2
40432

Дриады и Духи леса

Дриады в греческой мифологии - нимфы, покровительницы деревьев. Иногда их называли также гамадриадами, их жизнь была связана с жизнью дерева, и считалось, что когда дерево погибало или его срубали, дриада умирала вместе с ним. По мифам, люди, сажающие деревья и ухаживающие за ними, пользуются особым покровительством дриад.

на сайте с 10 апреля 2008

Лесные духи - охранители

Дух леса У балтов покровительницу лесов зовут Лаздона. Эстонцы верили, что лес охраняли специальные лесные духи. Причем хозяева березовой рощи жили только в березовой роще, соснового бора — только в сосновом бору. Эти духи, превратившись в воина или медведя, отпугивали от леса плохих людей, или, наоборот, способствовали, чтобы такие люди заблудились. Когда леса горели или их рубили, то в них был слышен женский плач — то плакали по своему погибшему крову лесные духи.
У мордвы лес охранялся божеством Вирь-ават. Каждый лес имел своего Вирь-авата.
Богиня Жиг-Гуаша у черкесов и кабардинцев — покровительница деревьев. Отличается глубокой мудростью.
В римской мифологии богом леса и дикой природы был Сильван. Его именем в конце XIX века назывался журнал Галицкого лесного общества, выходивший во Львове.
У эстонцев духами леса считались Метсаваймы, принимавшие образ волка, медведя, змеи и покровительствующие раненым птицам, зверям, способствующие росту деревьев. За нарушение своих запретов наказывали людей.
В древнеиндийской мифологии с культом деревьев была связана богиня Араньяни.
В осетинской мифологии покровителем лесов и рощ был Сау Дзуар (Черный святой). Он охранял лес от пожара и непрошеных порубщиков.
Свой покровитель деревьев имелся и у вьетов. Звали его Тхай Бать. Выступал он в облике старой женщины. Однажды горный дух Шо Тинь стал рубить огромное вековое дерево. Прорубив целый день, он не закончил работу. Придя к дереву утром, он увидел его невредимым. Шо Тинь начал рубить заново. История повторялась три дня, оказалось, что дерево заживляла Тхай Бать. Она взяла с Шо Тиня клятву больше не рубить деревья и подарила ему посох, которым можно оживлять умерших (Мифологический словарь, 1991).
Кстати, в русской мифологии леший — житель лесов, и его главная задача — охранение леса. Кроме этого, в его ведении все лесные звери и птицы. Обычно лешие обитали на верхушках берез. У славян лесам покровительствовал Святобор.
В Бирме люди боятся рубить деревья, так как в них живут духи. Срубив дерево, человек умрет.
Считалось, что гений или дух леса живет во многих лесах мира, где его голос слышен в шелесте листьев или шорохе леса. Обычно дух леса спит на дереве, если оно старое и узловатое. Дерево, где он живет (обычно — сосна), считается королем леса.
В Германии и скандинавских странах вера в лесных духов была очень сильна. Лесной дух по имени Пулч преследовал тех, кто крадет дерево или причиняет ему ущерб. Охранял деревья и Призрак леса Хильда-Моер (бузина-мать); она обитала на бузине и могла очень наказать человека, рискнувшего нанести вред ее месту проживания.
В Индии верят в духов, называемых Ванадевамас, которые покровительствуют деревьям. Они живут на вершинах деревьев и мстят тем людям, которые рубят лес.
В Древней Японии считали, что деревья имеют души, а в старых деревьях обитали грозные духи. Их очень боялись лесорубы.
Под старыми деревьями в Корее воздвигались специальные святилища.
На Суматре старые деревья считались костяком духа, и ни в коем случае их нельзя было рубить. По другой легенде, деревья являются домами демонов, и если такое дерево- дом срубить, то демону становится негде жить и он начинает разгуливать по лесу и вредить людям. Поэтому растущие деревья тщательно оберегаются.
Многие североамериканские индейцы были уверены, что высокие старые деревья являются местами обитания духов, кричавших, когда дерево рубят. Они полагали, что ватное дерево обладает собственным разумом, и при определенных обстоятельствах может помогать индейцам. Индейцы верят, что многие несчастья, обрушившиеся на их народ, вызваны тем, что некоторые из этих деревьев были срублены.
В Индии различные деревья имеют специфическую связь с отдельными божествами. Бог Вишну, например, ассоциируется с фиговым деревом.
В Дании, в одном лесу, находится дерево без листьев, которое на самом деле является эльфом. Горе тому, кто принесет этому дереву вред.
Маленькие лесные феи живут в Норвегии. Они носят красные шлемы и спят на высоких деревьях вокруг домов. Считается, что они приносят счастье, и поэтому никто не рубит эти деревья. Люди старались не оскорблять лесных эльфов и фей, не следить за ними и не допытываться, что они делают в своих лесных убежищах. Рассказывают, одна старуха выкорчевала дерево, на котором обитал эльф. Эльф был смертельно ранен, но умерла и старуха. Больше всего эльфы любят собираться и танцевать у подножия дубов.

В Дании лесные черти прячутся в старых деревьях и вредят всем, кто к ним приближается.
Литовский черт Кирпис оберегал вишни.
Жители Малайского архипелага, придя в лес, заклинают лесных духов:

Мир всем вам! Я пришел как друг, а не как враг.
Я пришел, чтобы найти пропитание, а не чтобы воевать.
Да не пристанет беда ко мне, моей жене, детям, моему дому,
Ибо я не желаю никому зла, я прошу о том,
Чтобы я мог войти и уйти с миром!


Если малаец хочет стать неуязвимым, он идет в самый глухой уголок леса, где проводит в одиночестве три дня. На третий день, если он пожелает, к нему во сне является прекрасный дух и говорит с ним.
На некоторых островах в районе острова Суматра, если надо срубить дерево, где живет дух, то его заранее извещают об этом, прося оставить дерево. Его обеспечивают на время поисков нового дерева пищей, и даже приставляют к дереву лестницу, чтобы он спустился, не пострадав.
Племена галла в Восточной Африке имеют определенное, освященное жрецом дерево, которое становится святым и является пристанищем духов. С такого дерева нельзя срывать ветку, и, более того, никто не осмеливается ступать на его тень.
В Африке, между реками Сенегал и Нигер растут деревья серебристого шелка, которые являются пристанищем божества. Чтобы срубить такое дерево, духа задабривают птицей или пальмовым маслом.
Украинцы полагали, что негоже забирать сырое дерево из леса, ибо оно живое, лесовик разгневается и будет мстить.

У древних греков деревья находились под покровительством особых мифических существ — нимф — дриад и гамадриад.


Читать полностью статью "О лесных духах и охранении деревьев"

Лесные духи в старославянском понимании
Духи леса на Wikipedia
Читать о Балтийской мифологии, в том числе и о Лаздоне
Читать вкратце о Жиг-Гуаше
Читать подробно о Сильване
Кратко о метсаваймах
Немного об Араньяни
Читать о верованиях осетин, в том числе и о Сау Дзуаре
Читать о лешем

Изображения взяты: отсюда и отсюда

Мифологическая история дриад и гамадриад

Дриады У древних греков деревья находились под покровительством особых мифических существ — нимф — дриад и гамадриад. Считалось, что тот, кто сажает и ухаживает за деревьями, пользуется их особым расположением. Гамадриады, в отличие от дриад, рождались вместе с деревом и вместе с ним гибли. Отец некоего Парэбия совершил тягостное преступление, срубив дуб, который его молила пощадить гамадриада. За это нимфа покарала и преступника, и его семейство. Чтобы искупить вину, следовало воздвигнуть нимфе алтарь и принести ей жертву. Когда Эрисихтон приказал срубить дуб в роще Деметры, из дерева заструилась кровь, а ветви покрылись бледностью. Нимфа, обитавшая в дубе, умирая, предрекла возмездие осквернителю: богиня Деметра наделила его ощущением неутолимого голода.
Нимфы фруктовых деревьев назывались мелиады.
От дриад, которые проживали на деревьях и в рощах и могли свободно перемещаться вокруг, другой класс существ, известных под именем гамадриад, или чисто нимф-деревьев, отличался тем, что они были частью дерева, и их существование было тесно связано с жизнью конкретного дерева. Считали, что гамадриада женщиной являлась лишь до пояса, ее нижние конечности сливались со стволом и корнями дерева, подобно русалке, у которой нижняя часть туловища была рыбьим хвостом. Такие деревья с гамадриадами росли лишь в отдаленных и уединенных местах, где люди с трудом могли их обнаружить. Однако, в некоторых странах их знали очень хорошо, так как о них часто говорят древние поэты. Когда их дерево увядает и умирает, гамадриады также перестают существовать, а когда их дерево срубают, когда на него опускается топор, дерево издает крик боли.

Гомер в гимне Афродите приводит полное описание гамадриад:

Его, когда он впервые увидит яркий солнечный свет,
воспитают нимфы, обитающие в горах больших и святых,
они скрыты от людей и не являются ни богинями,
ни обычными женщинами,
живут они долго и питаются неземной пищей и наслаждаются
в бессмертном остове прекрасным танцем. В глубинах
красивых пещер,
подле них, занимается любовью с силенами все
замечающий Аргос-убийца.
Прямые сосны или высокоглавые дубы прыгают с ними на землю,
кормящую людей, как только они появляются на свет;
деревья прекрасны и цветущи, на высоких холмах
величественно они стоят,
люди называют их Бессмертной Святой рощей,
и железом никогда не рубят.
Но когда близится смертный час, то сперва
вянут на земле
прекрасные деревья, кора на них исчезает,
ветви падают, и душа
нимфы в тот же самый момент покидает прекрасный
солнечный мир.


В «Аргонавтике» Аполлония Родиоса Финей объясняет, что бедность Перабиоса вызвана преступлением, совершенным его отцом:


Однажды, срубая деревья в одиночку на холмах,
он пренебрег молитвой нимфы гамадриады,
которая горько плача, умоляла его не рубить ствол дуба,
равнявшегося годами ей самой и сохранявшегося долгое время,
но глупо и по молодости лет срубил он его,
и обрекли нимфы его и его род на вечное прозябание.


И следующая легенда: «Один человек, по имени Рэнос, увидел дуб, который должен был вот-вот рухнуть на землю, приказал своим рабам подпереть его. Нимфа этого дерева, которая была на волосок от смерти, подошла и выразила ему свою признательность за спасение жизни, и в то же время спросила его, какую награду он пожелает. Рэнос сказал, что он хочет видеть ее своей любовницей, и нимфа согласилась, но при этом попросила его, чтобы он совершенно избегал других женщин, и сказала, что пчела будет ее посланницей. Однажды пчела явилась к Рэносу, когда он играл в шашки, и он нагрубил ей. Это настолько оскорбило нимфу, что она лишила его зрения.

Читать полностью текст о Дриадах и гамадриадах

Еще о дриадах и гамадриадах
Вкратце о дриадах
Дриады

Изображения взяты отсюда и отсюда

Дриопа

Дриада Дриопа - одна из самых известных дриад в мифологии Греции.
Дриопа (D r u o p h) - дочь Дриопа, "дубовидного", по аркадской версии мифа, возлюбленная Гермеса, от которого родила сына Пана - божество стад, лесов и полей. Нимфа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами, бородатого, с рогами и козьими копытами и бросила сына, но Гермес отнес его на Олимп, где он всем понравился и получил имя Пан. Согласно фессалийской версии мифа, Дриопа стала возлюбленной Апполона , овладевшего ею силой. Смертным мужем Дриопы был Андремон, которому она родила сына Амфиса, ставшего царем основанного им одноименного города.
В наказание за то, что она обрывала цветы лотоса - растения, в которое была превращена одна из нимф-гамадриад, саму Дриопу превратили в дерево.

Оригинальный текст о Дриопе

Вкратце о Дриопе
О Дриопе на Wikipedia
Очень кратко о Дриопе

Физиология Дриад

Дриада Как духи дерева, дриады конечно привязаны к деревьям, то есть одна дриада к одному дереву. Термин "дриада" связан с проявлением духа дерева, типично в гуманоидной женской форме. Большинство дриад в каком-то плане идентичны человеческим женщинам в физиологии. Основные различия проявляются в форме пигментации, внутреннем строении и проявления подобных дереву свойств в самом теле дриады. Обычным делом для дриад является проявление черт, напоминающих виноградную лозу или же существование листьев в их волосах. Кроме того, они имеют тенденцию испускать аромат, которым пахнет их дерево. Некоторые дриады, как известно, были способны выращивать цветочные виноградные лозы и могли даже цвести в зависимости от их настроения или погоды, хотя это ни в коем случае не являлось правилом.

Дриады могут проявлять пигментацию, характерную окрасу их дерева. Например, дриады Японского клена могли иметь коричневую кожу и красно-розовые волосы, в то время, как дриады Дуба имели кожу гораздо темнее, а волосы их были зелеными. А вот цвет их глаз, в отличие от кожи и волос, никоим образом не связан с окрасом их родного дерева. Стереотипный зеленый окрас, к слову говоря, почти не проявляется или проявляется очень редко в каких-то специфических формах. Что касается кожи дриад, подобных коре – то она никогда не встречается среди чистокровных дриад.

Дриады почти не поглощают пищу в обычном ее понимании. Они существуют, в основном, на воде и солнечном свете. Хотя, конечно, они вполне способны употреблять человеческую пище в случае необходимости. Но в этом случае, неясно, как эта еда возвращается впоследствии к родному дереву.

Англоязычный оригинал данной статьи

Литература по теме компаса

Легенды и мифы Древней Греции
Книга
Автор:
Н. А. Кун
Цена:
191.00 руб.
Вес:
440 г
развернуть
Знание основных сюжетов древнегреческой мифологии необходимо для любого культурного человека. Книга Н.А. Куна относится к отечественной классике: по ней уже много поко...
Мифы Древней Греции
Книга
Автор:
Роберт Грейвс
Цена:
652.00 руб.
Вес:
1035 г
развернуть
Книга Роберта Грейвса, знаменитого английского поэта, романиста, переводчика, автора исследований, посвященных истории и мифологии Древнего Востока представляет собой...

Видео по теме компаса

Полезные ссылки по теме компаса

Комментарии

30 марта 2012 в 19:41
 
Интересная статья! И сайт неплох. С вашего разрешения расскажу пользователям еще:
volshebnaya-planeta.ru/?p=467
20 февраля 2014 в 13:03
 
Ого. Да это один из немногих действительно стоящих сайтов. Мы недавно с http://lynxconcept.com/ коллегами тоже обсуждали эту тему. Отлично изложено. Такой пост стоит кучу сил.

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter