Люди | 
0
12708

Лев Гумилев - потомственный писатель

Лев Николаевич Гумилев (1912–1992) – выдающийся русский историк и этнограф, основатель теории пассионарности, разработчик оригинальной концепции этногенеза.

на сайте с 29 июня 2008

Не всегда на детях знаменитостей природа отдыхает


Родился в Царском Селе 1 октября 1912 года. Сын поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой. На фото - Лев Гумилев с родителями.

Ресурсы, связанные с писателем

Биография

В детстве воспитывался у бабушки в имении Слепнево Бежецкого уезда Тверской губернии.

С 1917 до 1929 жил в г. Бежецке. С 1930 г. в Ленинграде. В 1930—1934
годах работал в экспедициях в Саянах, на Памире и в Крыму. С 1934
учится на историческом факультете Ленинградского университета. В 1935 году исключён из университета и арестован, но через некоторое время освобождён. В 1937 г. восстановлен в ЛГУ.

В начале 1938 года арестован, будучи студентом ЛГУ, и осуждён на 5
(пять) лет. Срок отбывал в Норильлаге, работая техником-геологом в
медно-никелевой шахте, по отбытии срока оставлен в Норильске без права выезда. Осенью 1944 года добровольно вступил в Советскую армию, воевал рядовым в 1386 зенитно-артиллерийском полку (зенап), входившем в 31-ю зенитно-артиллерийскую дивизию (зенад) на Первом Белорусском фронте, закончив войну в Берлине.
.....
Умер 15 июня 1992 года в Санкт-Петербурге. Отпет в церкви
Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Похоронен на Никольском
кладбище Александро-Невской Лавры.
Читать полностью

Стихотворение "Колонна"

Над столпом самодержавия
Вековым гранитом прав
Черный ангел крылья ржавит
Свитки славы растеряв.

Нету воли, нету доли
Даже доблесть как стекло.
И бироновскою болью
Царский столп обволокло.

Днесь выходит из-под спуда
Черных, каменных невзгод
Окаянный как Иуда
Сумасшедший новый год.

Скажешь да ли, так ли, нет ли
О друзьях ли, о врагах;
Все равно считаешь петли
На восьми пустых столбах.

Горе, горе и размаха
Бирюзовая струя
На плацу казенном плаха
Плаха радуга моя.

Чтоб на ней перед народом
До конца и без труда
Рассчитаться с новым годом,
Годом боли и стыда.

1936 г.

Историческая концепция Гумилева

Фильм "Монгол"

Фильм снят по работам Льва Гумилева

Теория этногенеза

Лев Гумилёв предложил комплекс оригинальных методов изучения
этногенеза, заключающихся в параллельном изучении исторических сведений о климате, геологии и географии вмещающего ландшафта и археологических и культурных источников. Основу его исследовательского багажа составила оригинальная пассионарная теория этногенеза, с помощью которой он пытался объяснить закономерности исторического процесса.

В собственно исследованиях Л.Н. Гумилёв придерживался идей близких евразийству. Например, масштабы монголо-татарского ига он считал сильно преувеличенными. По его мнению, для русско-монгольских отношений был характерен, скорее, симбиоз, а серьёзные столкновения были связаны, в основном, с ордынскими мусульманами, более радикальными, чем остальные монголы. Китай у него предстаёт не мирным оплотом цивилизации, борющимся с захватчиками, а хищным агрессором. То же самое он говорит о Европе: критика европоцентризма занимает в его трудах большое место. Древних (до XIV в.) и современных русских он считает разными этносами.
Источник

Еще и нтересные ссылки

Теория социальной пассионарности Л. Н. Гумилева

Изучая развитие некоторых этносов, Лев Николаевич заметил, что
условия, в которых начинаются процессы этногенеза, весьма вариантны. Но вместе с тем всегда наблюдается более или менее единообразие их дальнейшего протекания, иногда нарушаемое внешними воздействиями. Если же использовать постоянную фазовую схему процесса и пренебречь внешними толчками как случайными помехами, то мы неизбежно придем к выводу о наличии единой причины происхождения всех этносов на Земле. Л. Н. Гумилев дал этой причине кодовое название «фактор икс». Этот самый «фактор икс» он и предложил вынести за скобки как искомый вариант.
Лев Николаевич заметил, что формирование нового этноса всегда связано с наличием у некоторых индивидов необоримого внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения. Причем достижение намеченной цели эти индивиды ставят превыше своей жизни, то есть подавляют в себе инстинкт самосохранения. Такое редко встречающееся явление есть отклонение от видовой нормы поведения. Это явление до Л. Н.
Гумилева нигде никем не описывалось и не анализировалось. Особи, обладающие таким признаком, при благоприятных для себя условиях совершают (и не могут не совершать) поступки, которые, суммируясь, ломают инерцию традиции и инициируют новые этносы. Особенность, порождаемую этим генетическим признаком, видели давно. Но именно Л. Н. Гумилев предложил термин «социальная пассионарность» для ее описания (от passio – страсть).
Читать полностью

Книги Гумилева

От Руси до России
Книга
Автор:
Лев Гумилев
Цена:
155.00 руб.
Вес:
340 г
развернуть
Книга выдающегося русского историка и географа Л.Н.Гумилева посвящена истории России от времен Рюрика до правления Петра I, причем все события и поступки исторических л...
Этногенез и биосфера Земли
Книга
Автор:
Лев Гумилев
Цена:
268.00 руб.
Вес:
690 г
развернуть
Знаменитый тракат "Этногенез и биосфера Земли" - основополагающий труд выдающегося отечественного историка, географа и философа Льва Николаевича Гумилева, посвященный ...
Хунну. Хунны в Китае
Книга
Автор:
Лев Гумилев
Цена:
292.00 руб.
Вес:
590 г
развернуть
История народа хунну являет собой полный завершенный цикл этногенеза и поэтому особенно интересна для исследователей. Л.Н.Гумилев посвятил истории этого степного этно...

Знаменитые цитаты Гумилева

  • Сидя в камере, я увидел, как луч света падает из окна на цементный пол. И тогда я сообразил, что пассионарность — это энергия, такая же, как та, которую впитывают растения.
  • Людей окружают различные природные системы, среди которых управляемые — редкость. Но многие неуправляемые явления предсказуемы, например, циклоны, землетрясения, цунами. Они приносят бедствия, которые нельзя полностью предотвратить, но уберечься от них можно. Вот почему нам и нужны метеорология, сейсмография, геология и гидрология. Этнология подобна этим наукам. Она не может изменить закономерностей этногенеза, но может предостеречь людей, не ведающих, что творят.
  • Для тех, кто умер, будь то микроб или баобаб, человек или зародыш, время исчезает, но все организмы биосферы связаны друг с другом. И уход одного — это потеря для многих, потому, что это победа извечного врага жизни — Хроноса. Примириться с потерей — это значит сдать позиции, и против Смерти встаёт Память — преграда энтропии уже не бытия, а сознания. Именно память делит время на прошлое, настоящее и будущее, из которых реально только прошлое.
  • Духовное одиночество — это подобие ада; прорыв к читателю, то есть к его пониманию, — путь через чистилище. Удовлетворение сделанным — награда за труд большая, чем зарплата и гонорары.
  • Оптимальна дружба с природой, а не победа над ней.

Статьи и другие труды, посвященные писателю

Комментарии

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter