2
47595

Пантеон. История, архитектура, подборка ссылок и видео

Пантео?н - храм всех богов в Риме, памятник архитектуры, построенный в II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. В надписи на фронтоне написано по латински "М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT", что в переводе звучит как: "Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это".

на сайте с 26 июля 2008

Вступление

ПАНТЕОН, древний храм в Риме, расположенный в районе Марсова поля (совр. Кампо Марцио). Название храма греческое и означает «храм всех богов». Пантеон – одна из главных достопримечательностей Рима; это самая большая из сохранившихся античных купольных построек, к тому же вплоть до 19 в. не существовало купола большего диаметра. Типологически Пантеон не принадлежит к традиционным прямоугольным греко-римским храмам, отличается он и от известных круглых периптеров (например, от храма Весты на Римском форуме). Пантеон рассчитан на восприятие не столько извне, сколько изнутри. Его форма, вероятно, восходит к центрическим италийским хижинам и святилищам. Здание, которое называлось Пантеоном, впервые возвел на этом месте Марк Випсаний Агриппа (завершено в 25 до н.э.), однако оно сильно пострадало от пожаров в 80 н.э. и в начале 2 в. н.э. В надписи на фасаде говорится, что храм был возведен Марком Агриппой, «избранным консулом в третий раз», откуда следует дата постройки – 27 до н.э. или немного позже. Во второй надписи, сделанной более мелкими буквами, упоминается реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 н.э. Однако сам характер постройки и штампы на кирпичах, которыми облицованы бетонные стены, говорят о том, что здание было возведено ок. 126 н.э., во время правления императора Адриана: его биограф сообщает, что император восстановил Пантеон и многие другие храмы, сохранив имена их основателей. Работы, проведенные при Септимии Севере, вероятно, ограничивались обновлением мраморной отделки, стуковой облицовки и других второстепенных деталей. Огромный купол и ротонда представляют собой шедевр римской строительной техники: вся конструкция выполнена из монолитного бетона, лишь нижняя зона купола армирована кирпичными арками. Для облегчения конструкции ротонда расчленена семью большими симметрично расположенными нишами (четыре проямоугольных и три полуциркульных), место восьмой ниши занимает вход. Кроме того, с той же целью в толще сегментов сделаны еще восемь скрытых ниш поменьше. Полусферический кессонированный купол имеет в центре круглое обрамленное бронзовым бордюром отверстие (опайон) диаметром ок. 9 м, через которое и проникает свет. Состав бетона менялся в зависимости от высоты купола: на нижних поясах наполнителем служила твердая травертиновая крошка, на верхних – крошка туфа и легкой пемзы. Купол поднимается над ротондой на 22 м, так что высота здания в целом почти равна внутреннему диаметру ротонды (43,5 м) и достигает 42 м. Пол вымощен разноцветным мрамором; облицовка стен ротонды выполнена также из разноцветного мрамора. 
Проходя через огромные двойные бронзовые врата высотой 7 м, сохранившиеся с античности (правда, они были отреставрированы), посетитель выходит в прямоугольный вестибюль, который примыкает к ротонде с севера и переходит в просторный портик шириной 30 м и глубиной 14 м. Портик покоится на 16 монолитных гранитных колоннах коринфского ордера с беломраморными капителями (по фасаду их 8, высота колонн 14 м, диаметр 1,5 м); колонны поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон. Наружные стены вестибюля частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Сверху купол был покрыт позолоченной бронзой. 

Пантеон сохранился в сравнительно хорошем состоянии благодаря тому, что с 609 был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес (его называют еще Санта Мария Ротонда, или просто Ротонда). В одной из боковых капелл Пантеона похоронен Рафаэль; впоследствии здесь же похоронили первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II. Название «Пантеон» закрепилось и за монументальным храмом св. Женевьевы в Париже, приобретя с тех пор новый смысл – усыпальницы национальных героев. Читать далее

Величественная красота Пантеона

Пантеон в интернете

Биография Пантеона


Во второй половине I и в начале II в. Пантеон сильно пострадал от пожара и от удара молнии; храм пришел в столь плачевное состояние, что Адриан в 118—128 гг. полностью перестроил его. В отличие от Домициана, писавшего свое имя на чужих зданиях, Адриан никогда не писал своего имени на постройках и на фасаде нового Пантеона приказал сделать старую надпись: «Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз, соорудил».
  Существующий Пантеон — храм идеальных пропорций, который является подлинным воплощением могучего духа торжественного величия. Это — совершенно новое здание, автором которого, возможно, является Аполлодор из Дамаска, создатель форума Траяна; некоторые античные писатели считают создателем Пантеона самого Адриана, но мало вероятного в том, чтобы император, не будучи профессиональным архитектором, оказался способен сконструировать столь уникальное сооружение, остающееся одним из высших достижений мировой архитектуры. 
  Название «Пантеон» — греческое и буквально означает «храм всех богов». Однако многие исследователи предполагают, что в действительности храм был посвящен только семи небесным богам, для статуй которых сделано семь ниш внутри здания. 
  Пантеон представляет собой массивное круглое сооружение, увенчанное куполом, который снаружи кажется плоским, а внутри занимает половину высоты храма; вход украшает торжественный портик; треугольник его фронтона поддерживают 16 гигантских колонн, поставленных в два ряда, так что на фасад выходят восемь колонн; сделаны они из монолитов красного египетского гранита, а их круглые базы и коринфские капители — из греческого мрамора. Купол опирается на ротонду, стены которой состоят из восьми опор (пилонов), соединенных между собой многоярусной аркадой, заложенной кирпичом; купол создан из слоев бетона с заполнением кирпичным щебнем и пемзой; верхняя часть купола состоит из пемзобетона. Снаружи круглая стена расчленена на три яруса, из которых нижний облицован мрамором, а два верхних остались кирпичными, но были оштукатурены. Купол покрывали бронзовые вызолоченные пластины. 
  Интерьер Пантеона отличается еще большим величием, чем его фасад. Огромный кессонированный купол диаметром в 43,2 м охватывает все пространство; внимание приковывается к большому почти десятиметровому круглому отверстию в его центре, через которое видно небо. В стенах, богато отделанных мрамором и украшенных пилястрами, сделаны ниши для статуй. Пол вымощен круглыми и квадратными плитами из мрамора, порфира и гранита; в центре устроены стоки для воды, которая во время дождя попадает в храм через световое отверстие в куполе. Окон в храме нет. Здание обладает такой хорошей естественной вентиляцией, что в нем не ощущается холодная сырость даже в дождливое зимнее время. 
  «Пантеон прекрасен во время ливня, потоки воды струятся тогда с неба, с гулом разбиваясь об пол. Какое-то исключительное спокойствие царит здесь в ясный день: синева неба оказывается действительной кровлей храма. По материалу купол невероятно тяжел, но его линиями тяжесть преодолена совершенно. Основной закон архитектуры — задача преодоления тяжести — нашел здесь себе идеальное осуществление». 
  Пантеон обладает прекрасной акустикой и большой вместительностью — в нем может находиться более двух тысяч человек. 
  Судьба Пантеона, как и всякого древнего здания, в послеантичное время была сложной, но он устоял перед всеми натисками бурь веков. Пантеон сделался особо почитаемым зданием, после того как в 1520 г. в нем был погребен великий Рафаэль. В Пантеоне похоронены также Виктор-Эммануил II и Умберто I, первый и второй короли Объединенной Италии. Так языческий храм превратился в усыпальницу выдающихся людей Италии, а слово «пантеон» приобрело нарицательный смысл; со временем появились пантеоны и в других странах. 
  Сейчас перед Пантеоном стоит египетский обелиск, в античности находившийся в храме Изиды на Марсовом поле. Читать далее

Римский Пантеон

История и архитектура Пантеона


Около 125 г.

«К 125 году н.э. относится связанное с именем Аполлодора Дамасского крупнейшее сооружение римского зодчества – Пантеон (храм во имя всех богов). Пантеон был построен из обожженного кирпича в сочетании с бетоном. Купол его по своим размерам не имеет себе равных в античной архитектуре.

Пантеон – одна из вершин архитектурного мастерства римлян, наиболее полно выражающая их строительное и композиционно- эстетические принципы. Сооружение отличается исключительной монументальностью. Впечатление огромной силы, незыблемости и спокойной величавости определяется не только масштабами здания и всех составляющих его элементов, но прежде всего необычайной простотой основных объемов, их четкой пропорциональностью, «взвешенностью» и безукоризненностью выработки всех деталей внутренней отделки.

Многое в архитектуре Пантеона строится на сильном контрасте между очень простым и суровым внешним обликом и изумительной по совершенству внутренней отделкой. Вошедшего в храм поражает прежде всего раскрывающийся перед ним огромный зал, смелый разворот одетых в коричневато-охристые полированные мраморы стен и специфическое распределение света, проникающего в зал через круглое отверстие – «глаз Пантеона» - в зените купола. Поток света, направленный сверху вниз, создает ощущение глубокого и обширного пространства, оформленного посредством применения ордеров, совершенных по рисунку архитектурных деталей и скульптур». Читать далее

Пантеоны богов индоевропейцев и прапантеон

Пантеоны богов индоевропейцев и прапантеон
Книга
Автор:
А. В. Гудзь-Марков
Цена:
680.00 руб.
Вес:
870 г
развернуть
Утверждение о том, что все в мире повторяется и что все новое это хорошо забытое старое, не лишено оснований.
Некогда в недрах нашего континента родилась и стремитель...

Внутри Пантеона

Пантеон в рунете

Расцвет римского храмового искусства

Конструкция Пантеона свидетельствует о расцвете архитектурной мысли в Древнем Риме. Красота его в гармоничном сочетании четких объемов: цилиндра ротонды, полусферы купола и параллелепипеда портика. Пантеон вмещает более двух тысяч человек. При строительстве его широко применялся бетон. Стены ротонды покоятся на бетонном фундаменте глубиной 4,5 м и толщиной 7,3 м. Толщина стен — 6,3 м. Купол Пантеона пролетом 43,2 м не превзошли купола храмов средневековья, Возрождения, Нового времени, вплоть до конца XIX века. Верхняя зона купола создана из пемзобетона, чтобы уменьшить вес купола. 

Стена ротонды состоит из восьми опор — пилонов, соединенных арками. Портик с двумя рядами колонн по восемь выглядит как преддверие храма — пронаос. Внушительные монолитные колонны без каннелюр высечены из красного египетского гранита, а их капители и базы — из греческого мрамора. Своим великолепием портик маскирует тяжелый цилиндр храма. Сильно выступая на маленькую площадь перед Пантеоном, он кажется особенно большим и скрывает за собой колоссальную массивную ротонду храма. 

Через большое круглое отверстие в центре купола в храм проникают лучи солнца. 

В основу художественного образа Пантеона положен строгий расчет. Диаметр ротонды равен общей высоте храма, так что, если в его пространство вписать шар, половину его образует купол. В совершенных гармонических формах круга и шара зодчий воплощает идею полного покоя, создает впечатление особенного, возвышенного величия. Внутреннее убранство храма — мраморные облицовки и стуковые украшения — необычайно торжественно. 

Снаружи первый ярус ротонды облицован мрамором, два верхних яруса оштукатурены. 

Пантеон много раз копировали, но никто не сумел превзойти Адриана. И хотя с тех пор храм неоднократно подвергался переделкам, а крыша его давно лишилась своих бронзовых черепиц, он до сих пор сохранил свое величие. Читать далее

Вокруг Пантеона

Туристы увидят отремонтированный Пантеон в Риме

Завершилась реставрация римского Пантеона. В ходе работ почти полностью отреставрированы каменные полы гигантской ротонды, отремонтированы бронзовые ворота, дошедшие до нас с античных времен (при этом правая дверь была неисправна последние сто лет).
Особую трудность представляла очистка уникального полусферического купола диаметром свыше 42 м - в последний раз его приводили в порядок в 1928 году, сообщает ИТАР-ТАСС. Это первое в истории архитектуры перекрытие таких размеров, сооруженное без подпорок. Купол удивлял своим совершенством зодчих Возрождения, в частности Микеланджело, который делал его замеры при проектировании собора Святого Петра.
Расцвет римской архитектуры приходится на вторую половину I - первую половину II столетий нашей эры, то есть на то время, когда Римская империя достигла апогея своего могущества. Именно тогда были построены самые выдающиеся шедевры древнеримской архитектуры, среди них - Пантеон, храм, посвященный всем богам, которых уважала римская власть. Читать далее

Комментарии

4 мая 2010 в 22:12
 
класный сайт
4 мая 2010 в 22:29
 
cool!
18 декабря 2010 в 15:41
 
Величественно и мрачно...

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter