0
2754

Национальный орнамент Коми

Происхождение; Типология; Семантика.

на сайте с 5 ноября 2008

Национальный орнамент Коми

орнамент Происхождение

Для народного изобразительного искусства коми наиболее
характерной формой декорирования является орнамент - узор, состоящий из повторяющихся, ритмично упорядоченных мотивов.
Исследователи отмечают близость геометрических узоров коми к орнаменту поволжских финнов, народов Северо-Восточной Европы (эстонцев, карел, населения русского Севера) и Северо-Западной Сибири (хантов, манси).
Вероятно, близость мотивов орнамента различных народов была обусловлена их общей древней основой.
В научной литературе, посвященной изучению народного искусства
коми, высказывается несколько точек зрения по поводу происхождения и
развития различных композиций и вариантов геометрического орнамента у коми.

Л. С. Грибова определяет пас как одну из ведущих основ
орнамента финно-угорских народов и выделяет несколько функций паса:
знак родовой принадлежности, функция магическая (оберег), декоративная функция. По мнению исследователя, с утерей первых двух функций пас сохранился как орнаментальный мотив. Это утверждение не согласуется с традиционными представлениями, характерными для многих пародов, о том, что орнамент выполняет функцию оберега от нечистой силы.
Г.Н. Климова в монографии "Текстильный орнамент коми"
рассматривает динамику развития геометрического орнамента коми на
протяжении двух последних веков и приходит к выводу, что развитие его
было обусловлено целым рядом факторов: материала изготовления (глина, дерево, кожа, ткань); техническими способами его исполнения; влиянием других культурных традиций.

В частности, в геометрическом орнаменте вязаных изделий коми
выделяется три основных варианта: *ижемский - с преобладанием так
называемых семиричных бордюров;

вашко-мезенский и среднесысольский - широкие бордюры и сетчатые узоры;
верхневычегодский-для которого ха рактерны особенности 1 и 2 групп узоров.

Типология

В зависимости от мотивов выделяется несколько групп геометрического орнамента коми:

Узоры из простых геометрических мотивов-точек, квадратов,
прямоугольников, ромбов, крестиков, диагональных линий, треугольников - представлены в большинстве видов техники.

Узоры в поперечную и продольную полоску, узоры из
комбинированных квадратов, прямоугольников и ступенчатых ромбов
характерны для вязания на спицах, резных изделий и меховой мозаики.

В текстиле коми самыми многочисленными и разнообразными
являются диагонально-геометрические узоры, в которых выделяются
несколько основных композиций:

а) так называемые семиричные бордюры (прерывные и непрерывные);

б) сетчатые узоры;

в) узоры ассемметричного строения (путанка);

г) симметричные узоры, для которых характерно равенство узора и фона.

Большинство же вариантов диагонально-геометрического орнамента,
по мнению Л. С. Грибовой, развилось на территории коми из знаков
собственности - пасов, которые первоначально наносились на глиняные,
берестяные и деревянные изделия, а впоследствии воспроизводились и в текстильном орнаменте коми.

Растительные и орнитоморфные орнаментальные мотивы встречаются
в вышивке на одежде, полотенцах и различных покрывалах у ижемских,
верхневычегодских, вымских и удорских коми. На полотенцах нередко
сочетаются вышитые (растительные) и тканые (геометрические) узоры.
Подолы фартуков, покрывал и концы полотенец нередко украшались
кружевами с растительным (цветочным) орнаментом.

Растительные и орнитоморфные мотивы орнамента характерны и для
набойки-домотканого холста, покрытого узором с помощью специальных
набивочных досок. Из набивной ткани коми шили преимущественно сарафаны.
Самая распространенная у коми набойка - синяя ткань с несложным
растительным орнаментом белого или желтого цветов. Более сложная
набойка изготовлялась с использованием нескольких набивочных досок и
красок различных цветов: на одном отрезе ткани набивалось несколько
разных по мотивам и цвету орнаментальных полос.

Исследователи народного искусства коми полагают, что
растительный орнамент получил распространение на территории коми в
конце XIX - начале XX веков вместе с техникой кружево плетения и
изготовления набивочных тканей под влиянием русской культуры и не имеет местной специфики. Тем не менее народные мастера умело сочетали новшества с местными геометрическими орнаментальными традициями .(нередко в вышивке и кружевных изделиях коми встречаются геометрические орнаментальные мотивы).

Семантика

Выделяются несколько основных групп названий орнамента коми, которые соотносятся:
с названиями орудий труда и различных предметов (пила пинь -
зубья пилы, матка сер - компас, домас сер - узор-заплата, перна - крест
и др.);
с представителями животного мира (сюр сер-рог, кoр сюр-олений
рог, вoв юр- лошадиная голова, мое син- коровий глаз, черань паук и
др.);
с различными растениями (коз сер-елочный узор, дзоридз - цветок, пыш тусь - конопляное зернышко) и некоторые другие группы.

Комментарии

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter