2
37534

Колизей - самый большой амфитеатр старины

Колизей - самый большАмфитеатр Флавиев построили всего за 5 лет, и уже в 80 году н.э. в нем побывали первые посетители. Легенда гласит, что название «Колизей» (Colosseum – «большой, колоссальный») досталось сооружению в наследство от располагавшейся поблизости от этого места тридцатиметровой статуи Нерона. Колизей имеет форму эллипса, длина продольной оси которого равна 188 метрам. Высота каменных стен – 48,5 метра.

на сайте с 26 июля 2008

Величие Колизея

Самая известная в мире развалина, фирменный знак античного Рима, Колизей (Il Colosseo), возможно, никогда бы не был построен, не реши Веспасиан изничтожать следы правления своего предшественника Нерона. В рамках этой программы на месте пруда с лебедями, украшавшего Золотой дворец, возвели грандиозный амфитеатр на 70 000 зрителей - самый большой цирк Империи. Игры в честь его открытия (в 80 году н.э.) продолжались безостановочно 100 дней; за это время друг друга растерзали и перерезали 2 000 гладиаторов и 5 000 диких зверей. Правда, память об императоре-поджигателе оказалось не так просто вытравить: официально новая арена именовалась амфитеатром Флавиев, однако в истории она осталась как Колизей - название, судя по всему, отсылающее не к ее собственным габаритам, а к колоссальной (35 м в высоту) статуе Нерона в виде бога Солнца.Нынешний вид амфитеатра - почти торжество минимализма: строгий эллипс, выполненные в трех ордерах три яруса, точно просчитанной формы арки. Но надо понимать, что лаконичность - результат нескольких варварских нашествий, парочки землетрясений и многих веков узаконенного грабежа: до 1750 года, когда папа Бенедикт xiv повелел наконец прекратить безобразие, Колизей замещал римлянам каменоломню; из его мраморных плит и травертиновых блоков построена добрая часть городских шедевров. Изначально же к каждой арке прилагалось по статуе, а гигантский проем между стенами при помощи специального механизма затягивался холстом. Механизм этот был чрезвычайно сложен - для управления им нанимали отдельную команду моряков. Зато ни солнечный зной, ни дождь не становились помехой для увеселений. Игры начинались рано утром парадом гладиаторов. Император с семейством смотрел на происходящее с первого ряда; рядом устраивались сенаторы, весталки, консулы и жрецы. Чуть подальше сидели аристократы и прочие важные граждане. Следующие ряды занимал средний класс; затем мраморные скамьи сменялись крытыми галереями с деревянными сиденьями. Самая верхняя предназначалась для плебса и женщин, следующая - для рабов и иностранцев. 
Первым номером программы значились калеки и клоуны: эти тоже дрались, но не всерьез и без крови. Иногда появлялись и женщины - состязались в стрельбе из лука. И только затем наступал черед гладиаторов и зверей (которых для пущего эффекта катапультировали на арену из подвальных помещений). Бои бывали невероятно жестокие, но вот христиан, по последним данным, на арене Колизея никогда не терзали. Запрещать игры додумались только через 100 лет после официального признания христианства, а битвы диких зверей продолжались до vi века. 

Дюжину веков спустя то, что от Колизея осталось, превратилось в любимую тему для меланхоличных раздумий и идиллических пейзажей. Залезть сюда ночью, при свете луны, почитал своим долгом каждый добросовестный путешественник. До недавнего времени можно было повторить опыт - но к 2000 году все дыры в ограде старательно заделали, и теперь внутрь пускают исключительно в установленные часы. Желающие могут полазить по обломкам галерей и попытаться представить себе, как в коридорах, скрывавшихся под ареной, метались звери и готовились к бою гладиаторы.

За Колизеем располагается еще одно хрестоматийное сооружение арка Константина (Arco di Costantino, 315), последняя (и самая крупная) триумфальная арка в римской истории - через два года после ее возведения Константин окончательно переберется в Византию. Слава, правда, у нее не совсем заслуженная: большая часть барельефов в буквальном смысле содрана у предыдущих триумфаторов. Читать далее

BBC: Колизей. Арена Смерти

BBC: Колизей. Арена Смерти
Книга
Автор:
Цена:
243.00 руб.
Вес:
130 г
развернуть
Компания ВВС приглашает вас совершить захватывающее фантастическое путешествие в Древний Рим, в эпоху его расцвета.
80-й год нашей эры, в Риме только что закончено ст...

Арена смерти

История Колизея

Официальное название этого гигантского сооружения — «амфитеатр Флавиев», в честь Тита Флавия — сына императора Веспасиана. Начавшееся в 72 году н. э. и растянувшееся на много лет строительство Колизея проходило при трех императорах из рода Флавиев: Веспасиане, Тите и Домициане. До этого на месте постройки находилось искусственное озеро. Рядом с озером возвышался «Золотой Дворец», роскошная резиденция Нерона, печально известного тирана.

С Нероном непосредственно связано и само название Колизея. Перед амфитеатром есть площадка на которой когда-то возвышалась тридцатиметровая бронзовая статуя Нерона, именовавшаяся как «Колосс». Считается, что название Колизей — огромный, колоссальный, связано именно с колоссом Нерона. Более чем 100000 кубических метров камня (45000 только для внешней стены), использовалось для строительства здания. Для подвоза камня была построена специальная дорога.

В честь открытия амфитеатра в 80 году н. э. были объявлены стодневные игры, в ходе которых римляне смогли увидеть бои многих тысяч гладиаторов, а в боях гладиаторов с хищниками было убито огромное количество львов, тигров и других зверей. По размаху празднеств с открытием амфитеатра мог лишь сравниться тысячелетний юбилей Рима в 246 году, когда по преданиям на арене Колизея было убито 32 слона, 60 львов, 40 диких лошадей и десятки других животных — лоси, зебры, тигры, жирафы и гиппопотамы. Тогда же в смертельном бою состязались около 2000 гладиаторов. Проведение боев между гладиаторами было прекращено в 404 году, однако схватки гладиаторов с хищниками продолжались до конца VI века.

На своем веку Колизей успел побывать и крепостью, когда влиятельные римские семьи деи Фраджипане и дельи Аннибальди фактически превратили амфитеатр в своеобразную семейную крепость.

Ущерб нанесенный амфитеатру сильными землетрясениями был усугублен самими римлянами, когда глыбы травертина со стен Колизея вывозились для использования при строительстве других римских дворцов, таких как Палаццо Канчеллерия, Палаццо Венециа, и даже собора Св. Петра.

К истории Колизея была причастна даже римская католическая церковь. В 1750 году папа Бенедикт XIV придал Колизею статус святого места, поскольку, как считала церковь, амфитеатр был местом гибели «за Христа» многих мучеников языческого Рима.

Каждый арочный пролет первого яруса являлся входом в амфитеатр, 76 из этих входов были пронумерованы. Над арками и сегодня можно видеть римские цифры нумерации входов. Для элиты римского общества предназначались четыре главных входа: для императора и его окружения, для весталок, судей и для почетных гостей. У каждого зрителя имелась табличка с указанием ряда, сектора и места.

Четырехярусный, облицованный травертином амфитеатр имеет форму эллипса длиной 188 метров, шириной — 156 метров и высотой — 48,5 м.

Три нижних яруса выполнены в виде арочных пролетов, разрезанных полуколоннами в строго выдержанной строителями Колизея канонической последовательности: на первом ярусе — дорические полуколонны, на втором — ионические, а на третьем — коринфские. Четвертый ярус был достроен позже и примечателен тем, что и сегодня на его карнизе видны отверстия, куда вставлялись опоры для растяжки тента над ареной амфитеатра специального тента, защищавшего зрителей от солнечных лучей и дождя. Тент держался на 240 деревянных балках.

В средние века Колизей сильно пострадал от того, что травертин, ценный строительный материал, использовался при строительстве римских дворцов и базилик. Кроме того, прочность амфитеатра пострадала из-за того, что металлические скрепы, соединявшие между собой блоки травертина, были сняты, оставив зияющие и по сей день отверстия.

Колизей мог вместить от 50 до 70 тысяч зрителей, для которых были предусмотрены места согласно их социальному статусу. Места сенаторов (часть первых рядов, выложенных из белого мрамора) предназначалась для римских сенаторов. На месте каждого сенатора было высечено его имя.

Широкие проходы позволяли зрителям быстро заполнять многотысячные трибуны Колизея. В случае необходимости, все зрители могли покинуть Колизей в течение 5-10 минут.

В то время Колизей являлся уникальным сооружением не только по своим размерам, но и по своей функциональности. На огромной арене Колизея проходили не только гладиаторские бои и конные состязания, но и морские битвы — «навмахии». Арена могла меняться под разные сценарии битв.

Арена Колизея имела размеры 76х44 м. Пол арены был покрыт деревянными досками и засыпан желтым песком, взятым с холма Монт Марио.

Между ареной и зрителями находился некий ров. Есть много версий его предназначения: возможно, в нем размещались стрелки, которые защищали зрителей от диких животных или в нем были уборные, а возможно в нем была вода, как дополнительная защите от животных.

Под ареной находился лабиринт помещений для прохода гладиаторов и клеток для содержания хищников. Сегодня, когда арена амфитеатра отсутствует, а на ее месте проложены специальные настилы для туристов, можно в деталях рассмотреть этот искусно спланированный «закулисный мир» Колизея. Читать далее

История Колизея (английский)

Колизей в интернете

Колизей

Колизей
Книга
Автор:
Мэри Берд, Кийт Хопкинс
Цена:
199.00 руб.
Вес:
285 г
развернуть
Это грандиозное сооружение олицетворяет собой имперское величие и могущество Древнего Рима. Его мгновенно узнаваемый силуэт с течением времени стал эмблемой Вечного г...

Строительство Колизея

Колизей - крупнейший амфитеатр) Рима, предназначавшийся для боев гладиаторов и других состязаний, (75-80 гг. н. э.). По-латыни "колизей" означает "колоссальный". Это неудивительно, так как амфитеатр в те времена одновременно являлся и цирком, и театром, и стадионом. Эллиптический в плане (размеры в главных осях около 1 56Х 188 м) и грандиозный по высоте (48,5 м), он вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане сооружение расчленено поперечными и кольцевыми проходами. Между тремя внешними рядами столбов была устроена система главных распределительных галерей. Система лестниц связывала галереи с равномерно расположенными в воронке амфитеатра выходами и наружными входами в здание, устроенными по всему периметру.

Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Наружная стена сложена из травертиновых квадров); в верхней части она состоит из двух слоев: внутреннего из бетона и внешнего из травертина. Для облицовочных и прочих декоративных работ широко использовался мрамор и стук.

С большим пониманием свойств и работы материала зодчие сочетали различные породы камня и составы бетона. В элементах, испытывающих наибольшие напряжения (в столбах, продольных арках и пр.), применен самый прочный материал.- травертин; радиальные стены из туфа облицованы кирпичом и частично разгружены кирпичными арками; наклонный бетонный свод в целях облегчения веса имеет в качестве заполнителя легкую пемзу. Кирпичные арки различной конструкции пронизывают толщу бетона как в сводах, так и в радиальных стенах. "Каркасная" структура Колизея была функционально целесообразной, обеспечила освещение внутренних галерей, проходов и лестниц, экономна по затрате материалов.

Колизей дает также первый известный в истории пример смелого решения тентовых конструкций в виде периодически устраиваемого покрытия. На стене четвертого яруса сохранились кронштейны, служившие опорами для стержней, к которым с помощью канатов крепился гигантский шелковый тент, защищавший зрителей от палящих лучей солнца. Читать далее

Строительство Римского Колизея

Колизей (Рим). Модель для сборки, 84 элемента

Колизей (Рим). Модель для сборки, 84 элемента
Книга
Автор:
Цена:
642.00 руб.
Вес:
495 г
развернуть
Модель для сборки "Колизей" позволит вам создать уменьшенную копию грандиозного амфитеатра, возведенного в Древнем Риме в эпоху Флавиев. Название Колизей, по одной верс...

Архитектура Колизея

Внешний облик Колизея монументален благодаря огромным размерам и единству пластической разработки стены в виде многоярусной ордерной аркады. Если посмотреть на Колизей снаружи, то можно увидеть, что он состоит как бы из четырех этажей. Три первых этажа на фасаде представляют собой сплошные ряды окон-арок с закругленным верхом. На втором и третьем этажах между арками-окнами располагались скульптуры римских воинов. Таким образом, этот амфитеатр имел 240 арок. Следует заметить, что в 80 арках первого этажа скульптур не было вообще, так как через эти арки зрители проходили внутрь Колизея.

Кроме того, между окнами по фасаду на всех трех этажах были установлены колонны с капителями)..На первом этаже колонны исполнены в дорическом стиле, на втором - в ионическом, а на третьем - в коринфском стиле.
Четвертый этаж являлся глухой стеной с редкими окнами. На этом этаже ни окон-арок, ни колонн не было. Вершину Колизея образовывал ряд мачт, очень похожих на зубцы перевернутого женского гребня. Так как Колизей не имел крыши, то на эти мачты при помощи канатов натягивался гигантский тент для защиты зрителей от солнца (так называемый веларий)). Веларий красился в ярко-желтый цвет, поэтому даже в ненастные дни посетителям Колизея казалось, что светит солнце. Поверхность стен амфитеатра была облицована травертином. Это дополнительно усиливало ощущение мощи Колизея.

Изнутри Колизей напоминал колоссальную воронку, на дне которой находилась арена). Она имела форму эллипса, то есть вытянутого круга. Это облегчало зрителям наблюдение за происходящими на арене событиями. Посередине длинной стороны эллипса, у самого центра арены, находились ложи римского императора и высокопоставленных сановников. Ряды с местами для посетителей надежно удерживали каменные колонны, соединенные между собой арками.

Непосредственно под ареной Колизея находилось огромное количество зверинцев, казематов и подземных темниц. Невероятно, но за несколько часов арена амфитеатра могла стать бассейном-озером, на поверхности которого проводились морские сражения и праздничные феерии. Кроме того, хитроумные механизмы могли превратить арену в пустыню или в зеленеющий лес. Неожиданно среди скал и пещер возникали тигры, леопарды, львы и другие хищные звери. А потом гладиаторы начинали охотиться на них.

В настоящее время от римского Колизея сохранились лишь развалины арены и полуразрушенные стены. Читать далее

Архитектура Колизея

Архитектура Колизея
Книга
Автор:
А. Г. Цирес
Цена:
9146.00 руб.
Вес:
675 г
развернуть
Издание выпущено в Москве в 1940 году.
Типографский переплет. Сохранность хорошая.
Книга рассказывает историю возникновения Колизея: этапы строительства, устройст...

Гладиаторы Колизея. Идущие на смерть

"Кровавый спорт" не имел в истории культурных параллелей, хотя уже у этрусков были парные противоборства на могилах умерших, а у греков - панкратион - особый вид кикбоксинга, а также кулачный бой с кастетами. 

Однако Рим, разрушитель олимпийских идеалов, в отличии от всех остальных народов, думал о мучениях. В 264 году до нашей эры в столице прошли первые бои гладиаторов. Это был год, когда империя напала на Карфаген.

Начав войны с африканскими государствами, молодая империя впервые узнала об экзотических животных. Она мигом доставила в страну верблюдов, зебр и леопардов. В 50 году до рождества Христова в Рим привезли первого жирафа. При императоре Августе народ впервые увидел крокодилов и бегемотов. Звери, изначально используемые для показа, вскоре нашли применение в жестоких забавах. 

Насыпая соль в раны, заставляя зверей голодать или травя их соломенными куклами, люди приводили их в бешенство. Ради забав приковывали слонов к быкам, медведей к носорогам. В Риме даже открыли специальную школу, где обучали искусству закалывания львов пиками.

Благодаря популярности среди народа, "боевые игры" быстро приобрели и политическое значение. Только тот, кто предлагал народу "хлеба и зрелищ" мог рассчитывать на карьеру сенатора. Юлий Цезарь владел в Капуи казармой с 1000 гладиаторами, и тем самым завоевал благосклонность масс.

Обычно гладиаторами становились проданные за непослушание рабы, которые затем в гладиаторских школах обучались жестокому ремеслу. Это были захваченные в плен германцы, галлийцы и иудеи. Но среди гладиаторов были и искатели приключений, привлечённые высокими гонорарами.

Кровавые спектакли приводили "чернь" в экстаз. Сначала бои устраивали на импровизированных деревянных помостах или в цирке Maximus. 

В 70 году нашей эры Веспасиан приступил к большому каменному проекту. По его приказу был залит 12 метровый фундамент и из 200 000 тонн туфа вырезали каменные блоки. Чтобы найти для своего проекта деньги, Веспасиан обложил налогами общественные туалеты. Именно с тех времён пошло выражение: "pecunia non olet" - деньги не пахнут.

Через десять лет "здание славы" было построено. Толпы зрителей бесплатно устремились в каменный овал. То, что там происходило, историки назвали "драмой зла". Однако Колизей скорее был "политической трибуной", на которой Рим публично казнил своих врагов - весело и кроваво.

Представление, обычно, начиналось в 10 часов утра, с травли животных. В обед происходили казни. Убийцы отцов и матерей, расхитители храмов, поджигатели и разбойники приговаривались римской юстицией к "ab bestias": осуждённых стоя привязывали к двухколёсным тележкам и отдавали на растерзание животным.

В Колизее эти казни скоро превратились в театрализованные представления. Лифты доставляли на арену декорации, преступников одевали в соответствующие действию костюмы.

В 15 часов наступала кульминация представления. Под звуки труб и водяных органов на арену выходили блистательно одетые гладиаторы, за ними с длинными палками появлялись рефери. Бой длился не более 10 минут. Для обмена ударами гладиус - меч гладиаторов - был слишком короток. Редко удавалось нанести смертельный удар. Иногда бойцы так были изранены и изнурены боем, что оба не могли продолжать его далее. "Стоя" они могли покинуть ристалище, не определив победителя. Однако, обычно, одного из участников тяжело ранили, тогда он отбрасывал в сторону щит, как знак отказа от продолжения боя. Если он храбро сражался, публика кричала "Missum" - отпустить. К поверженному гладиатору тут же подбегали санитары и относили его в подвал, где о раненном бойце заботились лучшие врачи города, так как за каждого погибшего владельцы гладиаторских школ требовали от устроителей боёв большие суммы денег.

Если один из дерущихся показывал себя трусом, приговор публики - смерть, большой палец опущен вниз. Побеждённый вставал на колени и получал летальный удар через пояс. Если он не мог уже двигаться, он умирал от удара в спину в область сердца. Это адское исступление зрителей: "убей его", мастерски показал в своём фильме "Гладиатор" Ридли Скотт. А так в фильме были допущены сотни ошибок.

В конце концов, рекорд установил император Троян. После его победы в 107 году нашей эры над жителями Балкан, даками, он выпустил на арену 10 000 гладиаторов и 11 000 диких животных. Представление длилось 123 дня.

Это относится к особенностям человеческой психики - однажды стать одержимым в поисках новых ощущений, щекочущих нервы. Это и произошло с великим Римом. Так при Домициане (с 81 по 96 год н.э.) в Колизее бились друг с другом вооружённые женщины и карлики, на арену выходили гладиаторы, вооружённые секирами, и даже проводились "слепые бои", когда удары наносились на слух.

К третьему столетию нашей эры жестокость перешла все границы. Коммодий, которого окружают признаки распада империи, собственными руками убивает в поединке бегемота. Бои гладиаторов теперь идут до гибели одного из противников, отказаться от продолжения боя уже невозможно.

К четвёртому столетию нашей эры северная Африка практически осталась без зверей. Цена за одного льва достигла 600 000 сестерциев, в переводе на современные деньги - около 6 миллионов евро. Теперь императоры были вынуждены посылать на арену зубров, верблюдов и даже ослов. Только однажды прежнего блеска сумел достигнуть император Элегабул, доставивший из Индии 150 тигров.

В 217 году нашей эры молния ударила в верхний карниз Колизея. Вспыхнувший пожар уничтожил здание. На пепелище раздались голоса христианских сектантов. Теолог Тертуллиан назвал стадион "хромом всех демонов".

Однако ещё 200 лет после этого, не смотря на то, что христианство уже давно было государственной религией, за стенами Колизея раздавался звон мечей. Последняя травля животных состоялась в 573 году нашей эры при императоре Теодерихе.

Все эти преступления засияли новыми красками, после исследований археологами архитектуры самого большого амфитеатра античности. "Исключительной, блистательной", называют они механику арены. Но всё это не уменьшает злодеяния, совершённые на ней. "Колизей - это то место на Земле, где почва наиболее насыщена человеческой кровью". Читать далее

О Колизее

Мученики Колизея

Мученики Колизея
Книга
Автор:
Евгения Тур
Цена:
109.00 руб.
Вес:
310 г
В книге собраны повести о первых христианах: "Последние дни Помпеи", "Мученики Колизея", "Страдания святых мучеников Адриана и Наталии".

Колизей. Бои гладиаторов.

Тайна Римского Колизея

Тайна римского Колизея
Книга
Автор:
неизвестен
Цена:
240.00 руб.
Вес:
350 г
развернуть
На страницах этой книги ты не только узнаешь о том, как жили люди в древнем Риме, но и сможешь отыскать убийцу императора в Вечном городе, столице огромной империи, городе...

Комментарии

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter