Немного истории

Плетение из ивового прута является одним из древнейших занятий
человека. Самые первые плетеные изделия были найдены археологами в Египте и на Ближнем Востоке. Из старинных манускриптов известно, что в Древнем Риме тоже знали плетеную мебель и многие другие предметы быта, изготовленные из прутьев ивы и других материалов. Плетение возникло прежде всего в районах рек и озер, где, с одной стороны, было много природного материала, а с другой - была велика и многообразна потребность в плетеных изделиях: предметы домашнего обихода, рыболовные снасти, плетеные ловушки для зверей и птиц, и пр.


Начиная со средних веков плетеные изделия находят широкое
применение. У крестьян это были предметы быта, у знати – предметы
отдыха и украшение интерьера. Лучшие изделия, сделанные искусными
мастерами, покрывались позолотой и украшали будуары и дворцы знатных особ. Особо широко золочение применялось во Франции. В конце XIX в. появились и книги с подробным описанием технологического процесса плетения, золочения и серебрения деревянных и плетеных изделий. В это время плетение вошло в моду. Большой популярностью пользовались плетеная мебель, детские коляски, дорожные сундуки, чемоданы и т.д. Плетение от кустарного производства перешло на промышленную основу. Для подготовки мастеров организовывались школы во многих странах мира. 

Мода на плетение пришла и в Россию. Наиболее крупные центры
плетения были сосредоточены в Московской, Владимирской, Тверской,
Ярославской, Нижегородской, Казанской, Вятской и других губерниях.
Развитию плетения способствовала организация школ, в которых обучали плетению. Такие школы были открыты в Ярославской, Тульской, Курской и Московской губерниях. Одним из наиболее крупных центорв плетения было село Большие Вяземы Звенигородского уезда Московской губернии, где развитию промысла способствовал местный помещик князь Д.В. Голицын, который ввел плетение из очищенных прутьев у себя в усадьбе, а затем и в этом селе. Впоследствии здесь было освоено плетение мебели. В 1891 году на средства известного русского мецената С.Г. Морозова для изучения лозоплетения в его наиболее совершенных формах был послан за границу А.И. Березовский. По возвращении он организовал земскую учебную мастерскую на станции Голицыно Московской железной дороги. В мастерской обучали местных кустарей изготовлению модных изделий по отечественным образцам и руководствам, которые поставлял Московский кустарный музей,
а также по альбомам и книгам, издававшимся в Лондоне, Вене, Париже.
Кельне, Нью Йорке и других городах мира. Лучшие работники этой
мастерской участвовали в международных выставках, где завоевали
международное признание и неоднократно получали призы.


Широкое распространение лозоплетение получило и на белгородской
земле в Старооскольском, Корчанском, Белгородском, Грайворонском,
Новооскольском уездах. В каждом из них существовали некогда свои явно
выраженные художественные и технологические особенности по изготовлению бытовых изделий из лозы. Многое сейчас забыто и требует серьезного изучения. Известно, что слобода Борисовка Грайворонского уезда была центром кустарных промыслов. Но и здесь лозоплетение как промысел, стало поздно развиваться и не имело таких глубоких традиций, которые сохранились в центральных районах России. Причины этого заключались в сильных пережитках крепостничества. Обнищание крестьян сужало внутренний рынок.


В 50-х годах нашего столетия на мебельной Борисовской фабрике был
создан цех лозоплетения. Они стали выпускать плетеную мебель и изде­лия утилитарного назначения. В 1971 году по инициативе художника Юрия Петровича Агафонова лозу начинают применять с керамикой. В это же время расширяется ассортимент выпускаемой продукции цеха ло­зоплетения: появляются декоративные сухарницы, конфетницы, панно и много других художественных изделий.

Заготовка материала

Самым распространенным материалом, применяемым для изготовления плетеных изделий в России является прутья ивы (или лоза).
Для плетения применяют как зеленые (неочищенные от коры) прутья и палки, так и окоренные (очищенные от коры) прутья и палки.
Прежде, чем приступить к плетению, нужно научиться правильно
заготавливать прутья: определять места, где растет ива, подходящее
время резки, а также уметь обрабатывать и хранить сырье.
Основным сырьем лозоплетения являются одно – двухлетние побеги
кустарниковых ив (лоза). Они должны быть прямыми, гибкими. С ровной и гладкой поверхностью и окраской. Как определить, подойдет прут для
плетения, или нет? Просто. Срезается прут и обматывается несколько раз вокруг пальца. Пригодный может оборачиваться сколько угодно раз, не ломаясь. Теперь посмотрите на срез прута. Он поделен на 2 части:
сердцевину и древесину. Чем меньше у него рыхлая сердцевина и чем
больше древесная оболочка, тем он прочнее и выше его качество.


Прутья ивы заготавливают в разное время года: весной, в начале
роста прута (когда распускаются почки); летом, в конце его роста (июль
– август); осенью, после полного созревания прута, когда листья
начинают желтеть и опадать; и зимой, до начала весеннего набухания
почек. Весенне – летняя заготовка прутьев называется соковой. У
сокового прута кора отделяется легко, при помощи щемилки (см. главу
«Инструменты»). Его древесина белого цвета, особенно после отбеливания на солнце. Весной прут можно резать, иногда, вплоть до середины мая, когда на образовавшихся молодых побегах начнут формироваться 2-й и 3-й листочки, а летом – в конце июля и начале августа. Но у прутьев, срезанных в это время, древесина еще не достигает полноценной зрелости, макушки травянистые, побеги не очень гибкие и часто ломаются.

Осенне – зимняя заготовка начинается в конце «золотой осени»,
заканчивается в апреле, до начала сокодвижения. Кора прутьев,
заготовленных в этот период, удаляется одним из двух способов.

Первый способ – при помощи термической обработки. Прутья кипятят в
воде, после чего кору снимают щемилкой (см. главу «Инструменты»). Время варки зависит от породы ивы, а также от того, какого цвета прут хотят получить. Если необходим слегка тонированный прут, достаточно
прокипятить его в течении 30 минут, а чтобы получить густой темный цвет – 2 часа и более.


Второй способ удаления коры с прутьев, заготовленных зимой и
осенью – искусственное оживление прута. Прутья, рыхло связанные в
пучки, помещают в бочку или в выварку, комлями, т.е. срезами вниз и
заливают на 15-20 см от дна чистой водой комнатной температуры, а затем ставят в теплое, светлое помещение. Надо следить, чтобы прутья не «выпили» всю воду. Если воды осталось мало, нужно добавить. Через
некоторое время у прутьев набухают почки, появляются листья (а иногда, если долго держать прутья в воде, могут появиться корни). Через 10-15 дней можно попробовать щемилкой очистить кору. Если кора отходит плохо, то пусть прутья постоят еще несколько дней.

Оставшиеся непроваренными и неокоренными прутья хранят зимой в не
отапливаемом помещении. Без какого – либо ущерба для качества прутья можно хранить на открытом воздухе, закопанными в снег. Прутья ивы, заготовленные зимой и осенью – наиболее ценный материал, так как древесина у таких прутьев прочная, гибкая и эластичная. Очищенные
прутья хранят связанными в пучки в проветриваемом сарае или под
навесом. Хранить их в условиях повышенной влажности нельзя – они
покроются плесенью. В сухом и теплом помещении материал отлично
сохраняется в течении нескольких лет. Резку прута надо проводить по
определенным правилам. Срезается прут с наклоном для стока воды с
пенька. Срез надо делать гладкий, не сдирая кору. При заготовке можно
пользоваться садовым секатором. Выезжая на заготовку, нужно иметь:
щемилку (летом или весной), садовый секатор или нож, мешок, бечевку,
перчатки, аптечку.

Инструменты

· Щемилка (рис. 1) – применяют
для отделения коры от прута. Металлическую щемилку (а, б) длинной 35-40
см с круглым или овальным отверстием и упором внизу изготавливают из
стальной проволоки диаметром 10-15 мм. Простейшую деревянную щемилку
можно вырезать из ивовой палки толщиной 2-4 см и длиной 40 см. с одного
конца ее заостряют, чтобы вставить в землю, если ошкуривание делают
сразу же на месте заготовки, или, если работают дома, щемилку
закрепляют в верстаке (д), доске, бревне. Другой конец щемилки
расщепляется до половины, а образовавшуюся щель вкладывают прут и
протягивают его – кора снимается.




Рис. 1










· Колунки
(рис. 2). Используют для расщепления прутьев ив на 3 или 4 части,
называемые шинами. Колунки изготавливают из твердого дерева длиной 6-8
см, диаметром 3 см. Тыльный конец колунков выпуклый, а на другом
имеется 3-4 равных выреза – резца.


Рис. 2






· Шоф (строгальный инструмент)
(рис. 3) – служит для получения строганных лент. Шоф закрепляют очень
прочно на столе. Шину закладывают в паз глянцевой стороной книзу и,
протягивая ее к себе, срезают сердцевину. В результате получают ровно
выстроганную плоскость ивовой ленты.


Рис. 3










· Шмол (рис. 4) – инструмент для строгания ивовых лент по ширине.







Рис. 4






· Жамки
(рис. 5) из стальных пластин служат для выпрямления и сгибания прутьев.
На одном конце жамки делают кольцо с вырезом. В вырез закладывают прут,
который нужно выпрямить или загнуть. Прямоугольный паз на другом конце
служит для загибания прутьев под углом. Кольцо и паз жамки должны
соответствовать толщине прутьев. Размеры жамок: длина 25-40 см, диаметр
отверстия – 3-5 см, ширина выреза 2,5 – 5 см.


Рис. 5








· Ножи
(рис. 6). Горбач (а) служит для аккуратной обрезки концов прутьев в
плетеных изделиях. Корзиночный нож (б) имеет универсальное назначение.
Им обрезают концы палок и прутьев, срезают сучки, строгают, а также
используют для резки прута на плантации и т.д.


Рис. 6






· Секатор.
Обычный садовый секатор, основной, а порой и единственный инструмент
при заготовке прута. Его так же широко применяют и в плетении для
обрезки концов прутьев и др. работах.




· Молотки. Молотков должно быть два. Массой около 0.5 кг и 150-200 г.




· Плоскогубцы.
Их применяют, когда нужно вытащить согнувшийся гвоздь, перекусить
проволоку, используемую для некоторых конструкций ручек, вытащить
сломавшийся и уже заплетенный прут, а также других работ.




· Круглогубцы. Их применяют в основном для того, чтобы перегнуть прут под прямым или острым углом без излома.




· Изер
(рис. 7). Этот инструмент предназначен только для плетения. Делают его
металлическим или деревянным. С помощью изера уплотняют плетение стенок
крупных изделий. Металлическим изером колотят, как молотком (плоской
его частью), осаживая плетение. Деревянный же накладывают на верхний
рядок плетения и бьют по изеру молотком. Заостренный, почти как у
отвертки, конец изера позволяет раздвигать плотные ряды плетения. Можно
его так же применять, как мощный рычаг или клин, если это требуется.
Деревянный изер делается из твердых свилеватых (непрямослойных) пород
дерева, чтобы он дольше служил и не расщеплялся от ударов. Все ребра
изера скругляют, чтобы они не повреждали прут при ударах.



Рис. 7






· Зажимы.
В качестве зажимов могут с успехом использоваться пластмассовые
прищепки. они могут как бы увеличить количество пальцев на вашей руке.




· Шаблоны
– употребляют для изготовления очень многих изделий, особенно массового
производства. Существуют разные виды шаблонов: обручи и рамки (их
называют также бюгелями) разных форм и величин, шаблон–доска и
шаблон-лекало (рис. 8), универсальный шаблон (рис. 9).

                                                                       Рис. 8


Рис. 9




· Шилья.
Их должно быть несколько, разных размеров и формы. Широкое применение
находит ромбическое шило. Оно постоянно в работе, особенно при
заплетении дна и ручек корзин. Этим шилом можно легко провертеть
отверстия в пруте или палке, не расколов ее. Не надо заострять конец
шила, лучше, когда конец его чуть затуплен.


Кроме
вышеперечисленных инструментов и приспособлений вам понадобятся еще
рабочий стол, удобный по высоте, желательно с ящиками для инструмента,
а также низкий стул. Кроме того, необходима дрель с набором сверл (для
сверления отверстий в шаблонах, в местах, куда должен будет заходить
ивовый прут, и т.д.), кусачки, ножовки (по дереву), отвертки, шурупы,
мелкие гвозди, тонкая и мягкая проволока, корыто или бак для
вымачивания прутьев и другие инструменты и приспособления, которые в
процессе работы мастер придумывает и изготавливает «под себя».

основные виды и способы плетения

Виды плетения определяются конструкцией и архитектурным решени­ем формы
изделия, его назначением и различаются по способу заполнения
пространства между стойками.



Плетение бывает сплошное (густое), ажурное и смешанное.


Основные виды густого плетения: простое, послойное, рядами,
квад­ратное, веревочкой. В одном изделии могут сочетаться несколько
видов плетения.



В любом виде плетения различают стойки (основу) и прутья плетения (уток).


Простой способ плетения (рис. 11 - 14) - заплетка нечетного
количества стояков одиночным прутом через один промежуток по схеме
«перед- за, перед- за» стояком в виде непрерывного ряда, идущего по
пологой спи­рали. В замкнутых контурах изделий (различные корзины,
кашпо, вазы и тому подобные предметы) наслоение рядов ведется
кругообразно в од­ном направлении- слева направо, а в плоских изделиях
прямоугольной формы прут, доплетенный до крайнего стояка, огибает его и
заплетается по той же схеме в обратном направлении, пока не будет
достигнута вы­сота стенки. Если длина прута при этом израсходована
полностью, его наращивают новым: комель состыковывается с комлем,
вершинный ко­нец с вершинным.

Рис. 11


Рис.12

Рис.13

Рис.14
Послойное плетение (рис.15-18) в отличие от простого ведется справа
на­лево путем подстановки к левому стояку по одному пруту изнутри и
огибания правого стояка снаружи. После того, как все прутья утка будут
установлены, они поочередно вплетаются в стенку изделия на один ряд
через стояк. Диаметр прутьев и их длина должны быть строго
одинако­выми, тогда вплетенные на всю длину между стояками прутья дадут
и одинаковое количество рядков и равный по высоте слой плетения стенки.


Отпадает необходимость наращивания израсходованной длины прутьев.
Высоту стенки рассчитывают по числу слоев плетения, разделя­емых
веревочками (см. дальше ). Послойное плетение выполняют как одним, так
и двумя, тремя прутьями. Послойным плетением выплетают только замкнутые
поверхности.

Рис.15


Рис.16

Рис. 17


Рис. 18




Квадратное плетение (рис. 19 - 21) подходит для изготовления
прямоу­гольных изделий и, в отличие от всех перечисленных способов,
ведется через два стояка снаружи за два стояка изнутри и т.д. Плетение
первого ряда квадратов начинают комлевыми концами прута, пока высота
выкла­дываемых рядков не будет равна расстоянию между стояками, то есть
пока не получится квадрат. Следующую полосу квадратов начинают плести,
отступив вправо на один промежуток, для того чтобы квадраты в рядах
ложились как кирпичи в стене. Добиваясь большей плотности пле­тения,
ряды квадратов все время сбивают, уплотняют колотушкой (изером).

Рис. 19

Рис. 20

Рис. 21
Плетение веревочками (рис. 22 - 29) тоже широко применяется буквально в
каждом изделии. Различные веревочки в два, три, четыре и даже в пять
прутьев используются для фиксации стояков на равных друг от друга
расстояниях, для придания изделию жесткости и прочности, отбивок
од­ного вида плетения от другого. Во всех этих случаях прутья не только
оплетают стояки, но и перевиваются между собой в узоры «елочка»,
«це­почка» и др.

Рис.22

Рис. 23

Рис. 24


Рис. 25

Рис. 26

Рис. 27

Рис. 28





Рис. 29
Ажурное плетение - один из видов художественного плетения (от
французского слова « ажур » - « сквозной »), придающий изделиям
декоративность, красоту, изящество. Огромное разнообразие рисунков
обеспечивается за счет чередования открытых ячеек, столбиков, ромби­ков
и т.д. , вплоть до воспроизведения кружевных узоров, сложных тка­ней,
воздушных загибок и бордюров.


Загибки и кромки завершающие плетение стенок изделия, также бывают
разнообразные. Наиболее распространенные из них некоторые плетельщики
называют условно «дорожками», «розгами», «косичками» или ажурными
бордюрами. Но суть не в названии, а в технике плетения, о которой
расскажем, хотя бы в общих чертах.


Так, «дорожки» заплетают по верхнему краю изделий из оставшихся
свободных концов одинарных или парных стояков после заплетения боковой
стенки веревочкой в два или три прута. Для этого справа от исходного
стояка закладывают шило или короткий обрезок прута и, прижимая стояк к
шилу или обрезку прута, загибают его вправо, обводят им изнутри
соседний (второй) стояк, затем снаружи огибают два стояка и конец прута
заводят за пятый от исходного стояк. Точно так же по этой схеме
загибают второй, а затем и третий и все последующие стояки до
последнего, еще не согнутого в загибку стояка.


Шило или обрезок прута из под исходного стояка вытаскивают и в
образовавшееся под ним пространство изнутри заводят последний стояк,
конец которого затем протягивают снаружи двух последующих (уже лежащих
в загибке) стояков и заправляют внутрь изделия за уложенный так же в
загибку пятый стояк. Кончики всех уложенных в загибку стояков
подтягивают, загибка по всему периметру изделия выравнивается, а
оставшиеся от нее концы обрезают.


Благодаря этому получается четкий рисунок края изделия, загибка
красиво завершает боковую стеночку. Но иногда требуется более широкая
кромка и тогда к основным стоякам изделия подставляют из прутиков
такого же диаметра дополнительные стоячки, чтобы вести загибку по
схеме: направо за вторую пару стояков изнутри перед третьей и четвертой
парами, за пятой перед шестой и затем ведут прут дальше, за седьмую
пару стояков внутрь изделия прячут концы и, подтянув их равномерно,
аккуратно подрезают. Такую загибку называют «дорожкой в два прута».
Загибка в два прута может заканчиваться обрезкой концов не только
внутри изделия. Иногда их выводят наружу и подрезают на внешней стороне
боковой стенки изделия. Дорожка в два прута по сравнению с предыдущей
выглядит более эффектно. Когда изделие плетут из цветного прута, можно
подставляемые к основным стоякам прутики взять другой расцветки или
белые окоренные. И наоборот, когда изделие плетут из белого прута,
можно подставить к стоякам цветные прутики и загибка получится в два
цвета - еще наряднее.


Загибка в три или четыре пары прутьев (рис. 30 - 45) - наиболее
оригинальная и красивая из всех загибок, но для ее плетения требуется
большой опыт. Такая загибка не только придает изделию красивый
законченный вид, и обеспечивает хорошую жесткость кромке изделия и
устойчивость приданной ему формы. Поэтому стоит потрудиться, чтобы
овладеть приемами и последовательностью операций плетения такой
заготовки.


Рис. 30

Рис. 31

Рис. 32

Рис. 33

Рис. 34

Рис. 35





Рис. 36





Рис.37

Рис. 38

Рис. 39

Рис. 40

Рис. 41

Рис. 42

Рис. 43

Рис. 44

Рис. 45
Кромка, или загибка "косичкой" (Рис. 46 – 50)— самая наглядная, но и
самая трудоёмкая из всех кромок, завершающих край борта изделий из
свободных концов стояков. Обычно "косички" плетут из двух прутьев в
одой пряди и трёх прутьев - в другой, а когда надо получить более
широкую кромку, то плетение идет из двух троек симметрично


Рис. 46

Рис. 47

Рис. 48



Рис. 49

Рис. 50

Комментарии

12 ноября 2008 в 13:53
 
Весьма познавательно и интересно)

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter