2
25715

Горный велосипед. Выбор и немного анатомии

Велоспорт набирает обороты. Существует множество стилей катания на этом чуде техники - велосипеде. Как выбрать ГОРНЫЙ велосипед, я попытаюсь рассказать здесь.

на сайте с 31 марта 2008

Виды горных велосипедов

Горный велосипед - является одним из самых быстро развивающимся видов активного отдыха и одним из самых молодых олимпийских видов спорта.

В отличие от шоссейного велосипеда и обыкновенного дорожника, которые за последние 50 лет не претерпели значительных изменений, горный велосипед совершенствовался и развивался год за годом.

Основными особенностями горного велосипеда являются широкие (1.5 - 2.5 дюймов, вместо обычных 20-40 мм) колеса, чуть меньшего, чем у дорожных велосипедов, диаметра (26 дюймов вместо 700 мм). Рама специальной геометрии с кареткой, приподнятой для езды по пересеченной местности до 29-33 см и большое (21-27) количество передач с широким диапазоном передаточного соотношения, пригодным для любого перепада высот, при котором еще можно ехать. Горные велосипеды могут эксплуатироваться в экстремальных условиях, при этом требования удобства и эффективности управления играют не меньшую роль, чем снижение веса. Отчасти именно поэтому гидравлические тормоза, амортизационные вилки и прочие новые разработки появились именно в классе MTB. Горные велосипеды бывают двух основных видов: - хардтейлы и двухподвесы.

Виды горных велосипедов от Extremal.ru

Статьи о горных велосипедах на Trial-Sport.ru

Горный велосипед - Хардтейл (hardtail)


Велосипеды, не имеющие заднего амортизатора. Прямой перевод – «жесткий хвост». Самое широкое применение: от прогулок по пересеченной местности до соревнований по дисциплинам кантри-кросс, байк-кросс, слалом, триал, стрит. Могут быть жесткие (rigid) - это велосипеды, не имеющие переднего амортизатора или с амортизационной вилкой (front suspension). Для минимизации веса и улучшения ходовых характеристик в основном изготавливаются из алюминиевых сплавов.
На иображении Stels Navigator 850 Lady (Bikedivision.ru)

О выборе

Горный велосипед - Двухподвес


Велосипеды, имеющие амортизацию, как переднего, так и заднего колеса. Идеально подходят для катания по пересеченной местности, так как амортизаторы сглаживают толчки, в результате чего улучшается управляемость велосипедом и повышается комфорт движения.
На изображении: Joerex М780 26" (Вike-star.ru)

Софт-тейл (Soft Tail)
Это нечто среднее между хардтейлом и двухподвесом. Подвеска заднего колеса не рычажная, а деформационная. В задний треугольник встроен амортизатор, который не поглощает энергию педалирования, но пружинит на неровностях дороги.

Поможем выбрать двухподвес

Комфорт


К этой группе относятся велосипеды с колесами 26-28 дюймов, тормозами с антиблокировкой, амортизированным подседельным штырем, имеющих, в общем, полный набор для комфортной и безопасной езды. Они не предназначены для езды с интенсивной нагрузкой и в сложных условиях.
С группой "горные велосипеды" их объединяет геометрия рамы.

1. Рама так называемой "комфортной геометрии" с большим углом подъема верхней трубы, обеспечивающим более высокое положение руля относительно седла. Это самое главное и фундаментальное отличие, так как все остальное оборудование может быть более-менее успешно заменено.
2. Регулируемый по высоте руль с регулируемым же выносом. Труба руля может быть выдвинута из рулевой колонки на несколько сантиметров, что в сочетании с поворотным выносом дает возможность устанавливать руль на любой высоте и в любом положении - от высокой посадки а-ля Харли-Дэвидсон до экстремально низкого спортивного положения.
3. Широкое и мягкое гелевое седло, установленное на подпружиненный штырь через эластомерные амортизирующие прокладки, что обеспечивает несравненно больший комфорт по сравнению с жесткими и узкими седлами традиционных горных велосипедов.
4. Передняя вилка с оперативно регулируемой жесткостью, что позволяет зафиксировать ее перед длительной поездкой по шоссе. Как известно, мягкие вилки поглощают энергию педалирования, превращая ее в раскачку велосипеда. Регулируемую вилку можно превратить в жесткую несколькими оборотами регулировочных ручек.
5. Шоссейные покрышки. Это, конечно, не спортивный слик - они довольно толстые, так что с ездой по лесу проблем нет, но протектор довольно гладкий и бесшумный, что приводит к меньшим потерям при движении по шоссе. Фактически там почти плоская рабочая поверхность, прорезанная косыми канавками для отвода воды, очень полезными на мокром асфальте. Конечно, для мокрого бездорожья они не годятся, но я не испытываю никаких проблем ни на асфальте, ни на проселках.

Читать статью "Почему НЕ горный велосипед?"

Выбор горного велосипеда

Общие статьи и ветки форумов

Стили катания и выбор ценового диапазона

Прогулочное катание по пересеченной местности
Есть такой тип велосипедов — comfort bikes. Это велосипеды с горной рамой, навеской горных групп, и хорошо продуманной амортизацией. К этой группе велосипедов стоит отнести гибриды — велосипеды с увеличенным диаметром колес. Они неплохо себя ведут на пересеченной местности, и отлично катят по шоссе. На них ставится уже более агрессивная резина, чем на сити байки. Обычно это так называемые "полуслики". Середина покрышки здесь практически не имеет выраженного протектора, а по бокам имеются развитые грунтозацепы. В результате резина неплохо "катит" по шоссе, и прилично держит велосипед в поворотах на грунте. Такие велосипеды могут быть как двухподвесными (то есть амортизировано не только переднее колесо, но и заднее). Это дает лучший комфорт, улучшает контакт с поверхностью земли, что важно на пересеченно местности. Двухподвесочный велосипед прощает ошибки!

Любительское кросскантри и походы
Для такого типа катания непревзойденными являются горные велосипеды с 26" колесами. Уровень навески тут играет большое значение, ведь здесь важна и надежность, и ресурс. Приемлемыми можно назвать группы Shimano Acera и Alivio, а действительно высокое качество переключения и хорошую надежность обеспечат группы от Deore и выше. Тип рамы (хардтейл или двухподвес) зависит от того, насколько долго вы планируете проводить времени в седле, и насколько сильно пересеченная местность планируется. Конечно, ехать 70-100 км по разбитой трассе лучше на двухподвесе. Походы — отдельная тема. Если это дальние, многодневные походы, преимущественно по асфальту и ровным грунтовкам, то ваш выбор — хардтейл. Если же это ПВД, по труднопроходимой местности, с заплечным рюкзаком, то здесь предпочтителен двухподвес.

Фрирайд
Читать далее на Bikeparts.ru

Стили катания на горном велосипеде
Что такое горный велосипед?
Виды езды на горном велосипеде и спортивные дисциплины

Анатомия горного велосипеда

Схема горного велосипеда


Вилка горного велосипеда.
Элемент конструкции горного велосипеда предназначенный для крепления переднего колеса и выноса руля. Может снабжаться амортизатором, для повышения комфорта при езде по пересеченной местности.

Втулка горного велосипеда.
Часть колеса горного велосипеда, обеспечивающий его (колеса) вращение. На задней втулке крепится кассета для обеспечения привода колеса от системы посредством цепи. Крепится на передней и задней вилке горного велосипеда при помощи эксцентриковых стяжек.
Читать далее на Bikes.ironhorse.ru
Изображение и статья на Velorogi.ru
Анатомия на Extrim.od.ua

Как правильно выбрать велосипед

Копия поста с сайта LiveJournal

Пользователь cobra_security 11 декабря 2007 в 15:23:00 писал:

Как правильно выбрать велосипед
При подборе велосипеда существуют некоторые нюансы, которые помогут Вам в дальнейшем, при эксплуатации велосипеда, получать максимальное удовольствие от катания. Большинство людей, которые собрались приобрести велосипед, не знают как правильно и по каким критериям его выбирать, зачастую руководствуясь лишь ценой.

Первое и самое важное, что нужно сделать при выборе велосипеда - определиться для каких условий и целей Вы его приобретаете. Все современные велосипеды условно можно разделить на следующие группы по назначению: горные, шоссейные, гибриды, городские и трюковые.

Горный велосипед (также маунтинбайк, MTB) практически всегда имеет диаметр колеса 26'' и более широкие покрышки чем у остальных велосипедов, также уменьшенный относительно гибрида и шоссейника размер рамы. Рама у MTB многократно усилена и имеет трубы большего сечения, чем у остальных. Маунтинбайк, в зависимости от модели предназначен как для скоростного катания по пересечённой местности, так и для спуска с гор в экстремальных погодных условиях, среди камней и глубокой грязи.

Гибрид - велосипед, который внешне сочетает в себе особенности как горного велосипеда, так и шоссейного. Гибрид имеет колесо 28'' и более узкую покрышку и обод, чем у горного, но, однако шире, чем у шоссейника. Рама у гибрида по размеру похожа на шоссейную, а по форме - на раму горного велосипеда. Гибрид предназначен, для поездок как по грунтовой дороге, так и по шоссе.

Городской велосипед - это в первую очередь средство для передвижения. Городской велосипед это не спортивный снаряд. В Европе к таким велосипедам уже давно относятся как одному из видов транспорта, а не как к экзотике. Высокий, широкий и сильно загнутый к верху руль, широкое седло - всё это направлено на обеспечение вертикального положения при катании, которое, как известно является самым комфортным.

Специализированные и Трюковые велосипеды (BMX, триальные) - к группе трюковых велосипедов отнесём условно разновидность горных велосипедов - триальные, и BMX (bike moto xtreme). Триальные велосипеды, являются разновидностью горных и предназначены для преодоления препятствий как в горах, так и в городе при помощи прыжков и различных специфических движений. Триальные велосипеды бывают двух видов - stock - это триальный велосипед, с диаметром колеса 26'', и mod - это тоже триальный велосипед, но только с диаметром колеса 20'. Stock даёт возможность прыгнуть выше и дальше, более технично и зрелищно, mod - более маневренный. BMX - велосипед, с многократно усиленной рамой, часто изготавливаемой как из алюминиевых сплавов, так и из стали. ВМХ имеет колёса диаметром 20', с очень большим (до 48) количеством спиц, для наибольшей прочности. Также ВМХ может иметь выступы по бокам от оси втулок, называемые пегами, они несут вспомогательные функции при выполнении различных трюков. ВМХ не имеет амортизаторов.

Шоссейный велосипед - это лёгкий и скоростной велосипед, предназначенный для езды по гладкому покрытию (асфальту или специальному покрытию). Гоночный шоссейный велосипед предназначен для езды исключительно по гладкой поверхности.

Следующий этап подбора - выбор ростовки и навесного оборудования. Рассмотрим процесс выбора на примере наиболее популярного велосипеда - горного.

Современные велосипеды изготавливаются в основном из следующих материалов: алюминиевые сплавы и сталь. Титановые и скандиевые сплавы, карбон используются реже и в основном при производстве спортивных моделей. Использование при производстве рам технологических новшеств и дорогих материалов, преследует в основном следующие цели: максимально уменьшить вес рамы и обеспечить наибольшую прочность. Поэтому, если вы не профессиональный спортсмен и не собираетесь применять экстремальные нагрузки на ваш велосипед, Вам не имеет практического смысла покупать рамы из карбона, скандия и др. 'космических' материалов.

Подбор рамы: человек становится над рамой, держась руками за руль, не сидя в седле, между верхом рамы (ближнем к рулевой колонке крае) и промежностью должно оставаться расстояние не менее чем 4 пальца (5 - 8 см). Это важный критерий при подборе горного велосипеда, так как если рама будет сильно мала данному человеку, то будет иметь меньшую накатистость и может причинять неудобство из-за сильно согнутого положения тела, в то же время если рама велика, то при резкой остановке человек случайно слетев с седла на раму может неудачно об неё ударится! В общем случае, если как говориться выбирать из двух зол меньшее - лучше подобрать раму, которая мала человеку, нежели слишком большую раму. Но если человек хочет просто спокойно кататься, по дорогам и паркам, то рама может быть и немного больше - так сказать 'впритык'.

Навесное оборудование установленное на велосипеде, во многом определяет его цену. Основные производители навески это японские фирмы Shimano и Sram. Следует отметить, что все ведущие производители велосипедов комплектуют свою продукцию именно навеской этих фирм, и если Вы видите на велосипеде навеску других производителей - это серьезный повод усомниться в качестве велосипеда в целом. Навеска подразделяется на следующие классы: туристическая (Tourney, Altus, Ascera), экспертный (Alivio, Deore) и спортивный (LX, XT, XTR).

Не стоит также забывать, что человеку, купившему велосипед необходимо множество дополнительного оборудования, большую часть которого ему придётся в любом случае покупать потом. Итак человеку, который купил свой первый горный велосипед необходимо иметь: набор инструментов (набор шестигранников и желательно съёмник для цепи), запасную камеру, велоаптечку, велоодежду. Желательно иметь: бортовой прибор, флягу, рога на руль, крылья и тд.

"Родственные" ссылки на MoiKompas.ru

Комментарии

9 апреля 2008 в 11:07
 
Довольно познавательный компас.. С учетом что я собираюсь приобретать вело...много чего узнал .. спс
автор
9 апреля 2008 в 15:14
 
Довольно познавательный компас.. С учетом что я собираюсь приобретать вело...много чего узнал .. спс
При подборе велосипеда все равно надо учитывать раму, вилку, тормоза, и прочие детали. В одном компасе обо все не расскажешь. Постараюсь оформить темы выбора велосипеда "по частям". Т.е. те же тормоза - немаловажный фактор.
На первом месте всегда рама и вилка =)

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter