3
27410

Мекка - священный город магометан, родина Магомета

В Мекке находится Кааба. Во дворе находится внутреннее святилище, Кааба. Кааба – это святейшая из святынь исламского мира. В древности храм представлял собою четыре стены ("КА'БА" значит по-арабски "четырехугольник"), высотою в рост человека, около 80 м. в периметре, из грубого камня, не скрепленного известью.

на сайте с 26 июля 2008

Вступление


Кааба – мечеть, к которой ежедневно обращены взоры всех мусульман во время совершения молитвы. Так происходит в течение более 1400 лет со времен Пророка Мухаммада (мир и благословение ему).Дословно слово "Кааба" в арабском языке означает "высокое место, окруженное почетом и уважением". Это слово может также быть производным от слова "куб". Другие названия Каабы включают в себе такие слова, как "Байт аль Атек", первое значение которого "самый ранний и древний". Согласно второму значению, это слово переводится как "независимый и освобождающий". Оба значения сочетаются в слове "Байт аль-Харам" – "священный дом".
Высота Каабы составляет 12,05 метров, и ее общая площадь равна 191 м2. Внутренняя площадь Каабы составляет 13х9 м. Ширина стен Каабы – 1 метр. Пол внутри на 2,2 метра выше, чем место, где совершается Таваф. Потолок и крыша сделаны из тика, который покрыт нержавеющей сталью. Стены сложены из камня, который отполирован с внутренней стороны. Это маленькое сооружение строилось и восстанавливалось Пророками Адамом, Ибрахимом, Исмаилом и Мухаммадом (мир им всем) - такой чести не удостаивалось ни одно здание. Читать далее

Повседневная жизнь паломников в Мекке

Повседневная жизнь паломников в Мекке
Книга
Автор:
Слиман Зегидур
Цена:
456.00 руб.
Вес:
450 г
развернуть
Хадж - это паломничество в Мекку к мечети аль-Харам, совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил наз...

Внутри Мекки. Часть 1

Истории Мекки


До Мухаммада достоверных исторических сведений о Мекке не было, хотя, возможно именно о ней под именем Макораба рассказывает в Географии Птолемей (2 в. н.э.) В 5–6 вв. она была важным перекрестком торговых путей, по которым к средиземноморским берегам доставляли специи и благовония, драгоценные камни и металлы, кожи и слоновую кость из Аравии, Индии и Африки. Через Мекку ехали купцы, направляясь из Вавилонии и Ирана в Йемен, к берегам Индийского океана и Красного моря. В конце 6 в. отношения между Ираном и Византией были напряженными, и купцы, не желавшие попасть на территорию военных действий, стали искать новые маршруты и новые места для торговли. Постепенно теряла свое значение Пальмира (древний Тадмор) и Хира на севере Ирака. Смещение торговых путей к югу принесло временное преимущество Мекке. Она стала пунктом, связывающим континентальные районы Азии с югом Аравии и африканским побережьем. Это предопределило знакомство жителей древней Мекки с культурой и религиозными верованиями народов этих районов. 

Торговля с ближними и дальними соседями приносила большие доходы. Мекканцы создали систему договоров с соседними племенами, а благоприятные климатические условия оазиса, в котором находилась Мекка, сделали город не только коммерческим, но и сельскохозяйственным центром. 

В экономическом отношении Мекка сумела воспользоваться как своим географическим положением, так и византийско-персидской враждой, и это позволило ей выдвинуться в ведущие города региона. 

Тем не менее, постоянные набеги бедуинов, военные действия между Персией и Византией, и чума, вспыхивающая с интервалом в семь лет, делали ситуацию в Мекке нестабильной. Инерция общинно-родовой организации уже не отвечала меняющимся условиям. В Аравии появились ханифы, отвергавшие поклонение племенным идолам, а также аскеты, соблюдавшие ритуальную чистоту, верившие в единого бога. Было очевидно, что примитивное язычество, являвшееся идеологической основой традиционных отношений, не выдерживало конкуренции с соседними мировыми религиями. 

Согласно легенде, Меккой некогда владело племя джурхум, а затем (во время движения южноаравийских племен на север) здесь обосновалось племя хузаа, которых, в свою очередь, вытеснили представители племени Курайш (Корейш). До того, как началась проповедь Мухаммада, курайшиты прочно утвердились в Мекке. 

Первоначально курайшиты занимались разведением верблюдов, которых сдавали внаем караванщикам, а так как дороги были небезопасными, то они за определенную плату сопровождали караваны. Курайшиты, представлявшие мекканскую аристократию, взяли на себя охрану языческих идолов, установленных неподалеку от Каабы, паломничество к ней, организацию ярмарок, которые происходила здесь дважды в год – весной и осенью, когда по взаимному согласию местных племен прекращались набеги и вражда. 

Курайшиты делились на десять родов, среди которых богатством выделялся род Умайа (Омейа) (род Хашим, к которому принадлежало семейство Мухаммада, напротив, был бедным). 

Наряду с язычниками-курайшитами в городе жили также иудеи и христиане (последние были представлены различными соперничавшими между собой церквами). 

С образованием халифата значение Мекки как торгового центра уменьшилось, но ее религиозное значение возросло, особенно благодаря паломничеству. До середины 10 в. вместе с другими городами Хиджаза Мекка находилась под властью сначала Омейадов, затем Аббасидов. В 929 Мекка подверглась нашествию бахрейнских карматов, а в 941 присоединена к египетско-сирийским владениям Мухаммада Ишхида (935–946) и с тех пор находилась в зависимости от Египта. В 1517 Мекка признала суверенитет турецких султанов, при которых местные правители – шерифы – пользовались значительной самостоятельностью. В 1916 восстание Хусейна ибн Али положило конец турецкому владычеству в Хиджазе. В 1924 Мекка была взята войсками Ибн-Сауда – султаном Неджда. В 1932 вошла в состав королевства Саудовская Аравия. 

Основным занятием жителей города по-прежнему является торговля и обслуживание паломничества. Распространено мелкое производство, в основном предметов религиозного культа. Читать далее

National Geographic. Мекка

National Geographic. Мекка
Книга
Автор:
неизвестен
Цена:
216.00 руб.
Вес:
135 г
развернуть
Немногим из тех, кто не исповедует ислам, посчастливилось увидеть священные красоты Мекки. Все мусульмане стремятся к ней, влекомые зовом древней святыни. Теперь и Вы мо...

Внутри Мекки. Часть 2

Мухаммад в Мекке

Мухаммад в Мекке
Книга
Автор:
У. М. Уотт
Цена:
335.00 руб.
Вес:
535 г
развернуть
Впервые опубликованная в 1953 г. книга "Мухаммад в Мекке" У.М.Уотта была написана в ответ на необходимость в свежем взгляде на жизнь пророка Мухаммада - да благословит его А...

Церемонии в Мекке


Неподалеку от Каабы находится священный источник Замзам. Родник с обильной водой появился в этих местах благодаря чуду, которое Бог сотворил ради праотца Ибрахима и его сына Исмаила — родоначальника северо-арабских племен. Когда служанка Хаджар, изгнанная Саррой, скиталась вместе с маленьким Исмаилом по пустыне, ни малейшего следа воды не было заметно среди безжизненных холмов и раскаленных скал. Мучительная смерть от жажды казалась неизбежной Отчаявшись, Хаджар оставила Исмаила, чтобы не видеть его предсмертных страданий, облегчить которые она была не в силах.

А маленький Исмаил заплакал и стал ударять ножкой о землю. И на этом месте вдруг забил источник прохладной пресной воды! Вернувшаяся Хаджар увидела, что они спасены, напоила сына и напилась сама. А чудесный источник, из боязни потерять воду, она оградила землей и камнями В память о мучительных метаниях Хаджар по раскаленной пустыне в поисках воды правоверные мусульмане во время хаджа должны семь раз пробежать (туда и обратно) по главной улице Мекки, длина которой более 400 метров. Этот источник, по преданию, был вновь обнаружен Абд аль-Мутталибом — дедом пророка Магомета, сторожившим идолов доисламской Каабы.

Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить хадж — паломничество в Мекку. В прошлые века дело это было нелегким, хлопотным и даже опасным. Кроме того, хадж совершался при условии достаточных средств для посещения Мекки и обеспечения семьи паломника до его возвращения. Если есть все условия, а хадж не совершается, шариат грозит нарушителю очень страшными карами на том свете, и пренебрегших своим долгом приравнивают к неверующим. Наоборот, исполнившим паломничество в священную Мекку отпускаются все грехи, совершенные до того времени

Много церемоний совершал паломник в Мекке. Он должен был прикрыть свое тело особой рубашкой, так как пророк Магомет заповедовал, чтобы все мусульмане (богатые и бедные) являлись в Мекку в одинаковой одежде (ихрам) в знак того, что перед Аллахом все равны. Ихрам состоит из двух кусков белой материи без единого шва' один кусок оборачивается вокруг бедер, другой набрасывается на плечи.

Паломник должен подняться на гору Арафат и слушать там проповедника, который творит молитву, не слезая с верблюда. В реку Мине паломники бросают камни, приносят жертвы, семь раз обходят Каабу, целуют Черный камень, пьют воду из священного колодца Замзам, семь раз пробегают расстояние между священными холмами Сафу и Марву... И только после этого они получают титул «хаджа» и право носить белые чалмы. Читать далее

Внутри Мекки. Часть 3

Путеводитель паломника. Высокочтимая Мекка - Лучезарная Медина

Путеводитель паломника. Высокочтимая Мекка - Лучезарная Медина
Книга
Автор:
Цена:
493.00 руб.
Вес:
305 г
развернуть
Возвести людям, о Пророк, что Аллах повелел тем, кто может, направляться в этот Дом, чтобы они отозвались на этот призыв (совершить хадж) и прибывали к Дому пешком или на ве...

Паломничество

В соответствии с основами ислама каждый правоверный мусульманин должен хотя бы раз в жизни посетить "мать городов", как называется Мекка в Коране
(сура 6, аят 92). Особенно значительным в глазах мусульман является особое ритуальное поломничество в Мекку - хадж, совершаемое в месяц Зу-ль-хиджжа по лунному календарю. Мусульманин, совершивший хадж, даже носит особое звание – хаджа и получает право носить белые чалмы.
В прошлые века дело это было нелегким, хлопотным и даже опасным. Кроме того, хадж совершался при условии достаточных средств для посещения Мекки и обеспечения семьи паломника до его возвращения. Если есть все условия, а хадж не совершается, шариат грозит нарушителю очень страшными карами на том свете, и пренебрегших своим долгом приравнивают к неверующим. Наоборот, исполнившим паломничество в священную Мекку отпускаются все грехи, совершенные до того времени.

Паломник, прибывший в Мекку, учавствует в освященной веками церемонии хаджа. Перед церемонией он должен был прикрыть свое тело особой рубашкой, так как пророк Магомет заповедовал, чтобы все мусульмане (богатые и бедные) являлись в Мекку в одинаковой одежде (ихрам) в знак того, что перед Аллахом все равны. Ихрам состоит из двух кусков белой материи без единого шва: один кусок оборачивается вокруг бедер, другой набрасывается на плечи.

Паломничество начинается с первого дня пребывания в Мекке, когда пилигримы семь раз обходят вокруг Каабы и целуют его. Затем они должны семь раз пробежать от одного небольшого холма до другого, от Аль-Сафы до Аль-Марвы.
Именно у этих холмов умирала от жажды Агарь с Исмаилом, пока Бог не направил их к месту, где из песка бил источник Зам-зам (в нескольких метрах от Каабы). Следущие два этапа - это восьмикиллометровый пеший поход в Мину, где паломники ночуют и на следующий день - 16 километровое путешествие к равнине Арафат, где Мухаммад в последний раз читал проповедь. Здесь паломники посвящают дневные часы молитве, а вечером отправляются собирать
49 камней для ритуала "побивания бесов камнями", в котором они примут участие в Мине на обратном пути. Последний этап хаджа паломники снова проводят в Мекке, где приносятся в жертву животные. Затем паломники обривают головы и еще раз обходят вокруг Каабы. На этом хадж заканчивается.
В настоящее время только во время хаджа Мекку посещают до двух миллионов человек. Поэтому практически вся жизнь в Мекке связана с обслуживанием поломников, посещающих этот город. Для поломников в Мекке построены современные отели, многие из которых расположены в непосредственной близости от мечети Харам. Однако во время хаджа большинство поломников живет в палатках в специальных лагерях. Читать далее

Намаз В Мекке

Мекка и Медина - два священных города ислама

Мекка и Медина - два священных города ислама
Книга
Автор:
Цена:
2070.60 руб.
Вес:
1865 г
развернуть
Для каждого мусульманина самым священным местом на Земле является Кааба, которую Аллах назвал домом Своим. Мекка, где расположена Кааба, и светозарная Медина, где формир...

Утрачиваемый облик Мекки

В наши дни, когда мусульмане достигают цели своего паломничества, одетые в скромные белые хлопковые покрывала, их взорам предстает нечто резко отличающееся от огромного черного куба, известного как Кааба, который в прямом смысле является центром мусульманского мира. В священном городе Ислама они неожиданно для себя обнаруживают такие заведения, как кофейня «Старбакс», «Картье» и «Тиффани», H&M и Topshop.

Торговый центр «Абрадж аль-бейт» – один из крупнейших в Саудовской Аравии – оснащен плазменными панелями, по которым крутятся объявления и рекламные ролик и неоновыми трубками. В нем есть парк развлечений, рестораны фаст-фуд и даже магазин женского нижнего белья – и все это прямо в центре священного для мусульман города, недалеко от Каабы. Считать это прогрессом, согласны далеко не все.

«Мекка становится похожей на Лас-Вегас, и это просто катастрофа», - говорит Али аль-Ахмед, директор Института исследования стран Персидского Залива в Вашингтоне (эта научная организация финансируется саудовской оппозицией). «Все это производит гнетущее впечатление на мусульман, которые покидают Мекку без эмоций и впечатлений. Очарование этого места испарилось, все, что здесь можно увидеть, – это стекло и цемент».

Торговый центр, открывшийся в декабре за неделю до начала паломничества, стал одним из первых проектов, построенных после резкого притока инвестиций в строительство в Мекке размером в 13 млрд. долларов. По словам застройщиков, через несколько лет новые здания радикально изменят облик и даже сам дух этого древнего города.


После завершения строитель-ства всех очередей торгово-гостиничного комплекса, вклю-чающих также и огромный не-боскреб нового отеля, «Абрадж аль-Бейт» раскинется более чем на 450 тысяч квадратных метров. Он внесет свою лепту в уничтожение старых кварталов Мекки и высотной линии города.

В 2009 году частью комплекса станет седьмое по высоте здание в мире, в котором будет находиться больница, отели и молитвенные залы. Система публичного оповещения будет транслировать молитвы и проповеди из Масджид уль-Харам (главная мечеть Ислама). Верующим нужно будет лишь открыть свои окна для того, чтобы присоединиться к собранию молящихся.

В соседнем Джабал Умаре власти сносят бульдозерами целую гору для того, чтобы построить на ее месте гигантский отель и высотный комплекс. Во всех районах можно увидеть башенные краны, строящие около 130 новых высотных сооружений, согласно планам городских властей.

«Это похоже на конец Мекки», - считает доктор Ирфан Ахмед из Лондона, основатель фонда «Исламское наследие», пытающегося защитить от разрушения исторический облик Мекки, Медины и других исламских памятников Саудовской Аравии. «Раньше, даже при власти турков, ни одно здание в Мекке не строилось выше Масджид уль-Харам. Те же, что возводятся сейчас, куда выше и «безвкуснее».

Деньги являются, безусловно, одной из основных движущих сил строительного бума. Каждый год вплоть до 4 миллионов людей приезжают в этот город в сезон хаджа, хотя паломники не перестают посещать его и в другие месяцы, тратя в среднем от 2 до 3 тысяч долларов на человека.

Рекламные плакаты на пути к Мекке напоминают инвесторам о возможной прибыли от сдачи жилья в этом городе, достигающей, по некоторым сведениям, 25% на вложенный капитал в год. Ролики по арабскому спутниковому телевидению вещают зрителям о том, что они «также могут иметь возможность наслаждаться этими благословенными видами».

Мухаммад аль-Аббуд, брокер из мекканского агентства по работе с недвижимостью, вспоминает об истории с пакистанскими бизнесменами, выложившими 15 миллионов долларов, чтобы купить по несколько квартир в этих домах. Саудовские принцы же владеют целыми этажами и зданиями.

Квартира с тремя спальнями стоит здесь порядка 3 миллионов долларов, говорит мистер Аббуд. Цена тех, что имеют окна прямо на Масджид уль-Харам, достигает 5 млн. долларов.

Критики такого подхода к застройке Мекки утверждают, что в итоге в городе сформируются закрытые сообщества, в которых «избранная» группа верующих отделит себя от остальных, что будет противоречить самой идее хаджа, в котором все мусульмане равны перед лицом Господа. «Вся Мекка является святыней, как только это можно не понимать?», - удивляется Аббуд. 

Однако некоторые исследователи утверждают, что нынешняя лихорадочная застройка имеет и религиозные основания. Они обвиняют улемов, пользующихся гигантским влиянием в Саудовской Аравии, в попытке уничтожить исторические памятники из тех соображений, что они могут якобы становятся объектами поклонения. 

Живущий в Лондоне доктор Ахмед составил каталог из более 300 разрушенных древних памятников архитектуры Мекки, включая кладбища и мечети. Он утверждает, что дом, в котором жил Пророк Мухаммад (мир ему), был уничтожен, и сегодня на его месте стоит изрядно обветшавшая библиотека с заколоченными дверями и окнами.

«Это неуважение к Каабе, к Дому Господню и к святости этого места, - говорит саудовский архитектор Сами Ангави, желающий сохранить историческое наследие Мекки. - Если в этом городе запрещено даже ломать ветки на деревьях, то как можно сравнивать с землей целую гору? Это откровенное нарушение норм Шариата».

Мекке пришлось заплатить за прогресс огромную цену. Сегодня в нее приезжает больше туристов, чем когда-либо, благодаря миллиардам долларов, потраченным на строительство тоннелей и гостиничную инфраструктуру. С другой стороны, некогда знаменитый ночной рынок города, куда паломники приносили свои товары на продажу, был ликвидирован. Дома и строения, стоявшие рядом с мечетью, были уничтожены для пристройки к ней дополнительных помещений. Горожане, приветствовавшие вместе со своими семьями паломников, давно переселились в другие места.

Мекка издавна была как крупным религиозным, так и коммерческим центром, но в последнее время доминирующее положение в ней занимают именно международные бренды.

Архитектор Ангави давно уже ведет свою одиночную кампанию против этой кампании, стремясь привлечь внимание общества к проблеме уничтожения исторического наследия Ислама. Доктор Ахмед активно работал по созданию лобби среди правительств азиатских и арабских стран с целью надавить на саудитов, вынудив их остановить разрушение исторических памятников. 

Работающий в Вашингтоне Али аль-Ахмед составил базу данных уже уничтоженных достопримечательностей. Многие мусульмане в Саудовской Аравии и других странах предпочитают молчать о данной проблеме, опасаясь прекращения финансирования своих религиозных институтов и проектов фондами королевства.

Саудовские власти утверждают, что они самым бережным образом охраняют исламскую культуру, для чего ими были созданы два маленьких музея в Мекке. По их данным, на сохранение исламского наследия королевство потратило в целом более 19 млрд. долларов. Тех же, кто осмеливается оспорить их позицию, они называют маргиналами и сумасшедшими, не имеющими никакой поддержки в народе.

Застройщики и брокеры агентств недвижимости в то же время в один голос утверждают, что в результате строительства в городе смогут разместиться и принять участие в хадже намного больше мусульман. Тем самым застройка идет только на благо всей умме. Значит, радикальное обновление города далека от своего завершения.

«Мекка никогда так не менялась, как в наши дни, - говорит Ангави. То, что вы сейчас видите – лишь 10% от того, что намечено властями. Дальше будет намного, намного хуже».

Хадж в Мекке

Комментарии

28 февраля 2012 в 11:08
 
Спасибо за такую статью. Это боль для каждого истинного мусульманина. К сожалению мы в отличии от других легко теряем свое и берем чуждое нам. Вы правы, сегодня, когда весь мир борется за историческое наследие, "мусульмане" разрушают свое.
Когда то давно, мне один очень почтенный богослов сказал, что придет время когда разрушат Каабу. Я тогда ужаснулся. Как такое могут допустить мусульмане. А по большому к этому то все и идет.
Почему то когда в Афганистане решили уничтожить статую Будды весь мир встал против этого. А здесь разве не так? Там была одна статуя, а здесь целый город. Когда же мы поймем, истинный смысл Корана, когда же мы научимся жить так, как это нам предписано свыше, Тем кто создал нас?
И эта беда не только в Мекке, это по большому по всем исламским святыням идет. Когда как другие берут под охрану свои исторические и религиозные памятники, выделяют те же миллионы и миллиарды для их реставрации.
Еще раз спасибо за статью
С уважением
Дауд Юсупов

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter