет за собой измельчание поэзии. Но разве поэт не может быть властителем дум, ведь он является обладателем дара, дающего возможность расширить границы явленного мира? Сможет ли современная поэзия вырвать человечество из состояния сомнамбулизма?
Человек тем и отличается от остальных живых существ, что не хлебом единым жив. Может быть поэты просто забыли о своём былом могуществе, об истинном предназначении поэзии? Как там у Николая Гумилева -
И будут, как встарь, поэты.
Вести сердца к высоте,
Как ангел водит кометы
К неведомой им мете.
Не знаю только, работает ли в столь тонкой духовной сфере закон о переходе количества в качество. В любом случае, надежда, конечно, остается.

Стихи современных поэтов

любителям хорошей поэзии

подборка лучших стихотворений с поэтического сайта

Комментарии

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter