2
6942

Как эффективно управлять своим временем?

Вы постоянно заняты? Вам не хватает времени? Каждый день испытываете стресс от того, что не успеваете выполнить намеченное? Хотите освоить эффективные приёмы управления своим драгоценным временем? Тогда этот компас для Вас.

на сайте с 4 января 2010

Что самое важное в Вашей жизни?

Зачем мы живём?
Вы можете ответить на этот несложный вопрос? Очень хорошо, если да. Удивительно, но многих он ставит в тупик. А между тем честный ответ на него поможет каждому улучшить качество своей жизни, потому что в этом случае Вам станет предельно ясно, на что надо тратить своё время.


Раньше я использовал простейшую систему планирования - записывал все намеченные на следующий день дела на листок бумаги и вычёркивал их по мере выполнения. Оставшиеся дела переносил в план следующего дня. И так постоянно.


В повседневной суете терялось главное; второстепенные, но срочные дела вытесняли важные вещи.


Искусство управлять своим временем состоит в том, чтобы постоянно помнить ради чего мы живём, что мы хотим сделать в своей жизни, какое наследие планируем оставить после себя.


Как же определить, что же всё-таки является самым важным в Вашей жизни? Достаточно выполнить простое, но очень эффективное, упражнение. Его действие можно сравнить с ушатом холодной воды, который совершенно без предупреждения выливают на человека.

 

Итак, представьте, что Ваш лечащий врач объявляет, что Вам осталось жить всего полгода. Конечно, это просто повергает Вас в шок. А теперь честно и откровенно ответьте себе на один единственный вопрос: какие дела Вы должны успеть сделать за эти оставшиеся Вам шесть месяцев жизни?

 

Уверен, что Вы назовёте только самое главное.

 

Скорее всего, Вы проживёте гораздо больше этих шести месяцев, но не вечно.

 

Так почему же Вы откладываете эти самые важные дела? Жизнь пролетит быстро и жалеть об упущенных возможностях станет поздно.

 

Будет правильно после этого упражнения сделать всё то, что Вы сами назвали для себя главным в течение ближайших 6-12 месяцев. Это - Ваш успех.

 

А что же потом, когда всё это сделано?

 

Повторите упражнение и Вы получите новый список самых важных дел Вашей жизни.

 

Выполните и их. Снова сделайте упражнение. И продолжать поступать так и дальше.

 

Знаете, что произойдёт с Вами? Вы начнёте жить со страстью. Ваша жизнь станет более осмысленной и успешной. Вы будете следовать своему внутреннему голосу и выполнять вещи, которые Вам действительно дороги!

 

Итак, всё очень просто. Начните так поступать. Уверен, что полученные результаты впечатлят Вас.

Что Вы делали на прошлой неделе?


Предлагаю обсудить дела, которые у Вас были на прошедшей неделе.
Но сначала посмотрите на этот рисунок. Здесь приведены четыре квадрата. Все наши занятия можно разделить на четыре разряда:

квадрат № 1 - важное и срочное. Здесь мы действуем как пожарная команда. У этого квадрата приоритет перед остальными. Им надо заниматься здесь и сейчас. Невыполнение этих дел может привести к большим проблемам на работе, в семье, да практически во всех областях жизни. Чрезмерное увлечение этим квадратом, как правило, ведёт к стрессам, истощению сил, нервным срывам и другим малоприятным вещам;

квадрат № 3 - срочное, но неважное. Люди часто путают этот квадрат с квадратом № 1. Они много чего-то делают, но без особого толка, так как эти дела не меняют их жизнь в лучшую сторону. Почему? Да потому, что эти вопросы важны, но не для них, а для кого-то другого - того, кто их активно использует в качестве "рабочих лошадок". Люди из этого квадрата часто ощущают себя беспомощной жертвой;

квадрат № 4 - несрочное и неважное. Этот квадрат настоящий пожиратель нашего времени. Лучший выход - вообще избегать дел из этого квадрата.

Кстати, знаете ли Вы, сколько среднестатистический человек тратит времени в жизни на просмотр телевизора? 7,6 лет. Если Вы - курильщик, курение займет у Вас в течение всей Вашей жизни 2 года. В пути мы проводим 8,5 лет свой жизни.


Согласитесь, что этим годам можно было бы найти более разумное применение.

И, наконец, квадрат № 2 - важное и несрочное. Может показаться удивительным, но это самый важный квадрат для нашего будущего. Я бы назвал его стратегическим, потому что здесь идёт речь о планировании, поиске новых возможностей и т.д. Дела из него определяют то, что случится с нами завтра. Увы, но многие люди, очень часто откладывают дела из этого квадрата на потом и вообще ими не занимаются именно потому, что они - несрочные. Но здесь-то и кроется их самая большая ошибка.

Эффективные люди не тратят времени на квадраты № 3 и № 4, потому что они неважны. Кроме того, они стараются уменьшить в своей жизни роль квадрата № 1 и полностью концентрируются на квадрате № 2.

А что Вы делали на прошлой неделе? Разбросайте свои дела по этим четырем квадратам и прикиньте, что у Вас получится. Вы довольные результатом? Рад за Вас, если Вы ответили "да".

Хотите повысить свою эффективность? Тогда вплотную займитесь делами из квадрата № 2.

Быть. Делать. Иметь. Начинаем долгосрочное планирование


Мы с Вами уже определились с самыми важными событиями своей жизни. А также разобрались с тем, какими могут быть дела по срочности и важности. Уверен, что теперь Вы точно знаете для чего Вы живёте и в чём состоит основное предназначение Вашей жизни.

Но перед тем как двигаться дальше, потратьте время, чтобы записать свои основные жизненные принципы, то есть то, во что Вы верите. Например: «Я притягиваю деньги, я выступаю как магнит по отношению к ним».

И ещё один момент. Возьмите основные сферы Вашей жизни – здоровье, общение, отношения, эмоции, финансы, работу и смысл жизни – и подумайте, как их распределить в порядке приоритета. Для меня на первом месте – здоровье, потому что я уверен – это основа всего. Если человек не здоров, ему не хочется ничего делать, и явно совсем не до достижения личного успеха.

А вот теперь самое время начинать долговременное планирование. Вы можете спросить: а почему бы нам не начать с годового плана? Годовой план – это всего лишь ступенька к плану на 2-5, 5-7 и 10 лет. Поэтому и надо сначала определиться с далёкой перспективой, с тем, куда мы хотим прийти через 10 лет, а уже потом на основе десятилетнего плана планировать более короткие отрезки нашей жизни.

Спланируйте три области: БЫТЬ, ДЕЛАТЬ, ИМЕТЬ.

Всё начинается с БЫТЬ. Это то, каким человеком Вам надо БЫТЬ, чтобы успешно достичь все Ваши цели. Речь идёт о Ваших личностных качествах, которыми Вам надо обладать.

А то, какие мы есть позволяет нам ДЕЛАТЬ определенные вещи. Это по сути то, что Вы хотите выполнять каждый день в своей жизни. Это Ваш желаемый распорядок дня.

А, занимаясь какими-то действиями, мы способны получать определенные материальные вещи, то есть ИМЕТЬ. Запишите, чтобы Вы хотите приобрести в своей жизни для себя и, например, для своих родственников.

Тут есть небольшая проблема – очень многие люди, занимаясь планированием, концентрируются только на одной области – ИМЕТЬ, совершенно забывая о двух другх. Это серьёзная ошибка. Последовательность тут только такая БЫТЬ => ДЕЛАТЬ => ИМЕТЬ. Подробнее на эту тему смотрите вот эту статью.

Очень хорошо помогает составить собственный план на 10 лет следующее упражнение: «Представьте, что в очень популярной газете через 10-12 лет опубликуют статью о Вас на целую страницу. О чём бы Вы хотели, чтобы там было написано? Очень подробно продумайте и ЗАПИШИТЕ это».

Качественно выполнив это упражнение, Вы получите свои долговременные цели на 10 лет.

Теперь подумайте о среднесрочной перспективе на 5-10 лет.

Затем спланируйте цели на 2-5 лет.

Вот и подошла очередь годового плана. Возьмите основные сферы Вашей жизни и напишите свои цели в каждой из них. Обязательно определите приоритет каждого пункта плана: А) обязательно надо сделать, В) я хочу это сделать (другими словами, если я это не сделаю, то просто отложу, чтобы выполнить позднее), С) желательно сделать. У последнего пункта самый низкий приоритет. Напротив каждого мероприятия годового плана поставьте периодичность, с которой надо это делать – ежедневно, еженедельно, несколько раз в месяц, ежемесячно, несколько раз в год, один раз в год.

Еженедельное планирование


Теперь самое время заняться недельным планированием.


Но сначала небольшой пример, который поможет Вам понять, как правильно выполнять еженедельное планирование.


Представьте, что у Вас есть ведро и несколько больших камней. Вы заполняете ведро ими. Удалось вместить три. Вопрос: полное ли теперь ведро? Ответ: теперь Вы можете заполнить ведро более мелкими камнями. Вопрос прежний: полное ли теперь ведро? Ответ: Вы можете досыпать в ведро песка. И ещё раз тот же самый вопрос: полное ли ведро сейчас? Ответ: теперь Вы можете долить в него воды.


Если бы Вы сначала насыпали в ведро песок и мелкие камни, то могло вообще не остаться места для крупных камней.


О чем говорит этот пример? Большие камни символизируют важные дела из квадрата 2. Сначала делайте самые главные дела Вашей жизни. Планируя неделю, надо в первую очередь выделять время именно для них. А уже потом записывать всё остальное. Не позволяйте мелочным вещам отвлекать Вас от первостепенного в Вашей жизни.


Очень хороший вопрос для планирования недели: действительно ли важно то, что я собираюсь сделать?


Не тратьте своё драгоценное время на незначительные вещи.


Обязательно запланируйте время в воскресенье вечером или в понедельник утром для анализа прошедших семи дней и постановки задач на будущую неделю. При этом проведите работу над ошибками. Например, на прошлой неделе я плохо отозвался о каком-то человеке - значит будущая неделя пройдёт под знаком обучения тому, как надо правильно обращаться с людьми.


Относитесь к этому планированию, как к игре – без излишней серьёзности. Постарайтесь понять, что планирование – это не самоцель. Планирование должно облегчать нам жизнь и быстрее приводить к успеху.


Жизнь есть жизнь и чтобы избежать стрессов до 50 % вашего ежедневного времени отводите на незапланированные дела. Независимого от того, будете Вы это делать или нет, жизнь всё равно забёрет у Вас это время. Если же этого не случится, Вы можете просто почитать (прослушать) хорошую книгу или заняться делами из квадрата два.


И напоследок несколько рекомендаций. Обязательно запланируйте время:

1) на отдых, дни расслабления;
2) полностью посвящённое себе, когда ничто не будет Вас отвлекать, и Вы будете предоставлены в эти часы самим себе и потратите их на важные дела

Применение этих простых рекомендаций улучшит качество Вашей жизни, и Вы очень быстро заметите, что становитесь более успешным человеком!

Компас подготовлен по мотивам аудиокниги Бодо Шеффера «Искусство управлять своим временем».

 

Комментарии

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter