на сайте с 22 января 2008

Светлый праздник

Па́сха (греч. πάσχα, от ивр. פסח‎ песах, букв. с евр. «прохождение мимо») в христианстве; также Воскресе́ние Христо́во (греч. Η Ανάστασις του Ιησού Χριστού ) — древнейший христианский праздник; важнейший праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздник).
Современность

В 1923 г. Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провел т. н. «Всеправославный конгресс» с участием представителей Греческой, Румынской и Сербской Православных Церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Восточные Церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости. В Русской и Сербской Церквях, после попытки перемены календаря, оставили прежний из-за возможной смуты в народе.[6][7]

В марте 1924 на новый стиль перешли Константинопольская (уже при Григории VII) и Элладская Церкви. Румынская Церковь приняла «новоюлианский» календарь 1 октября 1924.

Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923. 20 мая 1926 Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской Церкви, где вопреки преждепринятому соборному решению, вводит новый календарь.

На Московском Совещании 1948 было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными Церквями по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие праздники по тому, на которым живёт данная Церковь. В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская Православная Церковь.

Сегодня юлианским календарем всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Православные Церкви, а также Афон. Финляндская Православная Церковь полностью перешла на григорианский календарь. Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и др. непереходящие праздники по новому стилю.

В Великобритании Пасхальным Актом 1928 г. установлена дата Пасхи на фиксированную дату: первое воскресение после второй субботы апреля. Однако данное постановление не вступило в силу. В 1997 г. на саммите в Алеппо, Сирия, Всемирный Совет Церквей предложил зафиксировать день Пасхи в солнечном календаре (также второе воскресение апреля), либо утвердить единообразную Пасхалию для всего христианского мира, исходя из астрономических требований. Реформа была назначена на 2001 г., но не была принята всеми членами Совета.

По древнему иудейскому преданию Мессия — Царь Израилев должен быть явлен на Пасху в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя.

Великий Четверг — Христос устанавливает Таинство Евхаристии в доме Симона прокаженного в Галилее. Синоптические Евангелия описывают этот день как день опресноков то есть иудейскую Пасху. Иоанн и дальнейшие события других Евангелий показывают, что иудеи Иерусалима праздновали Пасху в день казни Христа, то есть двумя днями позже. Наиболее вероятное объяснение, с учетом кумранских находок, говорит, что календарь Галилеи отставал на два дня от иерусалимского календаря. Таким образом, на Тайной Вечери Пасха ветхозаветная — агнец, вино и опресноки мистически связывается с Пасхой новозаветной — Христом, Его Телом и Кровью [9].
Страстная Пятница — по традиции перед праздником Пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый старейшинами, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчеркивает что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху есть прообраз Пасхи новозаветной — заклания Христа как Агнца Божиего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличии от других казненных. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб — пещеру до наступления субботнего покоя (ср. пасхальный агнец должен быть съеден до начала следующего дня). Возле гроба находятся Мария Магдалина и «другая Мария».
Великая Суббота — первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своем воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мертвых.
Воскресение Христово (первый день после субботы) — после субботнего покоя ко гробу идут жены-мироносицы. Перед ними на гроб сходит Ангел, и происходит землетрясение, из-за чего камень отворяет гроб, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее.
Из Википедии

О Пасхе

**

***

***

Пасхальные обычаи

Пасхальное богослужение
В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.
В Церкви c древних времен сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром — с рассветом.

Пасхальное приветствие
Начиная с пасхальной ночи и вплоть до отдания Пасхи принято приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь (христосоваться). Этот обычай идёт с апостольских времен «Приветствуйте друг друга с целованием святым».

Пасхальная трапеза
В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы. В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении окружен сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов означало чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.
На Пасху освящается артос — квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху могли ощутить единство через вкушение общего хлеба. Сейчас артос раздают верующим для хранения дома в течение года, в экстренных случаях используется как антидор (досл. греч."вместопричастие"), его принято вкушать натощак. Символ единства перешёл к куличам и пасхам.
На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ» и агнцем. Символом Пасхи является агнец, в форме которого в России обычно испекают пирог. В южных странах — Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывается ягнёнок или, по крайней мере, зажаривается «чеверме» (болг. «бедро») или «шиш» (болг. «шашлык» из ягненка).
Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий Четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной Пятницы, дня траура и молитвы.
Из Википедии
Картинка из Википедии

