0
6279

Мобилография

Искусство XXI ВЕКА

на сайте с 6 апреля 2008

Это текстовый модуль

Источник
Вы думали, что фотоискусство — удел профессионалов? Умудренных опытом мастеров с дорогими «зеркалками»? Как бы не так! Благодаря мобильным телефонам, искусство фото стало доступно и простым смертным. И профессиональные возможности съемки здесь не при чем. Сотовые трубки подарили нам самый демократичный и свободный вид творчества — мобилографию. Популярность нового жанра бьет все рекорды. Не фотография, а мобилография — именно такой выбор делают миллионы людей на нашей планете.

Притча о первом мобилографе

Источник
Однажды один талантливый и поэтому находящийся в постоянном поиске фотограф купил мобильный телефон с камерой. Просто так, забавы ради. И начал снимать. Сначала снимки выходили какие-то невзрачные. Да ещё и с плохим качеством. Фотограф был на грани творческого кризиса, чуть было не выкинул телефон. Весь трясясь от негодования, он решил сделать последний снимок перед тем как окончательно расстаться с "достижением" научной мысли. И, о чудо! Он увидел, что фотография живёт, движется! Машины проносились на ней с неимоверной скоростью - от них оставался лишь расплывчатый след, люди умели летать! Он уже не видел качественных недостатков изображения - только эмоцию, запечатлённую в фотографии. Он начал чаще делать снимки своим новым любимцем, каждый день находя новые способы делать оригинальные изображения с его помощью. Фотограф понял, что открыл новое направление в искусстве - цифровой импрессионизм.
Так возникла мобилография - цифровое искусство XXI века. А вместе с ней и новый способ самовыражения. Мобилография это не только новое цифровое искусство, но и качественно новый вид общения. Она создает совершенно новую медиасреду, в рамках которой общение происходит посредством мобилографий - снимков, сделанных мобильным телефоном с камерой, или просто - камерофоном. Мобилография стирает межкультурные барьеры в общении. Зачем слова, когда мысль можно передать с помощью изображения? Сделав снимок, можно сразу поделиться со всем миром эмоцией, пойманной в изображение!

Откуда есть пошла мобилография

Мобилография появилась из хитросплетения многих явлений. Как нетрудно догадаться, среди них была традиционная фотография. И ломография.
Ломография - это стиль съёмки "от бедра". "Снимайте везде, снимайте всегда, снимайте всем, что снимает", - провозглашают ломографы, "Снимайте с коленки, через левое плечо - неважно. Главное - поймайте как можно больше моментов этой жизни!" Появившаяся из шалости с фотоаппаратом "Ломо Компакт" (производившегося в Санкт-Петербурге) двух студентов Венской академии искусств в 1993 году, ломография быстро завоевала сердца тысяч людей по всему миру и спасла эти фотоаппараты от исчезновения (их уже собирались снимать с производства). Это, кстати, единственный аппарат, выставленный в лондонском музее дизайна.

Оценить ломографии можно только абстрагировавшись от объективных критериев оценки. Также и в мобилографии: главный критерий оценки - эмоциональность изображения. И не важно как получилась такая фотография: после долгой подготовки к съёмке или "от бедра", как в ломографии.

Войны мегапикселей

Не успела мобилография появиться, как наряду с многочисленными поклонниками нашлось немало скептически настроенных людей. "Где качество, мегапиксели?" - спрашивают они. "Не в качестве дело!" - отвечают мобилографы. В мобилографии главное - эмоция, запечатлённая в изображении и совершенно неважно разрешение. "Тогда как вы смеете называть ЭТО фотографией" - не унимаются скептики. Мобилографы и не называют ЭТО фотографиями. Это - мобилографии.
Мобилография не ставит своей целью вытеснить традиционную фотографию. Это в корне различные явления. Традиционная фотография - искусство "для глаз". Мобилография - искусство в ощущениях, эмоциональная коммуникационная среда. Такие снимки не нужно видеть - их нужно чувствовать!
В мобилографии совершенно неважны критерии качества, разрешения изображения. Да и в традиционной фотографии, сказать честно, мегапиксели мало что решают. Обычно матрица фотоаппарата более 5 мегапикселей - всего лишь очередная провокация в маркетинговой борьбе производителей. Такие камеры ориентированы не на профессионалов. А зачем, спрашивается, рядовому пользователю 6-10 мегапикселей?

Да и может ли искренняя улыбка быть измерена в мегапикселях? Важно ли вам, когда вы видите смеющиеся глаза, знать каково разрешение их изображения? Главное - поймать эмоцию и поделиться ей со всем миром!

Неисчерпаемый источник

Что интересно, в мобилографии каждый может найти, изобрести новые её формы. Каждый день их находятся десятки! Это и видео на мобильном телефоне, ещё менее качественное, но не менее эмоциональное. И просто новые техники съёмки: игра со светом, отражениями, дисплеями цифровых устройств. Артефакты изображения, инертность матрицы и многие другие особенности камерофонов становятся рабочими инструментами художника. Настоящее мастерство мобилографа - постичь влияние всех этих артефактов и эффектов на изображение, чтобы осознанно ими управлять, создавая действительно эффектные снимки!

Мобилография on-line

Источник
Еще раньше, чем открылись первые «мобильные» выставки, галереи телефонных снимков появились в Интернете. Уже больше двух лет существует Всемирное общество мобилографов — World Mobilography Society (WMS). У истоков создания организации стоял фотохудожник Дмитрий Резван. Не будет лишним напомнить, что именно Дмитрий в 2004 году заявил о новом направлении в искусстве — мобилографии. Штаб-квартира WMS находится в Москве, а посетить сайт основателя Общества можно по адресу rezvan.ru. Кстати говоря, двери WMS открыты для всех желающих. Войти в Общество совсем не трудно: нужно зарегистрироваться на сайте mobilography.com и отправить по электронной почте несколько снимков. Можно обходиться без e-mail, пополняя свою виртуальную галерею посредством MMS-сообщений. По сути дела, вы получаете собственный мини-сайт, который наверняка понравится вашим друзьям. Если потребуется, можно выставить различный уровень доступа к личным кадрам.
Армия поклонников мобилографии стремительно растет, и эстафету WMS подхватывают другие интернет-проекты. Например, портал «Digital Photo. Мобильная фотография», доступный по адресу mobile-photo.ru. Это еще один веб-ресурс для тех, кто умеет выражать свои чувства при помощи камерофона. Весомый вклад в развитие мобилографии вносят и сотовые компании. Чего стоит хотя бы прекрасная акция «Портрет Победы», посвященная празднику 9 мая! Оператор «Билайн» предложил москвичам сделать мобилографии ветеранов и прислать их при помощи MMS на сайт beephoto.ru. Лучшие работы вошли в 20-секундное слайд-шоу, которое транслировалось на столичных билл-бордах.

Практика

Вы приобрели новенький камерофон и хотите, чтобы он радовал вас добротными кадрами? Несколько практических советов точно не помешают. Для начала загляните в настройки фотокамеры. Как правило, установки «по умолчанию» обеспечивают среднее качество мобилографии. Причины в общем-то понятны: так изображение быстрее сохраняется в памяти и имеет меньший объем. Чтобы добиться оптимального результата, мы укажем в настройках «наилучшее качество», или минимальный уровень компрессии. Естественно, размер Jpeg-файла возрастет, но зато вам удастся избежать неприятных артефактов сжатия. Кроме того, в настройках можно установить необходимый баланс белого. «Cолнечно», «облачно», «лампа накаливания» — эти режимы пригодятся для правильной цветопередачи в самых разных ситуациях. Впрочем, большинство современных моделей прилично работает и в основном режиме «авто».

Цифровой зум, реализованный во многих камерофонах, не принесет ощутимой пользы мобилографу. В этом случае эффект увеличения достигается за счет программной обработки изображения, без перемещения линз внутри объектива. Нужное кадрирование гораздо лучше выполнит графический редактор на компьютере. К тому же, ПК-приложения смогут решить и другую задачу: удаление артефактов, затемнений в углах изображения и цифровых шумов. Графическому редактору вполне по силам улучшить цветопередачу снимка, резкость и контрастность. Для подобной работы нам понадобится Adobe Photoshop, или маленькая простая утилита вроде Mobile Photo Enhancer, — так можно сэкономить драгоценное время при обработке большой коллекции мобилографий.
Некоторые мобильники располагают вспышкой, но реализация данной функции не слишком впечатляет. Расстояние, на которое «бьет» вспышка, может составлять 1,5 м, а уже при дистанции 90 см кадры пересвечиваются. Таким образом, имеет смысл активировать вспышку лишь тогда, когда возникает реальная необходимость. Чаще всего достаточно улучшить освещение в комнате и подойти поближе к объекту вашей фотосессии. Старайтесь, чтобы световые лучи не попадали прямо в объектив камерофона.
Пару слов о мобильной съемке в сумерках. Не забывайте, что при плохом освещении сотовым трубкам приходится увеличивать выдержку, и риск смазать фото заметно растет. Поэтому следует навести объектив и плавно спустить затвор, а затем остаться неподвижным 1,5-2 секунды. За это время камерофон успеет завершить сканирование данных сенсорной матрицы. В итоге, ваша ночная мобилография не будет сильно «размазанной». Еще лучше опереть камерафон на что-нибудь массивное и неподвижное.

Пару слов о мобильной съемке в сумерках. Не забывайте, что при плохом освещении сотовым трубкам приходится увеличивать выдержку, и риск смазать фото заметно растет. Поэтому следует навести объектив и плавно спустить затвор, а затем остаться неподвижным 1,5-2 секунды. За это время камерофон успеет завершить сканирование данных сенсорной матрицы. В итоге, ваша ночная мобилография не будет сильно «размазанной». Еще лучше опереть камерафон на что-нибудь массивное и неподвижное.
Съемка динамичных объектов, как правило, является проблемой для телефонов. Чтобы кадр не получился размытым, попробуйте уловить паузу в движении, тогда и фотографируйте. Когда вы наводите камерофон на один объект, а затем передвигаете в сторону другого, стоит подождать несколько секунд, чтобы аппарат успел правильно выставить настройки экспозиции. Трубка «привыкнет» к новому освещению, картинка стабилизируется, и вы плавно нажмете на клавишу затвора.
Эти простые правила помогут сделать качественный снимок. Но помните: в мобилографии законов не существует, все зависит только от вашей фантазии. Не бойтесь экспериментировать! К примеру, совершенно фантастические кадры можно получить, смещая камерофон при съемке в горизонтальной или вертикальной плоскости. Делайте портреты с разной дистанции, меняйте угол наклона — результаты вас удивят. А когда ваш фотоальбом украсит очередной шедевр, не забудьте поделиться мобилографией с хорошими людьми!

Тематические ссылки


Тематическая литература

World Art Музей (WAM) №17/17.5/2005. Мобилография. Парад коров
Книга
Автор:
Цена:
1023.00 руб.
Вес:
1070 г
развернуть
Первый век экспериментов в фотографии.
Пустота воображаемого:
метафизика эротической фотографии 1920-х годов.
Искусство социализма.
Апология но...

Комментарии

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter