Хобби | 
4
41500

Кружева в вязании

Среди всевозможных узоров: вышитых, вытканных, плетеных - особое место занимают узоры "из воздуха" - кружева. На официальном языке "кружево" - это ажурное текстильное (выполненное из нитей) нетканое изделие, предназначенное для украшения одежды и предметов интерьера, с орнаментальным оформлением и чередованием плотных и разреженных участков.

на сайте с 15 августа 2009

В старину


Дело все в том, что в старину
"неузорница" было очень неодобрительным отзывом для молодой девушки,
все равно что "неумеха", а для кандидатки в невестки - особенно
нежелательным, резко снижающим конкурентоспособность. Как ни обидно,
это нелестное определение подходит к большинству наших современниц. У
нас предостаточно портних и швей, хватает вязальщиц и даже вышивальщиц,
но, к сожалению, почти не осталось кружевниц. Кружева производят
впечатление настолько утонченной и сложной структуры, что их плетение
кажется уделом особо одаренных. Между тем в старину на Руси плетением
кружев занимались целые деревни неграмотных крестьянок. В те времена
даже самые простые люди находили возможность украшать свою не очень
легкую и красивую жизнь узорами. Занимались рукоделием все женщины - от
царицы до крепостных. Царицы и царевны, боярыни и боярышни, заключенные
в терема и окруженные сенными девушками, воспроизводили самые
причудливые вышивки шелками, золотом и жемчугом. Многие узоры старинных
русских вышивок имеют не западное, а восточное, преимущественно
персидское, происхождение. Деревенские девушки украшали свое приданое
вышивкой и кружевами. В музее в Звенигороде выставлена плащаница,
которую вышивала золотой нитью Евдокия, первая супруга Петра 1. Когда в
России появилось светское общество, знатные дамы стали брать с собой на
приемы коробочки с рукоделием. Так можно было продемонстрировать свое
мастерство и нелюбовь к праздности. Впоследствии эти коробочки для
рукоделия превратились в дамские сумочки.




Среди всевозможных узоров: вышитых, вытканных, плетеных -
особое место занимают узоры "из воздуха" - кружева. На официальном
языке "кружево" - это ажурное текстильное (выполненное из нитей)
нетканое изделие, предназначенное для украшения одежды и предметов
интерьера, с орнаментальным оформлением и чередованием плотных и
разреженных участков. Кружево получается путем переплетения нитей,
образующих ажурный орнамент. Неравномерная структура кружева создает
особенный оптический эффект, игру света и тени, составляющую
своеобразие этого вида рукоделия.

В начале двадцатого века
почти одновременно в России вышло два очень похожих издания - "Полная
энциклопедия женских рукоделий" в переводе с французского и "Курс
женских рукоделий" с теми же иллюстрациями, написанный на русском языке
с сетованиями на то, что маловато у нас в России литературы по изящным
рукоделиям.

В наши дни остается лишь отметить то же самое.
Оно и понятно: в наше суетное время, казалось бы, не до тонкостей. В
продаже полно штампованных кружев из синтетики. (Ну и что, что
одноразовые, зато не возиться!) Однако во всем цивилизованном мире
ручная работа ценится тем выше, чем больше автоматизация и унификация.
Особенно ценно пришедшее к нам через века и произведенное руками - все
то, что называется нерусским словом "эксклюзив". Почти ни один показ
высокой моды не обходится без вышитых и кружевных узоров. В наше время
кружева годятся не только для бабушкиного сундука. Мода двадцать
первого века принесла кружевные накидки из меха, а кружевные юбки из
раздела нижнего белья торжественно переместились в разряд верхней
одежды. Последнее слово моды двадцать первого века - кружевные брови -
указывает на то, что кружева еще могут быть использованы в самых
неожиданных и неизведанных областях. Если не относиться к кружевной
технике как к чему-то застывшему, она поможет найти современные
оригинальные дизайнерские решения. Именно в фольклоре и моде прошедших
эпох черпают вдохновение великие кутюрье. Это понимают и ценят на
Западе. В Брюсселе знаменитые бельгийские кружева ручной работы стоят
очень и очень дорого. Изделия ручной работы дают большее многообразие и
несут на себе печать индивидуальности мастерицы. Настоящее кружево
ручной работы приравнивается к драгоценности и может послужить не
одному поколению. Качество кружева определяется уровнем художественного
замысла и тщательностью его воплощения. Так что повозиться стоит. И
стоит лишний раз вспомнить и воспроизвести приемы изящного рукоделия в
начале века двадцать первого, собрать по крупицам и ничего не терять из
опыта наших славных предков. Нам хотелось бы составить книжку,
позволяющую современной занятой женщине хотя бы в малой мере
приобщиться к затейливому искусству плетения кружев.

На Руси


На Руси кружева плетут с тринадцатого века. Сначала их плели из золотых
нитей для украшения одежды самых знатных и богатых людей. В Европе
кружева появились даже немного позже - на закате средневековья со всеми
его суровостями - под влиянием роскошной витиеватости Востока. Отмечена
особенность: затейливые ремесла лучше развиваются там, где ниже уровень
развития промышленности. В этом плане у нас отличные перспективы. (Надо
будет еще наплести лаптей.) Россия, впрочем, для Европы всегда была
Востоком, диким и непостижимым. Кружево возникло и развивалось вместе
со стилем жизни и модой. Первые плетеные кружева представляли собой
пеструю цветную зубчатую отделку в восточном стиле, которая нашивалась
на верхнюю одежду. Первое европейское кружево появилось в Италии и
называлось "обрано", что означало "стежок в воздух". Это кружево
выполнялось иглой и не имело тканевой основы. В эпоху Ренессанса
появились белые кружева, переходы и блики белого тонко подчеркивали и
облагораживали черты лица и малейшие оттенки кожи. Кружева стали - и
остаются по сей день - преимущественно однотонными. Ни одна тенденция в
моде не смогла бы прижиться без соответствующей подготовки
общественного сознания: так, переход к более строгой отделке отразил
рационализацию образа мышления. Кружева начали чаще использовать для
воротников и манжет, а затем и для нижнего белья. Это потребовало более
изящной работы. Для кружев стали применять более тонкие нити и
создавать более затейливые узоры. Формы орнамента заимствовались из
геометрии, растительного и даже животного мира. Центрами классического
кружевоплетения в Европе были Италия, Франция и Нидерланды. В эпоху
барокко кружева стали более пышными и перегруженными рисунком. Пока что
мы стараемся собрать, ничего не утратив, старинные рисунки и техники,
но, возможно, появятся узоры, отражающие своеобразие и нашей эпохи.


Первые кружева имели форму узкой отделочной полосы, пришиваемой по краю
одежды, вдоль застежки, по краю воротника или рукава. Слово "позумент"
по-французски означает "узкая отделка". Термины, обозначающие кружева
на многих языках, переводятся как "зубцы" и "заостренные наконечники",
что указывает на их фестончатую форму. Вначале кружевные полосы служили
обрамлением края одежды. Впоследствии стали создаваться целые кружевные
изделия: накидки, шали, платочки, салфетки, которые на казенном языке
производителя называются штучными изделиями. К штучным изделиям
относятся также отдельные детали одежды: воротники, манжеты, вставки. В
этом случае узор разрабатывается с учетом размеров и формы изделия.


Часто кружева выполняются в виде полосы из повторяющихся мотивов. Такое
кружево называется мерным. В зависимости от назначения мерное кружево
подразделяется на край-кружево, прошву и аграмант.


Край-кружево, кайма или краюшка - это полоса, у которой один край
прямой, он пришивается к ткани изделия, а второй край отделочный,
фигурный, оформляется зубчиками, или фестонами.

Прошва - это
кружевная полоса, у которой обе кромки имеют ровный край. Прошва обычно
используется при соединении деталей одежды или как декоративная
вставка.

Аграмант - это кружевная полоса с зубцами, или фестонами, с обеих сторон. Может просто нашиваться на ткань вместо вышивки.


Ажурный рисунок можно получить различными способами: вырезной вышивкой
(техника "ришелье"), вышивкой по продернутым нитям (мережки, строчевые
работы и горьковские гипюры), вышивкой по готовой сетчатой основе,
например по тюлю. Настоящими, однако, считаются кружева, полученные
путем переплетения нитей.


ОбычныйТерминСписокопределенийАдресЦитатыФорматированныйконецформыначалоформыЕдва
ли найдется рукодельница, не знакомая с крючком. Те, кто не вязал
крючком больших изделий, наверняка использовали его для вязания каймы
или бахромы - словом, для мелких отделочных работ. С помощью крючка
можно вывязывать красивые кружевные узоры, создавая различные
переплетения одной только нити. При этом не требуется никаких
специальных приспособлений или особого рабочего места. Эта техника
считается одной из самых простых и доступных. По сравнению с другими
техниками вязание крючком наиболее полно представлено в литературе по
домашнему хозяйству. Крючком можно вязать плотное полотно, кружевные
узоры высокими тамбурными столбиками или кружевные узоры, состоящие из
отдельных заранее заготовленных деталей: полос, квадратов, ромбиков,
кружочков, цветков, соединенных общим ажурным фоном.

Нитки.
Для вязания крючком подходят любые нитки, а также тесьма, но для
вязания кружев более уместны льняные или хлопчатобумажные, прочные,
хорошо скрученные нитки.

Инструменты. Вся прелесть этого
вида работ заключается в том, что единственный инструмент для вязания
крючком - сам крючок. В старину крючок назывался "тамбуром", и само
вязание крючком в книгах начала двадцатого века называют тамбурным, или
вязанием в тамбуре. Известны крючки двух видов - короткий, или обычный,
крючок и длинный крючок для тунисского вязания. Кружевные узоры можно
выполнять при помощи обоих видов крючков. Еще с помощью крючка вяжут
ажурные узоры на вилке или на шпильке. Специальные вилки для вязания
ажура есть во всех галантерейных магазинах. Для этой цели могут быть
использованы и обычные шпильки для волос.

Крючки
изготавливают из дерева, пластмассы, а также из кости и различных
металлов. Деревянные и костяные крючки - довольно хрупкие, не ломаются
лишь те, которые потолще, поэтому их используют только для толстых
ниток и в нашем случае они не подходят. Для кружевных работ более всего
уместны крючки из нержавеющей стали, потому что различные сплавы могут
окрашивать нить, а стирать кружева довольно хлопотно. В любом случае
поверхность крючка должна быть хорошо отполированной, без заусениц. При
выборе крючка следует обращать внимание на то, чтобы его головка была
не слишком круглой, но и не очень острой. Острая головка может
повредить нить, а тупая плохо входит в петлю и задерживает работу.
Вырез у крючка должен быть достаточно глубоким, чтобы нить не
выскальзывала из него. Различаются крючки по толщине. Выбор размера
крючка зависит от толщины и вида ниток, а также от желаемой плотности
рисунка.

Схемы для вязаная крючком. В начале двадцатого века
и ранее были приняты лишь словесные описания для узоров крючком.
Практичные японцы первыми придумали выражать графически особенности
приемов вязания и вместо словесного описания рисунка использовать
схему. Особенно незаменимы схемы в ажурном вязании. Разучивая каждый
прием вязания, нужно запоминать его обозначение, и тогда легко будет
читать и воплощать в жизнь любую схему.

Все виды рисунков
получают с помощью нескольких простейших элементов. Минимальная
структурная единица вязания - петля. В вязании крючком она называется
воздушной петлей. Петли другого вида называют столбиками. Любой элемент
техники вязания крючком выполняется в три этапа: продевание крючка
сквозь работу, набрасывание на него нити и привязывание петли. В
зависимости от того, как выполняются эти этапы, получают различные
элементы вязания. Вспомним основные элементы техники вязания крючком -
не все, а лишь те, которые нам потребуются.

Простейший элемент - воздушная петля.

Внешний вид вывязываемого узора во многом зависит от натяжения нити,
идущей от клубка к крючку. При неравномерном натяжении нити и неточных
движениях рук петли и столбики могут получаться разной величины, что
приведет к перекосу рисунка. Движение рук должно происходить плавно, в
одном и том же ритме. Потому и говорится, что вязание успокаивает.
Клубочек или катушка с нитками во время работы должны лежать так, чтобы
нитка разматывалась свободно и постепенно. Количество петель, столбиков
и клеточек должно строго соответствовать схеме. При вязании темными
нитками нужно подкладывать под работу белый лист бумаги: на его фоне
работа будет выделяться отчетливее. Если вязать нитками разных цветов,
то, закончив работу с одним цветом, нужно смотать клубочек с нитками
этого цвета и приколоть к работе английской булавкой, чтобы нитки не
спутывались и не мешали работе.

Книги

Стильные штучки из кружева
Книга
Автор:
Раиса Лукашева
Цена:
79.00 руб.
Вес:
450 г
развернуть
Эта книга предназначена тем, кто хочет научиться старинному русскому ремеслу - плетению кружева. Овладеть этим искусством несложно - достаточно иметь желание и доступны...
Старинные секреты плетения кружев
Книга
Автор:
Л. Пономаренко
Цена:
29.00 руб.
Вес:
280 г
развернуть
На Руси кружева плетут с тринадцатого века. И сегодня, в двадцать первом веке, без кружевных узоров не обходится ни один показ высокой моды. Эта книга научит современных ...
Кружево филе. Салфетки, скатерти, бордюры. Учебный курс
Книга
Автор:
Цена:
282.00 руб.
Вес:
460 г
развернуть
Эта книга предназначена для любителей вязания крючком. В ней вы найдете образцы самых разнообразных изделий. Скатерти, занавески, салфетки, ажурные кружева с затейливым...
Кружево. Технология ручного и машинного изготовления
Книга
Автор:
Ф. Шенер
Цена:
216.00 руб.
Вес:
375 г
развернуть
Изложена технология изготовления различных видов кружев ручным и машинным способами. Даны рисунки и схемы кружев, подробно описаны инструмент и приемы вязания кружев р...
Кружево на коклюшках в одежде
Книга
Автор:
А. И. Рожкова
Цена:
39.00 руб.
Вес:
230 г
развернуть
Кружевоплетение исстари было одним из любимых видов женского рукоделия. Кружевной промысел в России в XIX веке имел широкое распространение и был связан с различными гор...
Плетеное кружево
Книга
Автор:
Анна Мелони
Цена:
347.00 руб.
Вес:
400 г
развернуть
Вашему вниманию предлагается коллекция изысканных мотивов фриволите. В книге даются понятные объяснения по выполнению представленных образцов, а также основные прием...
Кружево - искусство хитросплетения
Книга
Автор:
В. Н. Челнокова
Цена:
39.00 руб.
Вес:
250 г
развернуть
Кружево брюссельское, английское, испанское, ирландское и, конечно же, русское - много ли мы о нем знаем? В этой книге рассказывается об искусстве кружевоплетения со врем...
Изящные рукоделия. Штопка, золотое шитье, вышивка, шитье по бархату и шелку, вышитое кружево
Книга
Автор:
Л. Б. Белянская
Цена:
94.00 руб.
Вес:
270 г
развернуть
Женщинам издревле было присуще влечение к изяществу и красоте. Далекие от рисования и скульптуры, наши прабабушки научились воплощать свое понимание Прекрасного в само...
Вологодское кружево
Книга
Автор:
Цена:
47.00 руб.
Вес:
80 г
развернуть
Вологодская земля - прославленный очаг культуры и искусства Русского Севера. В XIX-XX веках в Вологодской губернии развивались резьба и роспись по бересте и дереву, узорно...

Кружевные эффекты при вязании крючком создаются при помощи переплетения воздушных цепочек и различных видов столбиков.

Тунисское вязание. Иногда этот вид вязания называют "виктория". При
тунисском вязании для получения 1 ряда требуется провязать 2. Один
вяжут справа налево (обычно это воздушные петли) и другой - в обратном
направлении (короткие столбики). По этой причине тунисское вязание
имеет совершенно иную структуру, оно плотнее обычного вязания. Вторая
особенность тунисского вязания состоит в том, что в первой половине
ряда (справа налево) петли не сбрасываются с крючка, а остаются на нем,
как на спице. Поэтому для тунисского вязания требуется длинный крючок
равномерной толщины.

Петлю в тунисском вязании принято
называть стежком, как в вышивке. Собственно, тунисский способ вязания в
вязании кружев может быть использован только для получения небольших
плотных участков фона. В остальных случаях применяют обычные приемы
вязания крючком.

По способу вязания различают кружева
поперечные, продольные и гипюрные, причем все три способа могут с
успехом сочетаться в одном изделии.

Поперечное вязание -
наиболее привычный для нас способ вязки: сразу на всю ширину работы
рядами снизу вверх. Это может быть цельное кружевное полотно или
кружевная полоса для отделки края изделия - кайма.

Вязание
каймы. Самый простой способ использования кружевной техники -
оформление края ткани, в старину такие каемки назывались "краюшками".
Кружевной каемкой можно оформить край воротника, манжеты, кармашка,
кокетки, платочка или салфетки. Она хороша не только для оформления
новых изделий из ткани или трикотажа, но и для ремонта. Если каемка
выполняется по краю готового изделия, перед началом работы нужно
отвернуть необработанный край на изнаночную сторону на 1,5-2 мм и
приметать. Обвязываемый срез не следует обрабатывать ни зигзагом, ни
оверлоком. Подогнутый край по периметру обвязывают столбиком и далее
вяжут по схеме одним из ажурных узоров.

Если поперечное
кружево вяжется не на основе, а отдельно, то начинают вязание с цепочки
воздушных петель. Вывязывают цепочку такой длины, какой ширины будет
полотно, а далее вяжут по схеме.

"Продольным" называют
кружево, состоящее из кружевных полос, которые затем соединяют в
полотно. Такие полосы вяжут снизу вверх короткими рядами. Начинают
вязание полосы так же, как и обычное поперечное вязание, с воздушной
цепочки в основании. Как правило, полоса составляется на основе ажурных
полуколец, выходящих одно из другого. Мотивы полосы вывязывают один за
другим, не обрывая нити. Готовые полосы соединяют при помощи крючка
ажурными дорожками или полосками плотного вязания. Полосы можно и
просто сшивать иголкой. На рисунках 1.14-1.16 даны схемы мотивов для
продольных полос. Они состоят из полуколец. Полукольца могут
располагаться на одной оси или смещаться немного в сторону, образуя
более широкую полосу.

"Гипюрным" называется кружево,
состоящее из отдельно связанных фрагментов: розеток, кружков,
квадратов. Элементы могут быть и более сложной формы, например,
"бабочки". В одном узоре можно сочетать как одинаковые, так и различные
мотивы, создавая с их помощью композиции. Соединять мотивы тоже можно
по-разному, что позволяет достичь большого разнообразия узоров. Из всех
трех способов вязания кружев крючком этот является наиболее
перспективным и многовариантным.

Фрагменты обычно имеют
форму кружка или квадрата. Как правило, их начинают вязать кругами от
центра к периферии. Вязание гипюрных фрагментов начинают обычно с
цепочки воздушных петель, концы которой соединяют полустолбиком. Для
перехода от одного ряда к другому провязывают воздушные петли подъема,
которые являются первым столбиком следующего круга. Вместо петель
подъема в схеме может быть указан столбик соответствующей высоты.
Полустолбики, завершающие очередной круг, могут не указываться в схеме
для ее упрощения. Иногда круговые мотивы вяжут по спирали. В этом
случае петли подъема и полустолбики перехода не нужны.

Если
предыдущий ряд заканчивается столбиком, а следующий ряд нужно начать с
середины цепочки, чтобы не обрывать нить, провязывают переход
полустолбиками. Получается несколько утолщенная цепочка, однако это не
портит узора в целом.

Вязание на вилке

Эта простая техника таит в себе массу доселе не использованных
возможностей, открывая простор творческой фантазии. Основными
инструментами являются сам крючок и специальная вилка для ажурного
вязания или (для более узкого кружева) простая шпилька для волос.


Нить обматывают крючком вокруг вилки так, чтобы при каждом обороте
крючок проходил через виток. При этом могут получаться петли различного
вида.

ВЯЗАНИЕ С ПЛАНОЧКОЙ

Этот способ основан на том же принципе, что и предыдущий. Задача
состоит в том, чтобы получать одинаковые удлиненные петли.
Вспомогательным инструментом может служить обыкновенная чертежная
линейка. Ширина планочки должна соответствовать длине будущих петель.


Начало вязания. Вывязывают цепочку из нескольких воздушных петель,
последнюю из которых растягивают и надевают на планочку, а крючок
вводят в предпоследнюю петлю цепочки. Затем планочку обвивают
несколькими петлями. Петли можно по-разному группировать. Последние
петли нужно закрепить столбиками или воздушной цепочкой. После снятия с
планочки все петли еще раз провязывают крючком.

Разумеется,
изложенные сведения - очень малая часть того, что умеет крючок. Ведь
крючок - не просто работяга, он еще и артист, великий подражатель и
имитатор. Он может "прикинуться" любым другим инструментом, с его
помощью можно достаточно близко к оригиналу воспроизвести любую из
кружевных техник. В конце каждого из следующих разделов мы будем
предоставлять слово крючку и увидим, как непринужденно он имитирует
любую технику.

ШИТЬЕ ИЗ ТЕСЬМЫ

Самый простой способ получить узор - выложить его из готовой тесьмы. В
западной литературе этот вид работ называют "ленточным" кружевом и
включают в раздел игольного кружева. Таким узором можно отделать
воротник, манжеты, вставку, рукав, безрукавку, салфетку. Можно с
уверенностью утверждать, что выполнение такой отделки не требует особых
навыков и по силам любой начинающей рукодельнице, стоит только
попробовать. Это современная упрощенная трактовка ленточного кружева.
Эта наипростейшая методика помогает понять, что все хитроумные
переплетения складываются из элементарных изгибов.

Материал.
Плоская шелковая тесьма с маленькими петельками по краям,
"сороконожка". Петельки по краям "сороконожки" удобно захватывать
иголкой и соединять между собой. Можно использовать для этого вида
работ и тоненькую тесемку-ленточку и другие виды тесьмы или шнура.
Выбор тесьмы зависит от вида и материала украшаемого изделия или, если
изделие самостоятельное, от его назначения.

Нитки. Тонкий
капрон. Могут быть использованы и любые другие нитки, но капрон
прочнее. При выборе ниток нужно учитывать также материал, из которого
выткана тесьма.

Приспособления и подручные материалы. Калька, клеенка или плотная бумага, иголка.


Порядок работы. Узор наносят на кальку. По линии узора выкладывают
тесьму и приметывают ее к кальке швом "вперед иголку", то есть самым
обычным наметочным швом (рисунок 2.1). В местах пересечения тесьму
скрепляют вручную короткими незаметными стежками швом "назад иголку".
Большие просветы заполняют бридами. Наносят украшающие швы. Когда весь
узор будет зашит, кальку протирают с изнанки влажной тканью и осторожно
обрывают. В качестве основы может быть использована и обычная льняная
ткань. В этом случае тесьму нашивают на основу швом "вперед иголку", а
затем, после закрепления элементов рисунка, наметку распарывают и
готовый узор отделяют от основы. Полученный узор подкрахмаливают с
изнанки, просушивают и проглаживают.

Иголка - наш самый
обыденный инструмент, поэтому первые из известных кружев были сплетены
иглой. Самые первые иглы появились еще в первобытные времена и
выделывались из дерева, кости, рыбьих костей и даже из щетины. В
качестве материала для украшения одежды в древности использовались
самые неожиданные предметы, особенно у южных народов: цветные блестящие
жучки, цветные перья, когти, зубы, мех и даже змеиная кожа. Также
популярным было применение различных бусин из самоцветов и жемчуга,
металлизированных нитей и мелких монеток. Усовершенствование иглы как
орудия труда, появление металлических игл и выработка тонких, но
прочных нитей создали возможности для развития кружевного рукоделия.


Выработка игольного кружева занимает довольно много времени, но
благодаря разнообразию технических приемов предоставляет наибольшую
свободу для творчества.

Комментарии

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter




Состоит в группах