1
1987

Кира Муратова - режиссёр глубокомысленного кино.

Один из выдающихся режиссеров советского кино. Современнейший автор с уникальной и мгновенно узнаваемой манерой. Обладательница редкой "картины мира", цельного философского видения, выражающегося в по-своему радикальной киноэстетике. Умная, тонкая и мужественная женщина.

на сайте с 18 октября 2008

Муратова и кинематограф

Режиссёр Кира Муратова всегда снимала необычное сначала для советского, а потом для российского кинематографа. Её ленты никогда не вписывались в "культуру" кино того времени, в какое они были сняты и выпущены на экран. Муратова никогда не собирала огромные залы, не продавала миллионные тиражи, потому что Муратова не для каждого, потому что Муратова - авторское, глубокое, "умное" кино. Кино Муратовой не развлекательное, но оно - своеобразный муратовский "аттракцион", созданный и говорящий на её языке, остром и мягком, резком и вязко-медленном, всегда являющемся языком образов, метафор, глубокой и тонкой визуальности.

Биография


Один из ныне здравствующих выдающихся режиссеров советского (имея в виду территорию) кино. Современнейший Автор с уникальной и мгновенно узнаваемой манерой. Обладательница редкой "картины мира", цельного философского видения, выражающегося в по-своему радикальной киноэстетике. Умная, тонкая и мужественная женщина. Единственная автор-женщина в когорте "сумасшедших" авторов-режиссеров мира, на которых и держится современный живой мировой кинопроцесс.

Родилась 5 ноября 1934 года в городе Сороки (Бессарабия, сейчас —
Молдавия). Первая фамилия — Короткова. Изучала филологию в МГУ. В 1959 окончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой). С 1961 — режиссер Одесской киностудии. В 1985 — режиссер-монтажер на фильме Али Xамраева "Я тебя помню". Владеет французским языком. Живет в Одессе.

продолжение статьи здесь

более подробная биография на сайтах: вики, иноекино, нашфильм, кино-театр.

Интервью и статьи на kinocenter.rsuh.ru

Кира Георгиевна Муратова - один из немногих режиссеров в постсоветском пространстве, кто, не будучи в свое время обласкан советской властью, добился признания и упорно продолжает снимать свое кино. Кто-то называет его авторским, кто-то использует расплывчатое выражение "кино не для всех", мне же куда ближе и проще называть ее фильмы искусством.

Кира Георгиевна пытается передать, если можно так выразиться,
своеобразное пятое измерение - душу, что ли, духовность, наши ощущения, Божий мир или хаос, - как вам больше нравится. Поэтому нам и кажется ее кино таким странным: это не просто люди, не просто природа, это другой язык - киноязык чувств и ассоциаций, на котором она пытается достучаться не до нашего разума ("вот это цитата отсюда, здесь я это хочу сказать, вы поняли?" и т.п.), а до нашего сердца, которому хоть и чужды красивости и нелепые метафоры, но которое, как ни пафосно это звучит, все больше становится в наше смутное время твердым и холодным...

Существует соблазн толковать вещи в фильмах Муратовой символически. Та же лопнувшая струна или водопроводный
кран без воды, вдребезги разбитые стаканы или магнитофонная пленка
с голосом Максима — все эти предметы несут определенную знаковую нагрузку, рождают смысловые, а порою и чисто литературные ассоциации. В «Коротких встречах» стоило Наде попасть в дом Валентины Ивановны, как за чашкой чая с печеньем она начинает вспоминать свой дом. «И как только я ощутил вкус размоченного в липовом чае бисквита, которым меня угощала тетя […] в то же
мгновение старый дом фасадом на улицу, куда выходили окна тетиной комнаты, пристроился как декорация к флигельку окнами в сад. А стоило появиться дому — и я уже видел городок […] Все, что имело форму и обладало плотностью — город и сад, — выплыло из чашки чая»1.

и много другой интересной информации:

немного о ней
интервью с Н. Шверской
о ней намного больше
о ней к 70-летию
статья "Опальная Кира Муратова"
П. Гарин о ней
интервью А. Долина
статья о ней
Лев Аннинский о фильме Чеховские мотивы
Зара Абдуллаева о том же фильме

на сайте киноцентр.

Ещё несколько интервью

“Мечтаю актеров загнать в пленку”
— Кира Георгиевна, как человек решает: “Я бы в режиссеры пошел, пусть меня научат”?
— Какого-то одного момента не было, были какие-то ступенечки. В
самодеятельности я начала, как потом поняла, интуитивно заниматься
режиссурой. Это было такое сильное удовольствие, стоять за кулисами и
ощущать — то, что происходит на сцене, зависит от тебя. Ты как бы
держишь ниточки. Ты отсутствуешь и незримо присутствуешь в том, что
происходит на сцене. Тайное лидерство, в этом была своя прелесть, что я это все сделала. Потом я услышала про ВГИК, про мастерскую Герасимова от людей, которые у него учились. Все произошло довольно случайно, как и все на свете.
продолжение

"Предпочитаю черно-белую гамму"
- Кира Георгиевна, на премьере картины "Два в одном" вы назвали свой фильм бальзаковским. Почему?
-Потому что так же пишет Бальзак. Он просто описывает интересующие его нравы, темпераменты, характеры, взаимоотношения, в которые вступают разные человеческие существа. Кого это интересует? Меня.
продолжение


«То, что называется „кич“ или „безвкусица“, мне не чуждо»
— Давайте начнем с самого начала — с ВГИКа.
— Это замечательный момент в моей биографии, но я бы его сузила.
Взяла бы только то, что связано с Сергеем Герасимовым. Герасимов — мой мастер, он меня разбудил. Будучи великим педагогом, он умел пробуждать спящих, дотрагиваться до каких-то мозговых центров и давать такие точные щелчки, от которых человек просыпался, и в нем что-то вспыхивало, и он куда-то устремлялся, начинал делать, может, даже, совсем не то, что изначально хотел педагог, — не важно. Важно, что он просыпался — именно благодаря Герасимову. Мы все жили под его крылом, мальчики разговаривали с его интонациями, а девочки его просто обожали. Он тоже нас очень любил. Хотя он был очень сложный человек — во всяких смыслах. Тогда время рождало двоения и троения в личностях.
Были страхи, притворство, политические, идеологические страсти
искривляли характеры и общение между художниками. Поэтому многие
коллеги Герасимова не любили, даже ненавидели. С некоторыми режиссерами у Сергея Аполлинариевича были сложные взаимоотношения. С Роммом…
Не стану вдаваться… Мы были его особым, отдельным уголком — его
ученики, его очаг… С нами он оттаивал, был абсолютно искренним.
Педагогика была для него как вторая семья. Я всегда болезненно
воспринимаю какие-то неприятные вещи, которые о нем говорят или пишут.
Я его люблю — вот и все. В общем, ВГИК для меня — это Сергей Герасимов.
продолжение

"Кира"

очень интересный документальный фильм "Кира"

режиссёр Владимир Непевный
идея Игоря Каленова и Андрея Плахова
Анджей Вайда, Алексей Герман, Александр Сокуров, Наталья Рязанцева, Али Хамраев, Рената Литвинова

продолжение (остальные части) смотрите на сайте ru.youtube.com

Интервью Киры Муратовой

Кира Муратова в Риге

Что же всё-таки такое - кино Киры Муратовой?

Информация, предоставленная журналистами о Кире Муратове в интервью и различных описаниях, довольно противоречива. Одни превозносят её, другие удивляются, третьи - пожимают плечами.
Её кино действительно противоречиво и, должно быть, не объяснимо словами. Единственный способ понять её кино - посмотреть.
Ниже будут описаны некоторые её работы. Удачи!

"Короткие встречи"

в ролях: Кира Муратова — Валентина Ивановна, Владимир Высоцкий — Максим, Нина Русланова — Надя


Одним из первых фильмов К. Муратовой, вышедшим на экран, был фильм "Короткие встречи", снятый в 1967 году. Кира Муратова сама сыграла в нём главную роль - Валентины, взрослой одинокой женщины, работающей в райкоме. У неё случается роман с геологом Максимом, которого великолепно сыграл Владимир Высоцкий. Свободный, сильный, не привязанный к городу и быту Максим и динамичная, погружённая в свою работу с головой Валентина - два разных мира. Им сложно оказаться физически рядом, их короткие встречи - редкие приезды Максима.
Фильм начинается с того, что в дом к Валентине приходит девушка Надя, молодая Нина Русланова, влюблённая в Максима и пытающаяся его разыскать. А кончается - белой скатертью, апельсинами и красивой музыкой, написанной Олегом Каравайчуком.

о фильме: вики, форум рускино, кулички

Финал фильма "Короткие встречи"

муз. О. Каравайчук / "Прощание"

Высоцкий в "Коротких встречах"

Чувствительный милиционер

Снятый в 1992 году фильм про чувствительного милиционера, начинается в красивом синем сумеречном цвете. Милиционер Толя, дежуря по городу, вдруг находит в поле капусты младенца, подкидыша. И с этого момента одна мысль не даёт ему покоя: он вдруг понимает, что младенец - его и "встретились они неслучайно". Того, что младенец перестал плакать, когда он взял его на руки и обернул рубашкой, Толе вполне достаточно, чтобы после доказать на суде, что ребёнок - его, что он послан ему судьбой и что ему, Толе, нельзя с ним разлучаться.
У Толи вдруг переворачивается всё, он спрашивает у своей любимой:
- Как мы с тобой встретились в первый раз? Случайно?
- Да, в общежитии, совершенно случайно.
- Значит, могли не встретиться вообще?
- Нет, не могли.
- То есть всё-таки неслучайно?
- Да нет, случайно...
Фильм красивый, заполненный муратовскими образами и её атмосферой, с великолепной музыкой и прекрасным сюжетом.
Фильм включен в список ста лучших фильмов мира (Европейская Академия кино и телевидения).

ещё о фильме:
несколько мнений о фильме "Сеансу отвечают",

повторение как мать "Чувствительного миллиционера",
Муратова о фильме,
продюсер фильма о "русском гении",
сайт кинотеатр,
imdb.com

Отрывок из фильма "Чувствительный милиционер"

Настройщик

Фильм-участник внеконкурсной программы 61-го Венецианского кинобиеннале 2004.
3 премии Российской академии кинематографических искусств "Ника"-2005 в номинациях "лучшая режиссерская работа", "лучшая женская роль" (Алла Демидова) и "лучшая женская роль второго плана" (Нина Русланова).

Главный приз "Золотая лилия" награду "Шкоды" (10 тысяч евро) "за атмосферу и блестящую игру актеров, погружающую в очаровательный и забавный мир", на 5-м Международном кинофестивале Центрально- и Восточноевропейских фильмов в Висбадене, Германия 2005.
                               
Специальное упоминание жюри актрисы Ренаты Литвиновой "не только за создание образа экстравагантной и соблазнительной женщины, но также за оригинальную и актерскую манеру" в фильме "Настройщик" и "Богиня" на фестивале в Висбадене 2005.





Кира Муратова не впервые снимает фильм о преступлении. Но раньше
преступление, прежде всего убийство, как в "Трех историях", было
абсурдным, условным событием, прихотью, а не умыслом. Оно происходило скорее в голове убийцы, а не в "реальности". "Настройщик" же — чистейший образец кино про аферистов. Многоходовая комбинация, которую совершает вамп с замашками базарной хабалки, упоительно сыгранной Ренатой Литвиновой, и затюканный ею сожитель, чтобы обчистить двух доверчивых и вздорных пожилых дам, прописана с голливудской изобретательностью и дотошностью.
продолжение




ещё о фильме:
pgmfilm.ru
arthouse.ru
ruskino.ru
timeout.ru

Настройщик (1 часть)

продолжение смотрите на сайте ru.youtube.com

Два в одном

последний фильм Киры Муратовой, существующий в продаже

Два в одном
Книга
Автор:
Цена:
99.00 руб.
Вес:
90 г
развернуть

Рената Литвинова ("Увлеченья"), Богдан Ступка ("Забудьте слово Смерть"), Наталья Бузько ("Три истории") в иронической драме Киры Муратовой "Два в одном".
В день ...

Второстепенные люди

Второстепенные люди
Книга
Автор:
Цена:
99.00 руб.
Вес:
90 г
развернуть

Наталья Бузько ("Чеховские мотивы"), Сергей Четвертков ("Настройщик"), Николай Саднев и Жан Даниэль ("Чеховские мотивы") в драме - Киры Муратовой "Второстепенные люди" .

Астенический синдром

Астенический синдром
Книга
Автор:
Цена:
164.00 руб.
Вес:
150 г
развернуть

Ольга Антонова ("Комедия ошибок", "Русский бунт") и Сергей Попов ("Клещ", "Среди серых камней") в фильме "Астенический синдром".
"Астенический сидром" - это психологичес...

Комментарии

Оставить комментарий