Хобби | 
3
49926

Икебана: Искусство создавать прекрасное

Японское искусство икебана можно соотнести с европейской аранжировкой цветов, но очень и очень условно. Первоначально икебана представляла собой подношения на алтарь богов.

на сайте с 10 апреля 2008

История появления искусства икебаны в Японии

Пример икебаны Корни японского искусства аранжировки цветов уходят в VI век, когда в Японию пришел буддизм. И полторы тысячи лет эта традиция, не прерываясь, развивалась, обогащалась новыми красками и идеями. Первые композиции икебана появились в храмах и были достаточно крупными, мощными, достигавшими высоты 1,5 м и даже больше. Позднее они получили название рикка или татибана - "стоящие цветы".
Каждая ветвь и каждый цветок, входящие в рикка, были наполнены философской и религиозной символикой и носили особые названия — прямая ветвь, поддерживающая, скрытая, ниспадающая, принимающая тяжесть, плавающая и др.
Цветы, которые выбирались для композиции, также имели символическое значение. "Цветы сливы делают нас возвышенными духом, орхидеи погружают нас в глубокую задумчивость, хризантемы возвращают нас к жизни природы, лотос побуждает нас отрешиться от чувственных удовольствий, вишневый цвет вселяет в нас ликование, пион пробуждает дремлющие в нас силы, банан и бамбук настраивают на поэтический лад, цветы бегонии делают нас игривыми, сосна побуждает отвратиться от мирской суеты, тунговое дерево очищает нашу душу, а ива вселяет в сердце волнение" (Чжан Чао "Тени глубокого сна").
Сама композиция олицетворяла Мир, как он представлялся древним: из широкой горловины сосуда - символ Мирового Океана — поднималось дерево — Мировое Дерево, растущее на горе Сумеру или Хорай - центре всей Земли. Именно с тех пор и сохранилась до нашего времени символичность, осмысленность композиций икебана, а также строгие пропорции и законы их построения.
Но идет время, меняется эпоха, и из храмов и святилищ композиции входят в дома и дворцы, становятся украшением интерьеров и приобретают большую легкость и естественность. Эпоха Хэйан (IX-XI вв.) - золотой век японской культуры. Это удивительное время, когда умение чувствовать прекрасное считалось главным достоинством человека. И, отражая эпоху, икебана приобретает особую утонченность и изящество, причудливость и гибкость линий.
Но вот все сильнее звучат новые идеалы. Класс воинов - самураи,- начинают играть все более важную роль в жизни страны. И суровая простота, аскетизм Пути Воина - Бусидо, - становятся главными и в эстетике. Эпоха Камакура (XII - XIV вв.) помогает композициям избавиться от пышности, перегруженности, излишней вычурности, Символом воина, готового без сожалений отдать свою жизнь в момент величайшего ее взлета, становятся мгновенно расцветающие и облетающие под ветром цветы сакуры - японской вишни.
И новый поворот в истории икебана. XVII - XIX века - эпоха Эдо. Вновь расцвет искусств, музыки, живописи, поэзии, театра. Но, возможно, в противовес аскетичной духовности предыдущей эпохи, основным жизненным принципом становятся простые человеческие радости, наслаждение жизнью. Искусство из элитарного, тайного действа становится массовым. Появляется знаменитая японская гравюра укие-э ("картины мгновенной, изменчивой жизни") - шедевр великого мастера может быть тиражирован в сотнях экземплярах. Наряду с церемонным, наполненным символическим смыслом театром "Но" появляется театр Кабуки - народный и демократичный. А где-то на дорогах Севера гений японской поэзии Басе создает свои бессмертные трехстишия хокку...

Поностью читать Историю возникновения искусства икебаны

Еще об истории появления Икебаны
История искусства Икебаны с описание школ
Из истории возникновения икебаны

Изображение взято отсюда

Особенности конструирования икебаны

Пример икебаны Чтобы правильно воспринять икебану и понять ее, не­обходимо знать основные законы этого искусства. Такие составляющие икебаны, как цвет, форма и пространст­венная структура, способствуют восприятию ее в качест­ве единого целого. Конструирование икебаны, как и иероглифа, основа­но на сочетании элементов, каждый из которых несет оп­ределенный смысл. Основой построения икебаны и показателем ее стиля служат форма и характер выбранно­го сосуда. Конкретную объемную композицию призван образовывать растительный материал — главный конст­руктивный элемент икебаны. Он включает в себя ветки, цветы, травы. Японцы считают все элементы икебаны ак­тивными и обладающими жизненной силой, что также является одним из ее признаков. Большую роль играет правильное расположение элементов икебаны, что поз­воляет более полно выразить жизненную силу растения. Главная ветвь является как бы продолжением вазы и иг­рает роль ствола, питающего живительной силой каждый элемент композиции; почти горизонтальные ветки оли­цетворяют гармонию противостоящих сил, равновесие; воплощают жизнь растения живые соки, идущие по вет­вям и по стволу. Основу икебаны составляет композиция линий. Японцы любят чистоту линий, их изящество и выразительность и часто используют в композициях ветки с бутонами. Надо отметить, что характерной особенностью икебаны явля­ется асимметрия. Элементы, составляющие такую ком­позицию, имеют разную высоту и устанавливаются под разными углами. Отличает икебану трехмерность, поэто­му в композиции в основном используют три линии. Эти линии символизируют взаимоотношения человека, неба и земли и располагаются по принципу «трех плоскостей»: одна линия А: символ неба, руководящее начало («син»), другая линия В — человек («соэ») и третья линия С : символ земли («хикаэ»). Главные элементы букета «син», «соэ» и «хикаэ» составляют этот скелет. Эти ли­нии могут быть ветками или цветами.



Важнейшим эле­ментом икебаны является «небо», от его направления и динамики зависит эффект всей ком­позиции. Опорой для неба служит «человек», он дол­жен соответство вать небу по форме и направленности. «Земля» уравнове­шивает компози­цию, если она односторонняя, потому что ее ветка противоположна двум другим. Для дополнения такой композиции используют вспомогательные ветки и цветы. Основу эффекта икебаны составляет сочетание линий и красок, поэтому основную роль вместе с выбором ли­ний играет подбор цветов, контрастирующих с ними по окраске и форме. Существует правило, что к белым цве­там и веткам с белыми цветками ставятся красные цветы, а к красным цветам — растения зеленой или светлой ок­раски. Далее мы приведем все правила, которые жела­тельно знать, чтобы овладеть искусством составления икебаны. Некоторые из них уже упоминались на страни­цах этой книги, и это не случайно — ведь немало приемов и хитростей, применяемых в аранжировке цветов, взято у японских мастеров. Итак, наберитесь терпения, вам при­дется ознакомиться с так называемыми заповедями тра­диционной икебаны. Их всего пятьдесят.
Прочесть пятьдесят правил составления икебаны

Икебана и правила их составления
Легкодоступные правила составления икебаны
Как создать икебану?
Икебана своими руками (с картинками-инструкциями)

Изображение взято отсюда

Полезная литература

Икебана по-русски
Книга
Автор:
Галида Султанова
Цена:
72.00 руб.
Вес:
240 г
развернуть
Из книги `Икебана по-русски` читатель узнает о древнем японском искусстве создания цветочных композиций. Причем для составления букетов не понадобится никаких редких р...
Цветочный дизайн. Икебана
Книга
Автор:
Цена:
180.00 руб.
Вес:
100 г
развернуть
История Японии хранит множество загадок; искусство составления букетов, чайные церемонии, очаровательные карликовые деревья, поражающие красотой и изяществом сады кам...

Примеры составления икебан

Школа Согецу

Пример икебаны "Радость творчества есть высшее проявление человеческой сущности" - эти слова Софу Тэсигахара могут служить девизом созданной им в 1927 году в Токио новой школы икебаны. Он назвал её "Согецу" ("со" - трава, "гецу" - Луна). В этом названии - идея чувственного переживания всего сущего от малой частички до бесконечной Вселенной.
"Согецу" - всемирно известная японская школа аранжировки растений. Её направленность отражает последние тенденции пространственного решения среды обитания человека с включением природного и растительно-декоративного материалов в ансамбле с другими видами искусств.
Школа учит прислушиваться к своему внутреннему состоянию и передавать его с помощью композиций, открывает новый взгляд на окружающие нас вещи. За медитативным занятием складывания цветов в настроение (или наоборот: настроения - в букет) можно было застать буддийских монахов в Японии XI века, членов императорских семей и самураев XV столетия, а позже - и более демократические слои городского населения Страны восходящего солнца.
В нашей стране японское искусство букета приняли на самом высоком уровне. В 1968 году в ГМИИ им. Пушкина в Москве и в Эрмитаже (Ленинград) прошли персональные выставки Софу Тэсигахара. После его приезда в Москве, в посольстве Японии, открываются курсы икебана. Икебану в России узнали через "Согецу", и лишь в 90-е годы появились школы других направлений.
Искусство икебана - не только дань красоте цветов, но и наивысшее выражение понимания человеком гармонии мира. Пока человек составляет букет, считают японцы, его душа общается с Природой и через созерцание познает суть вещей. Икебана учит видеть в травинке - луг, в цветке - сад, в мимолетном - вечное. В икебане отражается один из буддийских постулатов о быстротечности всех явлений в окружающем нас мире. Она помогает постигать тайные механизмы жизни, которые приводят в движение самые разные начала и индивидуальности. Это искусство любви и терпения, философия сосуществования, актуальная как в маленькой семье, так и в большом мире.
Основатель "Согецу" был художником-живописцем и живо интересовался новыми авангардными течениями во французской живописи, дружил с Сальвадором Дали, помог знаменитому сюрреалисту оформить его сад. Софу Тэсигахара привнес в икебану новые нетрадиционные материалы: металл, стекло, камни, проволоку. Авангардные устремления художника далеко не сразу приняли на Родине - сначала школа "Согецу" прославилась в Европе и, лишь спустя десятилетия, - в Японии. Кстати, примерно такой же путь к признанию у себя на родине прошли и знаменитые теперь на весь мир японские дизайнеры одежды.
Дело отца после его смерти продолжил сын - Хироси Тэсигахара, знаменитый еще к тому же кинорежиссер ("Женщина в песках", "Чужое лицо") и художник - керамист. Школа "Согецу" отправилась в мировое турне. Сегодня "Согецу" - это самая передовая и крупнейшая школа икебаны в Японии, имеет 120 филиалов и более миллиона последователей в 35 странах.
Принцип Школы "Согецу" - создание икебаны должно быть не только приятным занятием, но и активным творческим процессом. "Радость творчества есть высшее проявление человеческой сущности" (Софу Тэсигахара). Для этих целей "Согецу" создала стиль, подходящий для современной жизни, и продолжает искать новые выразительные средства, используя традиционные материалы. Время и Творчество отражаются в композициях, сочетающих разные виды изобразительного искусства. "Согецу" - это всегда яркая концепция, неожиданное использование привычных материалов, масштабность и динамизм, легкость и поэтичность.

Читать более полную историю основания школы "Согецу"
Кратко о "Согецу"
Фото-примеры работ матсеров школы "Согецу"

Информация и изображение взяты отсюда

Комментарии

15 апреля 2008 в 22:44
 
А Вы заметили, что в Японии о чем бы не шла речь в их культуре (аниме, иероглифы, экибано, боевые исскуства) всегда наполнено таинственностью и чувством того, что ты - творишь, занимаешься творчеством.
Правда здорово? Почему же у нас так не получается...
15 апреля 2008 в 22:48
 
А на курсы икебаны куде пожно поехать? Только на родину этого искусства?
15 апреля 2008 в 22:49
 
А Вы заметили, что в Японии о чем бы не шла речь в их культуре (аниме, иероглифы, экибано, боевые исскуства) всегда наполнено таинственностью и чувством того, что ты - творишь, занимаешься творчеством.
Правда здорово? Почему же у нас так не получается...
У нас баня, медведи, березы и широта русской души, не до таинственности нам =)
автор
16 апреля 2008 в 11:32
 
А Вы заметили, что в Японии о чем бы не шла речь в их культуре (аниме, иероглифы, экибано, боевые исскуства) всегда наполнено таинственностью и чувством того, что ты - творишь, занимаешься творчеством.
Правда здорово? Почему же у нас так не получается...
Почему не получается? Чтож вы так?
Ведь главное относиться и к тому, что лично ты делаешь, с такой же любовью, терпением и благоговением.
Да, Россия и Япония мало чем схожи. И все-таки в наших традиционных искусствах таинственности ничуть не меньше, чем в икебане или японской каллиграфии.
Надо просто верить в это! )
автор
16 апреля 2008 в 11:33
 
А на курсы икебаны куде пожно поехать? Только на родину этого искусства?
Ну почему же? )))В "полезных ссылках" компаса первым висит сайт икебаны, основанный на искусстве школы Согецу. Зайдите туда и посмотрите контакты.
Туда вполне можно записаться. )))
17 апреля 2008 в 00:15
 
Ну почему же? )))В "полезных ссылках" компаса первым висит сайт икебаны, основанный на искусстве школы Согецу. Зайдите туда и посмотрите контакты.
Туда вполне можно записаться. )))
Только неясно, ведет те курсы настоящий просветленный японец или наш, отечественный, но овладевший искусством? :)
автор
17 апреля 2008 в 00:44
 
Только неясно, ведет те курсы настоящий просветленный японец или наш, отечественный, но овладевший искусством? :)
Все-таки предполагаю, что наш русский, но посвятивший изучению икебаны много времени.

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter




Вязать цветы крючком.
Смузи это.
Сумка крючком.