1
25921

Харьков - 1-я столица

Всякое место на Земле, наделенное притягательностью и очарованием, обязано этим живущим там людям и их делам. Справедливо это и по отношению к Харькову.

на сайте с 4 января 2008

Добро пожаловать в Харьков

С чего начинается Харьков Всякое место на Земле, наделенное притягательностью и очарованием, обязано этим живущим там людям и их делам. Справедливо это и по отношению к Харькову.

Харьковчане никогда не сидели, сложа руки. Они внесли свой вклад и в развитие космических исследований, в совершествование системы земледелия, в генетические исследования, они участвовали в восхождении на Эверест, конструировали военную технику - легендарный танк Т-34, лучший танк второй мировой войны был создан в Харькове или, к примеру, уникальный трехмерный радиолокатор, они боролись за права человека, проводили педагогические эксперименты. Харьковчане развивали криогенную медицину и проводили микробиологические исследования под руководством нобелевского лауреата Ильи Мечникова, который открыл механизм иммунитета. Начало ядерной эры имело место в Харькове когда в 1932 году впервые в мире в Харьковском физико-техническом институте было расщеплено атомное ядро.

После рождения независимой Украины харьковчане интенсивно занимаются военно-промышленной конверсией, развитием систем связи, созданием совместных предприятий, реконструкцией легкой и тяжелой промышленности.

Харьков - открытый миру город. На любой широте земного шара можно встретить бывшего харьковчанина и, как правило, он приобрел себе имя. Харьков стал побратимом с Болоньей, c Познанью, Нюрнбергом и еще со многими городами разных стран.

Путеводитель по городу

Достопримечатеьности харькова

Объективности ради следует признать, что Харьков не является туристическим городом в полном смысле этого слова и не может соперничать с лидерами мирового туризма такими как Венеция, Рим или Санкт-Петербург. Харьков - крупнейший научно-промышленный и торговый центр Украины. Но всем гостям нашего города, которые приезжают в Харьков по делу город нравится. Они отмечают, что в городе замечательные парки и скверы и вообще город очень "зеленый".
А к тому же оказывается, что в Харькове и есть на что посмотреть. Вобщем, с достопримечательностями у нас все в порядке. Разве что подновить кое-где, да подремонтировать.

Харьков

Промышленность Харькова

После отмены крепостного права, когда Россия стала на путь капиталистического развития, Харьков развивается как крупный промышленный центр машиностроения и металлообработки. В 1899 году в городе действовало 259 заводов и фабрик, из них 59 предприятий машиностроения и металлообработки, на которых было занято 11 608 человек.

Важную роль в промышленном развитии Харькова сыграло строительство железных дорог. В 1869 году железная дорога связала его с Москвой, Петербургом и Ростовом, а с постройкой Харьково-Севастопольской, Харьково-Николаевской и Юго-Восточной (Балашовской) железных дорог город превратился в один из крупнейших железнодорожных узлов России. На рубеже XIX и XX веков Харьков продолжает расти как крупный промышленный и железнодорожный центр юга России. К 1917 году число предприятий машиностроения и металлообработки превысило 150, а количество рабочих на них возросло до 35 000. В городе были учреждены конторы крупнейших в России синдикатов "Продамет" и "Продуголь", проходили съезды горнопромышленников.

После установления советской власти на Украине последовали годы борьбы с австро-германским нашествием, гражданской войны, но затем начался процесс бурного хозяйственного развития Харькова, который в 1919 году был провозглашен столицей Украины. Уже к концу 1925 года были восстановлены все промышленные предприятия города, продукция которых составляла пятую часть всего производства украинской республики. С 1926 года была начата модернизация харьковских заводов и фабрик, что привело к повышению их производительности труда в среднем в 1,5 - 2 раза по сравнению с довоенным периодом, а завод "Свет шахтера" выпускал в 1928 году продукции в 35 раз больше, чем в 1913. Наряду с этим харьковчане самоотверженно трудились и на строительстве новых заводов.1 октября 1931 года с конвейера Харьковского тракторного завода - одного из гигантов советской тяжелой промышленности - сошел первый трактор. Через три года был введен в действие турбогенераторный (ныне турбинный) завод им.С.М.Кирова, были простроены заводы: станкостроительный, маркшейдерских инструментов, подъемно-транспортного оборудования, санитарно-технического оборудовния, тракторных запчастей "Поршень", "Гидропривод" и др. В 1940 году в Харькове действовало 1200 предприятий, на которых трудились 300 000 человек, объем выпускаемой ими продукции в 12 раз превысил уровень 1913 года. Заводы Харькова тогда давали 40% машиностроительной продукции Украины и 6% - всего Советского Союза. Интенсивное развитие Харьковского железнодорожного узла продолжалось, сопровождаясь внедрением новейшего оборудования.

Мирная, созидательная жизнь харьковчан была прервана второй мировой войной. С началом войны вся работа в городе мобильно перестраивалась на военный лад. Началось массовое производство танков, самолетов, орудий, минометов, боеприпасов, военного снаряжения. И это в условиях, когда более 100 000 мужчин ушли добровольцами на фронт, а 85 000 вошли в полки народного ополчения. Харькову выпала тяжелая судьба: после упорных боев советские войска были вынуждены оставить Харьков 24 октября 1941 года и начался черный период фашистской оккупации. Об этом можно многое рассказать особо (см. Харьков в военные годы) , достаточно упомянуть, что первый международный трибунал по поводу преступлений нацизма состоялся не в Нюрнберге, а в Харькове в 1943 году, после освобождения города, и материал для обвинений был собран тут, на месте преступления. Оккупанты почти полностью уничтожили 500 промышленных предприятий, в первую очередь - гиганты машиностроения (тракторный, электромеханический, турбинный, станкостроительный заводы, "Серп и молот"), разрушили железнодорожный узел, телеграфную и телефонную связь, электростанции, коммунальное хозяйство, медицинские учреждения, 1 600 000 кв. м жилой площади.

После освобождения Харькова была начата напряженная работа по его восстановлению, причем населению города помогала вся страна: и оборудованием, и стройматериалами, и продовольствием, и кадрами. В 1945 году в городе уже работало 600 промышленных предприятий, в 1948 промышленность Харькова вышла на довоенный уровень выпуска продукции, в 1956 году объем промышленного производства превысил уровень 1940 года в четыре раза. Харьков вернул себе славу крупнейшего машиностроительного центра Украины, производя тепловозы, самолеты, тракторы, турбины, металлорежущие станки, электромоторы, горное и химическое оборудование, приборы и средства автоматизации, оборудование для легкой и пищевой промышленности.

В 1980 году в Харькове действовали 60 производственных объединений, важнейшими из которых были: тракторостроительное, Электротяжмаш, моторостроительное "Серп и молот", станкостроительное, авиационное, "Турбоатом", объединение по выпуску агрегатных станков. Харьковские мощные тракторы прокладывали дорогу к Южному полюсу, реактивные лайнеры использовались на международных авиалиниях, металлорежущие станки с программным управлением, моторы, электроаппаратура, средства автоматики и связи, велосипеды, телевизоры, фотоаппараты отправлялись во все уголки СССР и экспортировались в 60 стран мира.

Промышленность

Наука и оюбразование

На 50-е - 80-е годы приходится расцвет харьковской научной школы: Харьков становится одним из крупнейших в мире центров космических исследований (и, кстати, остается им и поныне), это теснейшим образом увязано с развитием физико-математических приложений. Впечатляющими результатами могут гордиться харьковские ученые, занимающиеся вопросами генетики, криобиологии, порошковой металлургии, транспортного и турбинного машиностроения, проблемами конструирования мощных и экономичных двигателей, созданием эффективного и экологически чистого топлива, разработкой качественных строительных материалов. В 80-е годы в Харькове работало каждое пятое научное учреждение и каждый седьмой ученый Украины. В городе действовало около 180 научных и проектных организаций, в том числе 67 научно-исследовательских институтов, работало около 80 000 научных работников, среди них 500 докторов и более 4500 кандидатов наук. В Харькове создается Научный центр Академии наук Украинской ССР.

Наука

Культура и искусство

Героическими усилиями харьковчан при поддержке и братской помощи народов Союза Харьков к концу пятидесятых годов вновь становится одним из крупнейших культурных центров страны. Восстанавливается и расширяется система образования. Заново отстраиваются театры, музеи, библиотеки. Растет число самодеятельных художников и мастеров народного творчества. В 80-е годы их в области - уже более 700. Показателем бурного культурного развития Слобожанщины стала организация большого количества музеев, среди которых литературно-мемориальный музей Григория Сковороды в селе Сковородиновка, музей И.Е.Репина в Чугуеве, историко - художественный музей в селе Пархомовка, где и по сей день за честь почитают провести авторскую выставку харьковские художники. В самом Харькове интенсивно работали два крупнейших в УССР музея - исторический и художественный, где было собрано более 15 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства отечественных и зарубежных авторов. А в 1988 году в культурной жизни Харькова произошло очень важное событие: был открыт Литературный музей, который взял на себя не только функцию восстановления и сохранения культурных богатств Украины, истории ее литературы, но и открытия талантов, организации встреч, фестивалей и выставок в своей литературной гостиной. Можно смело сказать, что в период перестройки, который был периодом взросления музея, он превратился в одно из самых интересных культурных учреждений Украины. Благодаря работникам музея харьковчане открывали для себя заново Леся Курбаса, Гната Хоткевича, Мыколу Хвылевого, Василя Стуса, живой родник народного фольклора.

По инициативе тогдашнего мэра города Е.П.Кушнарева в 90-е годы было осуществлено второе издание исторического труда Д.И.Багалея, Д.П.Миллера "История города Харькова за 250 лет его существования", открыта муниципальная картинная галерея. В 1998 году увидело свет уникальное издание - альбом "Мистецькi шляхи Харківщини", посвященный шестидесятилетию Харьковской организации Союза художников Украины. В настоящее время в городе функционирует великолепная галерея концерна АВЭК, который также немалое внимание уделяет реставрации и поддержанию достопримечательностей Харькова. Славится последние годы Харьков своими фестивалями оперной музыки, интересен ежегодный фестиваль эстрадных певцов имени Клавдии Шульженко, а фестивали детского творчества как правило быстро выходят на международный уровень. Состоявшиеся летом 2001 года дни Харьковщины в Киеве просто потрясли столичную публику и заставили признать, что Харьков остается духовной столицей Украины. Так что начало нового тысячелетия культурный Харьков встречает с чувством достоинства и с энтузиазмом, в ожидании встреч с новыми талантами.

Культурная жизнь города

Экскурсии по Харькову

Кратко

Пообщайся

Где остановиться?

Любимый город

kharkov charkov charkow харьков харкiв charkiw kharkiw

Харьков - велодень

Харьков. Январь-март 1943. Контрудар танкового корпуса СС

Харьков. Январь-март 1943. Контрудар танкового корпуса СС
Книга
Автор:
Жорж Бернаж
Цена:
337.00 руб.
Вес:
740 г
развернуть
Книга-альбом Жоржа Бернажа, автором-составителем которой является известный французский специалист по истории танковых войск нацистской Германии, посвящена так назыв...

Харьков, атлас города

Харьков, атлас города
Книга
Автор:
неизвестен
Цена:
97.00 руб.
Вес:
60 г
развернуть
План города (масштаб 1:25 000). Административная граница города и районов. Номера домов, культурно-социальные обекты города. План центральной части города (1:12 500). Тематическ...

Стальная ярость: Харьков 1942

Стальная ярость: Харьков 1942
Книга
Автор:
Цена:
363.00 руб.
Вес:
100 г
развернуть
Игра "Стальная ярость: Харьков 42" - масштабный танковый симулятор, достоверно описывающий события страшных лет Великой отечественной. Военные действия разворачиваются ...

Комментарии

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter