1
3757

Парфенон

Первый известный нам храм Афине, существование которого признаётся большинством учёных, был выстроен на Акрополе, вероятно, при Писистрате. Он назывался так же, как позднее и наос современного Парфенона, — Гекатомпедон (то есть стофутовый). Создание храма было органической частью политики Писистрата по обустройству и развитию Афин.

на сайте с 26 июля 2008

История

Новый храм возведен в высшей точке Акрополя, на месте, посвященном богам. Древние храмы имели, вероятно, небольшие размеры, и потому значительного выравнивания Акрополя не требовалось. Однако в 488 до н.э. здесь был заложен новый храм, чтобы отблагодарить Афину за победу над персами при Марафоне. Его размеры в плане очень близки к нынешнему Парфенону, и потому посреди южного склона пришлось возвести подпорную стенку и произвести укладку в основание известковых блоков, так что южный край строительной площадки поднялся над скалой Акрополя более чем на 7 м. Задуманный храм представлял собой периптер, имевший, по-видимому, по 6 колонн со стороны торцов и по 16 по бокам (считая угловые колонны по два раза). Его стилобат (верхняя площадка) и ступени, как и сами колонны, а также прочие элементы конструкции были сделаны из мрамора (или во всяком случае задумывались как мраморные). Когда в 480 до н.э. Акрополь захватили и разграбили персы, строившийся храм, который к тому моменту довели только до высоты второго барабана колонн, был уничтожен огнем, и работы прервались более чем на 30 лет. В 454 до н.э. казна Делосского морского союза была перенесена в Афины, где властвовал тогда Перикл, и вскоре, в 447 до н.э., строительные работы на почти готовой площадке возобновились. Парфенон возводили архитекторы Иктин и Калликрат (называют еще и Карпиона), а также Фидий, который отвечал прежде всего за скульптуру, но сверх того осуществлял общий надзор за ходом работ на Акрополе. Создание Парфенона было частью задуманного Периклом завоевания Афинами первенства не только в военной и экономической области, но и в религии и искусстве. Относительно дальнейшей судьбы храма нам известно, что ок. 298 до н.э. афинский тиран Лахар снял с культовой статуи Афины золотые пластины, а во 2 в. до н.э. здание, пострадавшее от пожара, основательно отремонтировали. В 426 н.э. Парфенон был превращен в христианскую церковь, первоначально св. Софии. По-видимому, тогда же, в 5 в., статуя Афины была перевезена в Константинополь, где впоследствии погибла при пожаре. Первоначальный главный восточной вход закрыла алтарная апсида, так что теперь главным стал западный вход через отделенное прежде глухой стеной помещение позади целлы. Были осуществлены и другие изменения планировки, а в юго-западном углу храма возвели колокольню. В 662 храм был переосвящен в честь Пресвятой Богородицы («Панагия Афиниотисса»). 
После турецкого завоевания, ок. 1460, здание было превращено в мечеть. В 1687, когда венецианский военачальник Ф.Морозини осаждал Афины, турки использовали Парфенон как пороховой склад, что привело к гибельным для здания последствиям: влетевшее сюда раскаленное пушечное ядро вызвало взрыв, разрушивший всю его среднюю часть. Никакого ремонта тогда не проводилось, напротив, местные жители принялись растаскивать мраморные блоки, чтобы выжигать из них известь. Назначенный в 1799 послом Великобритании в Османской империи лорд Т.Эльджин получил разрешение султана на вывоз скульптур. В течение 1802–1812 львиная часть сохранившегося скульптурного убранства Парфенона была перевезена в Великобританию и помещена в Британский музей (часть скульптур попала в Лувр и в Копенгаген, хотя кое-что осталось в Афинах). В 1928 был создан фонд, задавшийся целью, по мере возможности, поставить на место упавшие колонны и блоки антаблемента, и 15 мая 1930 была торжественно открыта северная колоннада храма. Читать далее

Строительство Парфенона

Архитектура

Парфенон в его нынешнем виде – стоящий на трех мраморных ступенях (общая высота ок. 1,5 м) периптер дорического ордера, имеющий по 8 колонн на торцах и по 17 по бокам (если считать угловые колонны дважды). Высота составленных из 10–12 барабанов колонн перистиля 10,4 м, их диаметр у основания 1,9 м, угловые колонны чуть толще (1,95 м). Колонны имеют по 20 каннелюр (вертикальных желобов) и сужаются кверху. Размеры храма в плане (по стилобату) 30,9ґ69,5 м. Внутреннее помещение храма, или целла (внешний размер 21,7ґ59 м), поднято над стилобатом еще на две ступени (общая высота 0,7 м) и имеет по торцам шестиколонные простильные портики, колонны которых несколько ниже, чем во внешней колоннаде. Целла делится на два помещения. Восточное, более длинное и называвшееся гекатомпедон (внутренний размер 29,9ґ19,2 м), было разделено на три нефа двумя рядами по 9 дорических колонн, которые замыкались в западном конце поперечным рядом из трех дополнительных колонн. Предполагается, что существовал и второй ярус дорических колонн, который располагался над первым и обеспечивал нужную высоту перекрытий. В пространстве, ограниченном внутренней колоннадой, находилась колоссальная (12 м в высоту) хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) культовая статуя Афины работы Фидия. Во 2 в. н.э. она была описана Павсанием, а ее общий вид известен по нескольким уменьшенным копиям и многочисленным изображениям на монетах. Перекрытия западного помещения целлы (внутренний размер 13,9ґ19,2 м), которое называлось Парфеноном (здесь хранилась казна Делосского союза и государственный архив; со временем название было перенесено на весь храм), покоились на четырех высоких колоннах, предположительно ионических. 

Все элементы конструкции Парфенона, включая черепицу крыши и ступени стилобата, были вытесаны из местного пентелийского мрамора, почти белого сразу после добычи, но со временем приобретающего теплый желтоватый оттенок. Раствор или цемент не использовались, кладка велась насухо. Блоки были тщательно подогнаны друг к другу, горизонтальная связь между ними осуществлялась с помощью двутавровых железных скреп, помещенных в специальные пазы и залитых свинцом, вертикальная – с помощью железных штырей. Читать далее

Мэри Берд Парфенон

Парфенон
Книга
Автор:
Мэри Берд
Цена:
222.00 руб.
Вес:
310 г
развернуть
Силуэт этого храма над Афинами - мгновенно узнаваемый образ. Оскар Уайльд сравнивал этот храм с белокожей богиней, а Ивлин Во - со стилтонским сыром. Вот уже две с половин...

Вокруг Парфенона

Парфенон в интернете

Скульптура

Убранство храма, дополнявшее его архитектуру, делится на три основные категории: снабженные горельефами метопы, или квадратные панели, располагавшиеся между триглифами фриза над внешней колоннадой; барельеф, который сплошной полосой опоясывал целлу снаружи поверху; две колоссальные группы свободно стоящих скульптур, заполнявших глубокие (0,9 м) треугольные фронтоны. 

На 92 метопах представлены сцены единоборств: богов и гигантов с восточной стороны, лапифов и кентавров (они сохранились лучше всего) – с южной, греков и амазонок – с западной, участников Троянской войны (предположительно) – с северной. Скульптурная группа на восточном фронтоне изображала рождение Афины, которая в полном вооружении выпрыгнула из головы Зевса после того, как бог-кузнец Гефест разрубил голову топором. Группа с западного фронтона представляла спор за Аттику между Афиной и Посейдоном, когда подаренное богиней оливковое дерево было признано более ценным даром, чем источник соленой воды, открытый в скале Посейдоном. От обеих групп сохранились немногочисленные статуи, но и по ним видно, что это было великое художественное творение середины 5 в. до н.э. 

Барельефная полоса поверху целлы (общая длина 160 м, высота 1 м, высота от стилобата 11 м, всего здесь было ок. 350 пеших и 150 конных фигур) изображала Панафинейскую процессию, ежегодно подносившую Афине новое одеяние – пеплос. Вдоль северной и южной сторон представлены движущиеся с запада на восток всадники, колесницы, граждане Афин, а ближе к голове процессии – музыканты, люди с дарами, жертвенные овцы и быки. Вдоль западной, торцевой стены, над портиком, помещены группы кавалеристов, стоящих возле своих лошадей, севших на них или уже уезжающих (эта часть барельефа осталась в Афинах). На восточном торце представлена центральная группа процессии, состоящая из жреца и жрицы Афины с тремя юными прислужниками: жрец принимает сложенный пеплос. По бокам от этой сцены помещены фигуры важнейших богов греческого пантеона. Они разделены на две группы и повернуты лицом наружу, к углам здания, как бы наблюдая за приближением процессии. Рядом с ними, справа и слева, изображены две группы граждан или официальных лиц, а по краям – медленно движущиеся возглавляющие процессию люди.
Читать далее

Л. П. Маринович, Г. А. Кошеленко Судьба Парфенона

Судьба Парфенона
Книга
Автор:
Л. П. Маринович, Г. А. Кошеленко
Цена:
327.00 руб.
Вес:
650 г
развернуть
Парфенон - замечательный древнегреческий храм, стоящий на вершине афинского Акрополя. "Здание имеет свою судьбу", - говорили древние римляне. Мы проследим историю этого з...

Ночной Парфенон

«Утонченности» Парфенона

Скрупулезная продуманность конструкции Парфенона, имеющая целью лишить здание механистичной прямолинейности, придать ему живость, проявляется в целом ряде обнаруживающихся только при специальном исследовании «утонченностей». Упомянем лишь некоторые. Стилобат несколько повышается к центру, стрела подъема по северному и южному фасаду составляет ок. 12 см, по северному и западному – 6,5 мм; угловые колонны торцевых фасадов немного наклонены к середине, а две средние, наоборот, к углам; стволы всех колонн имеют легкую припухлость, энтазис, посередине; лицевая поверхность антаблемента несколько наклонена наружу, а фронтона внутрь; диаметр угловых колонн, видимых на фоне неба, чуть больше, чем у остальных, а кроме того, они представляют собой в поперечном разрезе сложную фигуру, отличную от круга. 

Многие детали здания были раскрашены. Нижняя поверхность эхина (расширения на капителях колонн) была красной, как и тения (пояс между архитравом и фризом). Красный и синий цвет использовались на нижней поверхности карниза. Мраморные кессоны перекрытия колоннады оттенялись красным, синим и золотым или желтым цветом. Цвет применялся и с целью подчеркивания элементов скульптуры. В декоре здания применялась также бронзовые венки, о чем свидетельствуют просверленные в архитраве отверстия для их крепления. Читать далее

Оптические иллюзии Парфенона

Реконструкция

В 1975 году начались работы по реконструкции Парфенона. Вскоре их взялся финансировать Европейский Союз. Планов вернуть храму состояние до взрыва 1687 года нет, но реконструкторы пытаются как можно больше уменьшить повреждения. Недостающие блоки мрамора доставляются из тех же каменоломен, что и в античности. Установлен подъёмный кран. Многие элементы перенесены в музей Акрополя, так как воздействие кислотных дождей и ветров может их повредить[3]. Вместо них устанавливаются скульптуры из современных материалов. Вся арматура изготовляется из титана. Планируется полностью восстановить колоннаду и антаблемент.

Греки поставили себе целью вернуть в Афины все сохранившиеся элементы храма для установки их в новом музее Акрополя. В двух случаях этого уже удалось достичь: Гейдельбергский университет (Германия) и музей Гетти (США) передали[4] свои экспонаты в Грецию. Уже давно продолжается, то затухая, то вновь разгораясь, спор из-за элементов, вывезенных лордом Элджином. Почти все они хранятся в Британском музее, хотя часть находится в Лувре, Копенгагене и других местах. С 1983 года греческое правительство ведёт переговоры о возвращении английских экспонатов в Афины. Британский музей долго отказывался сделать это, утверждая, что с научной точки зрения нахождение памятников в разных частях света выгоднее. Правительство Соединённого Королевства его поддерживало. После значительной паузы 4 мая 2007 года переговоры возобновились. Читать далее

Реставрация Парфенона. Видео

Пантеон и золотое сечение

"Гекатонпедос. Храм на Акрополе в честь Девы (Парфенон), построенный афинянами (447-438 г.г. до н. э.) и больший на пятьдесят греческих футов, чем храм, сожженный персами (в 480 г. до н. э.)" [Гесихий, Словарь].

"Гекатомпедон. Храм Афины, сторона которого равна ста греческим футам. Потому-то он и был назван так. Некоторые называют его Парфеноном (Большая Этимология)". В противоречие с этим во Всеобщей истории архитектуры Гекатомпедоном назван старый храм, на фундаментах которого частично расположился Эрехтейон. Но не в этом суть дела, в данном случае нас интересует лишь то, что у Парфенона, как мы уже установили ранее, главные торцевые фасады по ширине, измеренные по кромке стилобата, равны 100 греч. футам (г. ф.).

Если верить справочникам, г. ф. равен 308,28 мм, следовательно, торцевой фасад Парфенона должен быть равен 30 м 82,8 см. Но по обмеру в натуре этот размер равен 30 м 89 см, т.е. больше расчетного на 6,2 см. О том, чем можно объяснить это незначительное расхождение (0,2%), мы уже подробно говорили в предыдущем очерке, здесь же добавим, что, быть может измерение проводилось без учета курватуры по слегка выпуклой кривой кромке стилобата, а возможно даже размеры г. ф., указанные в справочнике, были определены не совсем точно. Более того, быть может, следует г. ф. измерять Парфеноном, а не наоборот. Во всяком случае, несомненно, что именно 100 г. ф. явились исходным для последующих построений в соответствии с трактатом Витрувия.

Последующая судьба этих ста г. ф. удивительна. Сто г. ф. мы встречаем в качестве исходного размера, использованного для построения плана ряда значительных сооружений, начиная с V в. до н. э. вплоть до XIII в. н. э. — по крайней мере, на протяжении восемнадцати веков! Это ли не удивительно. Проследить эту своеобразную "эстафету" и является одной из наших задач.

Итак. О пропорциях Парфенона мы достаточно подробно говорили в предыдущем очерке. Здесь же повторим, что отношение сторон храма, измеренных по кромке стилобата, устанавливается квадратом и двумя прямоугольниками золотого сечения с большей стороной, равной стороне исходного квадрата. (Варианты построения контура Парфенона в плане см. в предыдущем очерке) Построение выполнено довольно точно. Ошибка не превышает 1/3 процента длины храма. Однако соотношение сторон храма приравненное еще точнее соответствует обмерным данным. Но "исходный размер", приравненный 100 г. ф., сохраняет свое значение в любом случае.

Попытки объяснить, почему храму приданы именно такие, а не какие-либо иные размеры, могут быть сделаны в связи с анализом архитектурного ансамбля и размерами самой скалы Афинского Акрополя. В самом деле, ширина Акрополя по линии восточного главного фасада Парфенона равна 400 г. ф. От юго-восточного угла храма до южной стены, ограждающей Акрополь, 100 г. ф. и от северо-восточного угла до северной границы холма 200 г. ф. (Кстати сказать, холм Акрополя был искусственно расширен с юга и с этой целью была сооружена подпорная стена.) В продольном направлении по линии северного фасада, вдоль которого необходимо пройти, следуя к главному входу, расстояние от северо-восточного угла храма до восточной стены Акрополя равно 300 г. ф. Тем же 300 г. ф. равно расстояние от северо-западного угла храма до западного портика Пропилей. Расстояние от восточного портика Пропилей до западного фасада Парфенона, измеренное в ортогональной проекции, равно его длине. Подобный анализ размеров Акрополя был проведен Жолтовским на базе золотого сечения. Однако данные, им приведенные, далеко не точны. Можно лишь предположить, что и в данном случае, как и с планом самого Парфенона, золотое сечение лишь подразумевается, а в действительности используются близкие ему простые целочисленные измерения. Поэтому указанные соотношения должны быть уточнены по обмерным данным.).

Соизмеримость храма и всего холма Акрополя предопределяет его стофутовый размер и характеризует принципы формирования древнегреческими зодчими архитектурного ансамбля.

Сто футов как некий типовой размер встречались в греческой архитектуре, по-видимому, и раньше. Так, храм Зевса Олимпийского имеет по длине около 200 г. ф., а окружающее его свободное пространство с севера и запада равно 100 г. ф. Не говоря уж о том, что диаметр сарсенового кольца Стоунхенджа равен все тем же 100 г. ф. Объяснить это невозможно. Погребальный костер Патрокла также имел в плане те же 100 г. ф. Читать далее

Н. И. Брунов Памятники афинского акрополя. Парфенон и Эрехтейон

Памятники афинского акрополя. Парфенон и Эрехтейон
Книга
Автор:
Н. И. Брунов
Цена:
560.00 руб.
Вес:
470 г
развернуть
В книге анализируются архитектурные композиции и особенности монументальных произведений классической греческой архитектуры Парфенона и Эрехтейона. Издание снабжен...

Ссылки по теме

Парфенон закрыт. Туристов просят не беспокоить

Все музеи, археологические достопримечательности и исторические места Греции, включая 2.500-летний Парфенон, закрыты для посещения с сегодняшнего дня.
  Причиной столь неприятного в разгар туристического сезона события стала 48-часовая забастовка, объявленная служащими министерства культуры Греции.
  Работники сферы прекрасного требуют пересмотра трудовых контрактов для сезонных рабочих и выплаты премий, которые давно им обещаны.
  Как заявили профсоюзные лидеры, завтра, 2 июня, "вся история Греции" по-прежнему будет под замком и недоступна толпам любознательных туристов. Слово – за правительством страны. Читать далее


Как все же попасть на Парфенон: Советы бывалых

Комментарии

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter