По мере существования явления
ФлешМоба стали появляться такие сценарии, которые не соответствовали его правилам. Однако они игрались, и тогда стало ясно, что термин «ФлешМоб» уже не способен удовлетворить всех.
Само слово «ФлешМоб» стало нарицательным, и им начали называть любую акцию, в которой участвует некоторое количество человек. Это неверно. ФлешМоб — это акция, которая подчиняется строгим правилам и законам. Хотя все новые виды акций «вышли» из ФлешМоба, некоторые из них стали настолько отличаться от него идеологически и организационно, что их уже нельзя относить к разновидностям ФлешМоба и можно считать отдельными разновидностями воплощения технологии смартмоба.
Пожалуй, единственное, что объединяет большинство акций, — это стремление сделать что-нибудь вместе, да такое, для чего в обычной жизни нужды нет. Все акции неожиданны для случайных зрителей. Основополагающим же фактором является самоорганизация через современные средства коммуникации. Поэтому ФлешМоб в первоначальном смысле слова теперь называют классический ФлешМоб.
Классический ФлешМоб
Построен на первичных основах идеологии движения. Главная цель — удивить случайных зрителей, но так, чтобы у них не было отвращения или смеха от происходящего. Удержать границу между удивлением и смехом трудно, поэтому в чистом виде классический ФлешМоб явление редкое.
Полит-моб или социо-моб
Это акции с социальным или политическим оттенком. Они являются более простым, оперативным и безопасным способом выражения общественного мнения или привлечения внимания к тем или иным проблемам, чем митинги и демонстрации. Например, после выборов в Белоруссии в 2006 прошёл ряд таких акций . Несколько человек, собравшись в центре Минска, раскрыли газету «Советская Белоруссия» и начали рвать её на мелкие кусочки. В другой подобной акции около 30 минчан демонстративно завязали глаза и отвернулись от установленного на площади экрана, по которому транслировалось выступление прокурора Белоруси. На пике популярности в апреле 2006 года «политические ФлешМобы» в Минске собирали до 100—120 человек. С целью пресечения подобного рода акций власти придерживались тактики задержания от 10 до 20 человек, что в течение 2 недель уменьшило число участников ФлешМобов до 15-20 человек. Пример полит-моба прошедшего в Томске:
Все желающие в 12.00 28 июня подходят к зданию Думы г. Томска и кидают в него мелочь в знак протеста на повышение платы за проезд в маршрутках. Тем самым, горожане смогут подать деньги народным депутатам, для того чтобы они их собрали в свои ненасытные карманы и перестали обирать своих малоимущих горожан в будущем.
Монстрация
Монстрация (от слова демонстрация) — это демонстрация с плакатами, содержание которых предельно абсурдизировано. Главная цель монстрантов — требовать необъяснимого. Первая акция прошла в 2004 году в Новосибирске. Колонна
монстрантов влилась в обычную первомайскую демонстрацию.
Неспектакльный моб
Неспектакльный моб (Реальный ФлешМоб, Нонспектакулярный моб, Х-моб) — это акции, в которых участники пытаются смоделировать тонкое, порой едва уловимое социо-коммуникативное пространство, в котором на первом месте стоит переживание самих участников. Он может быть незаметен для окружающих. Нет задачи произвести впечатление на внешнего зрителя. Действия участников настолько приближены к повседневности, что их образ начинает «мерцать». Становится непонятным, видны ли действия, выполняемые по сценарию, или это всего лишь действия обычного прохожего, случайно повторившего то, что написано в сценарии. Изменение повседневности повседневностью, рассчитанное на тактику дежавю и формирование у прохожих ощущения тихого помешательства. Этот моб порождает эффект изменения сознания, похожий на эффект психотропных веществ. Варианты для примера:
* Споткнуться;
* Вспоминать, есть мобилка в кармане или нет, затем доставать её и класть обратно;
* Пытаться подкурить зажигалкой, отворачиваясь от ветра;
* Внимательно читать чек около входа в магазин и что-то в голове считать, слегка шевеля губами и закидывая глаза;
* Тщетно пытаться завязать шнурки;
* Пытаться застегнуть или расстегнуть заевшую молнию на курточке, сумке или ширинке;
* Отряхивать испачканную одежду;
* Переписывать информацию с какой-нибудь рекламы;
* Играть на ходу в игры на мобильном;
* Наклеить объявление на столб;
* Стать и пить пиво;
* Предварительно взболтать пиво, а потом, вроде как ненарочно, им облиться при открывании и стоять вытираться.
В итоге, они знают друг друга и начинают наблюдать друг за другом. Даже кроме того, понемногу могут сами пытаться угадать, кто здесь моббер, а кто просто прохожий. Это моб не для прохожих, а для самих мобберов. Можно немножко притормаживать — тогда и очень бдительные кузьмичи заметят. И вот тогда у них точно будет РЕАЛЬНЫЙ глюк.
i-mob
Общее название для всех видов акций, проводимых в Интернете (форумы, icq, e-mail, чаты и.т.п.). Очень часто интернет-ФлешМобы возникают спонтанно, без предварительного планирования. Чаще всего представляют собой комментарии к опросам со смешными вариантами ответа. Благодаря интернет-ФлешМобу «Уроки Албанского» возникло и крепко закрепилось понятие Албанский язык.
Также широко известен интернет-моб «Регулярно!», произошедший на русском сайте новостной телекомпании BBC. На этом сайте была опубликована статья Одеколоны «убивают россиян». В ней говорилось о том, что большинство российских алкоголиков, скончавшихся в трудовом возрасте, принимали алкоголь, не предназначенный для употребления внутрь, и выводы иследований по этому поводу.
К статье был опрос: «Вы пьёте одеколон, антифриз или моющие средства?» — с вариантами ответов:
* Регулярно
* Крайне редко
* Никогда
* Я вообще не пью
Большинство читателей этот вопрос насмешил и даже оскорбил. В итоге, около 90 % голосов были отданы за вариант «Регулярно». Из-за того что счётчик не был расcчитан на такое количество голосов, он несколько раз в сутки сбрасывался. На эту тему было создано много карикатур и даже комиксов. В некоторых городах был даже сыгран реальный ФлешМоб «Одеколон», когда мобберы при большом скоплении людей делали вид, что дегустируют одеколоны, шампуни, жидкости для мытья стёкол. На самом деле, в бутылочках были питьевые жидкости: напитки («Тархун», «Лимонад»), вместо шампуней был йогурт и.т.п.)
Вот несколько знаменитых флешмобов на просторах интернета:
* Уже упоминавшийся знаменитый флэшмоб, сделавший крылатой фразу «учи албанский». Здесь operator воззвал к интернет-общественности пойти и научить уму-разуму залетного веб-шовиниста. Существует также статья в Википедии. А здесь Денис Яцутко дает некоторые пояснения. Без них суть понять сложно, поскольку несчаcтный свой журнал удалил. Сохранилась только
первая страница его поста с комментариями.
* «
«Программист Яндекса снимет 1-к квартиру». Неизвестно, снял ли он квартиру, но вот джекпот в 5000 комментариев он сорвал с легкостью. «Привет, меня зовут Александр! :)»
* Это достаточно старый флешмоб, многие ни разу даже и не слышали о нем. «
Тот самый флешмоб с пустышкой. Жертве моба остались 940+ комментариев, а нам — крылатая фраза.
* «
«Моторолер не мой!!! Я просто разместил ОБЪЯВУ!» Эта фраза вошла в резонанс с больным сознанием сотен интернет пользователей и вылилась в один из наиболее массовых и смешных флэшмобов последнего времени. По непроверенным данным, цена на пресловутый мотороллер возросла с 3000 до 6000 долларов, но хозяин не торопится его продавать.
* Превед появился в жж вместе с постом amberaja от 3 февраля 2006 года. Незадолго до этого исходник — картина Джона Лури — проскочила на
dirty.ru. Уже 15 числа было создано коммьюнити
ru_preved. И понеслась.
Комментарии
arenda-sutkiby
Natalia123450
ДЕНЬ ВСЕХ ВЛЮБЛЕННЫХ В VEGAS: ГРАНДИОЗНЫЙ LOVE-ФЛЕШМОБ C УЧАСТИЕМ «МАЧЕТЕ» И ИМЕННАЯ ГРАФФИТИ ЯРОСЛАВА МАЛОГО.
14 февраля самый большой музыкальный романтик Ярослав Малый и группа МАЧЕТЕ приглашают всех влюбленных в ТРК VEGAS, чтобы принять участие в грандиозном love-флешмобе. Хочешь оригинально признаться в любви и стать героев нового видео МАЧЕТЕ? Подари самый долгий поцелуй своей второй половинке и выиграй незабываемую свадьбу в VEGASe! Победителей выберет сам Ярослав Малый, а остальные самые активные участники love-флешмоба получат билеты на большой концерт романтичной группы , который пройдет 16 февраля в MILK MOSCOW!
СТАРТ ФЛЕШМОБА "НЕЖНОСТЬ" - 20:00, ТРК VEGAS, Северная Ротонда!
Адрес: пересечение 24 км МКАД и Каширского шоссе, м. Домодедово, м. Марьино (бесплатные автобусы)
Будет круто! Приходи и не забудь взять с собой любимого человека*)))
Оставить комментарий