О Великом посте

**

Рецепты постных блюд

Пасхальные рецепты

Литература и диски

Пасха
Книга
Автор:
Цена:
174.00 руб.
Вес:
680 г
развернуть
Великая, Славная, Светлая, Красная, Радостная Пасха. Пасха! Светлое Христово Воскресенье. Праздник Праздников.
В старину о Пасхе говорили: она "столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды". Ибо это торжество веры, которая не знает пре...
Пасха
Книга
Автор:
Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко
Цена:
224.00 руб.
Вес:
315 г
развернуть
В этой книге авторы ведут речь о двух важнейших вехах исторической хронологии - датировкам Рождества Христова и Первого вселенского собора в Никее, на которые в значительной степени основана хронологическая версия Скалигера. И показывают, что обе даты определены совершенно неверно. В книге подробно рассказано...
Пасха
Книга
Автор:
Цена:
21.70 руб.
Вес:
80 г
Сборник рецептов.
Пасха. История, традиции, рецепты
Книга
Автор:
Цена:
159.50 руб.
Вес:
220 г
развернуть
"Воскресение Твое, Христе спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав."
Пасху не зря называют Великим днем. Это самый большой праздник для христиан, ведь именно в этот день все челове...
Пасха. Рождество. Масленица
Книга
Автор:
Иван Панкеев
Цена:
233.00 руб.
Вес:
485 г
развернуть
Календарный год - это не только череда будней и регулярная смена сезонов. Наша жизнь расцвечена разнообразными праздниками - церковными и светскими, новыми и древними. В этой книге собраны уникальные сведения о трех наиболее радостных и богатых традициями торжествах - Пасхе, Рождестве, Масленице.
Книг...
Пасха святая. Слова, поэзия, проза (аудиокнига MP3)
Книга
Автор:
Цена:
155.00 руб.
Вес:
80 г
На диске представлены избранные произведения русских прозаиков и поэтов, посвященные одному из главных христианских праздников - Пасхе.
Пасха. Песнопения Пасхальной службы
Книга
Автор:
Цена:
130.00 руб.
Вес:
100 г
1. "Воскресение Твое, Христе Спасе" / "Христос Воскресе"
Пасха и двунадесятые праздники
Книга
Автор:
Цена:
75.00 руб.
Вес:
100 г
развернуть
Светлое Воскресение Христово - Пасха - самый большой православный праздник, основа и венец христианской веры. Двунадесятые праздники, установленные в память о важнейших событиях земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, освящают жизнь православного христианина. Церковный календарь соотносит наш мир с миром дух...
Пасха Господня. Книга-подарок
Книга
Автор:
Цена:
42.70 руб.
Вес:
55 г
развернуть
В серию вошли прекрасно иллюстрированные книги о великих православных праздниках, включающие стихи русских поэтов, а также жизнеописания самых почитаемых и любимых на Руси святых: Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца. Издания этой серии станут прекрасным недорогим подарком для всей сем...
Рождество и Пасха в детской литературе
Книга
Автор:
Цена:
217.00 руб.
Вес:
370 г
В произведениях, собранных в этой книге, рассказывается о двух величайших христианских праздниках - Рождестве и Пасхе.

Ролики

Комментарии

11 апреля 2008 в 21:54
 
Как и все Ваши материалы, компас очень подробный и информативный. +1! Я бы хотела узнать мнение компас-мастеров и гостей о ситуации, которую сейчас поневоле наблюдаю (на работе). Несколько дам у нас постятся. Одна из них строго соблюдает все предписания в отношении пищи.. При этом буквально считает дни до окончания поста, постоянно говорит, что ей такая еда надоела. Другая же несколько раз без особых угрызений совести ела животную пищу. При этом она более доброжелательна и не испытывает никаких страданий от постной пищи, т.к. разрешает себе иногда побаловаться, скажем, сыром. Каково ваше мнение, следует ли строго соблюдать ограничения в пище, если нет моральных сил поститься так, чтобы не раздражаться, чтобы, так сказать, "духовный" пост превалировал?
11 апреля 2008 в 22:42
 
Как и все Ваши материалы, компас очень подробный и информативный. +1! Я бы хотела узнать мнение компас-мастеров и гостей о ситуации, которую сейчас поневоле наблюдаю (на работе). Несколько дам у нас постятся. Одна из них строго соблюдает все предписания в отношении пищи.. При этом буквально считает дни до окончания поста, постоянно говорит, что ей такая еда надоела. Другая же несколько раз без особых угрызений совести ела животную пищу. При этом она более доброжелательна и не испытывает никаких страданий от постной пищи, т.к. разрешает себе иногда побаловаться, скажем, сыром. Каково ваше мнение, следует ли строго соблюдать ограничения в пище, если нет моральных сил поститься так, чтобы не раздражаться, чтобы, так сказать, "духовный" пост превалировал?
Я думаю, что если человек не может поститься, то заставить его никто не сможет. А если его вера сильна, то и соблазнов не возникает. Каждый решаем сам и если нету сил поститься - то зачем? Извращать свое естество - ни к чему.

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter