1
3112

Мадонна Литта

(1490—1491) — картина великого итальянского художника Леонардо да Винчи. "Жемчужина Эрмитажа".

на сайте с 27 июня 2008

Мадонна с младенцем

Многочисленные рисунки Леонардо свидетельствуют о том, насколько его привлекала тема прекрасной молодой матери с ребенком. Он изображал женщин с лицами, то серьезными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев - занятых игрой и прочими ребяческими забавами. У мастера трудно найти абсолютное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии.

Леонардо избирает чисто человеческие ситуации; детально анализируя сопутствующие им психологические и физиологические мотивы, используя высочайшие выразительные возможности в сюжете Мадонна с младенцем. Читать дальше

Леонардо да Винчи

(итал. Leonardo da Vinci, 15 апреля 1452, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), яркий представитель типа «универсального человека» (лат. homo universale) — идеала итальянского Ренессанса. Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. Леонардо да Винчи был основателем искусства Высокого Возрождения, гениальной личностью, подобную которой трудно найти во всей истории человечества. Подробнее о гении

Биография да Винчи

История названия

Работа была написана для правителей Милана около 1490 г, потом перешла к семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции. Первоначально картина называлась "Мадонна с младенцем". Современное название картины происходит от имени ее владельца графа Литта, хозяина фамильной картинной галереи в Милане. далее

В Петербурге "Мадонна с младенцем" появилась в 1865 году. Итальянский герцог сам предложил фамильную коллекцию произведений искусства Эрмитажу. Была в ней и "Мадонна" Леонардо. Приобретение ее стало одной из самых успешных рекламных акций в истории музея. Читать дальше

Некоторые искусствоведы обращают внимание на необычные для авторской манеры Леонардо элементы картины, в частности, на неестественную позу младенца. Предполагается, что по крайней мере фигура младенца принадлежит кисти одного из учеников Леонардо, скорее всего, Больтраффио.

Эскиз головы Мадонны, выполненный Леонардо при подготовке картины, сейчас хранится в Лувре. далее

Сюжет картины

Слабый свет, падающий из окон, почти не освещает фигуры, но зато делает более темной стену. На ее фоне особенно четко моделирует эти фигуры свет, идущий от куда-то спереди. Над созданием таких комбинаций освещения, которые давали бы возможность подчеркивать нежной игрой света и тени объемность, реальность изображаемого, много и упорно уже с юных лет работал Леонардо. Подробнее

Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения. Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль; мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел вызывать. Читать дальше

Познавательно

Шедевры Леонардо

Чтиво

Леонардо да Винчи. Полное собрание живописи и графики (подарочное издание)
Книга
Автор:
Франк Цельнер
Цена:
9544.00 руб.
Вес:
8100 г
развернуть
Подарочное издание в суперобложке выполнено в красочном оформлении, с шелковым ляссе, богато иллюстрирована. Эта книга будет прекрасным подарком.
Пятьсот лет назад...
Леонардо да Винчи. Сказки. Легенды. Притчи
Книга
Автор:
Леонардо да Винчи
Цена:
97.00 руб.
Вес:
140 г
развернуть
Мудрый гений Леонардо убедительно изобразил в сказках все стороны жизни человека. Высшая мудрость в простоте, поэтому скорее короткие притчи, легенды, а не многотомные ...

Символика картины

Несмотря на земной, конкретный характер интимнейшего акта кормления, картина выражает лишь общую идею единства матери и младенца. Сцена изображена так, что носит скорее символический, чем конкретно-жизненный характер. Младенец, хотя и положил правую ручонку на грудь матери, хотя и прильнул к ее груди, но не сосет, а смотрит широко открытыми глазами в сторону, на Зрителя картины. Взгляд матери, обращенный к младенцу, говорит больше, чем изображенное действие. Завязка образа именно в этом сопоставлении взглядов — матери и младенца,— здесь основное и притом внутреннее действие. Оно и придает сцене символический характер. Кроме того, в картине есть прямая аллегория, подчеркивающая символику действия: на левой ножке младенца, между ним и мадонной, изображен щегленок — традиционный символ, неоднократно применявшийся в сценах материнства. Далее


Композиция картины идеальна, устойчива. Фигуры мадонны и ребенка вписываются в правильный треугольник, вписанный в квадрат. Окна по обе стороны богоматери уравновешивают композицию. Мария полностью погружена в созерцание Христа. Ребенок же, напротив, смотрит прямо н зрителя, что создает динамику композиции и устанавливает контакт со зрителем.

В окнах видны вершины гор, символизирующие духовный рост.

В руке младенец-Иисус держит щеглёнка – символ своей будущей жертвы..

Цветовой строй

Общее цветовое впечатление от картины создают крупные пятна ультрамарина, сильнее разбеленного в окнах и более темного на плаще женщины. Эти пятна почти так же цельны и чисты по цвету, как и голубые пятна в «Троице» Рублева. Массивно положенный, слегка разбеленный ультрамарин плаща — почти такой же ясный, локальный цвет, как и ультрамарин на многих образцах сиенской и урбинской живописи XIV века.

Голубые пятна окон издали также кажутся цельными по цвету. Но если вглядеться в их сияющую голубизну, нетрудно увидеть, как тонко эшелонирован цвет в переходах холмистых далей от плана к плану, в переходах неба сверху вниз, к горизонту. Здесь реализована вся теория цветовой перспективы Леонардо. Предметный цвет исчезает. У голубых и зеленовато-голубых пятен разного тона появилось новое качество — пространственность. Более «тяжелый» цвет кажется лежащим ближе, более холодный, более голубой цвет гор—-лежащим дальше. И это безусловно воспринимается так, несмотря на отсутствие в пейзаже опорных форм для линейной перспективы. Небо выглядит светящимся, оно разбито грядами разнообразно и легко написанных облаков, более массивных впереди

Подведем итог. Локальный цвет в «Мадонне Литта» изображает природный цвет предметов. А в природе цвета предметов далеко не всегда гармоничны сами по себе. Чем же они объединяются, гармонируются? Прежде всего светом и тенью. Далее

Интересное и полезное

Комментарии

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter