Наука | 
6
23088

Космический корабль "Буран" - советский прорыв.

"Если говорить о "Буране", то это не просто подвиг разработчиков, рабочих, военных специалистов. Это еще и символ огромных возможностей нашей страны, которая может сделать все, но порой не знает потом, как распорядиться тем, что она сделала." Юрий Семенов, главный конструктор корабля "Буран".

на сайте с 6 декабря 2007

История создания

«Буран» — советский многоразовый транспортный космический корабль, созданный в рамках программы «Энергия»—«Буран». Необходимость создания отечественной многоразовой космической системы как средства сдерживания потенциального противника была выявлена в ходе аналитических исследований, проведённых Институтом прикладной математики АН СССР и НПО „Энергия“ в период 1971—1975. Было показано, что США, введя в эксплуатацию свою многоразовую систему Space Shuttle, смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения упреждающего ракетно-ядерного удара. Работа по программе «Энергия»—«Буран» началась в 1976. 86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всего СССР (всего около 2,5 млн человек) принимали участие в создании этой системы. Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО «Молния». Новое объединение возглавил Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, уже в 1960-е годы работавший над проектом многоразовой авиационно-космической системы «Спираль». Производство осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 г.; к 1984 г. был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом в город Жуковский, а оттуда (с аэродрома Жуковский) — воздушным транспортом (на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т) — на космодром Байконур. Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 г. Космический корабль был запущен c космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия» и после облёта Земли произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме, в отличие от «шаттла», который может совершать посадку только на ручном управлении. В 1990 работы по программе «Энергия»—«Буран» были приостановлены, а в 1993 программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был уничтожен в 2002 году обрушившейся крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.

Читать целиком >>>

Первый и последний старт "Бурана"


Ностальгическое видео о "Буране"

Ролик посвящен нашему орбитальному многоразовому многоцелевому космическому комплексу "Энергия - Буран". И всем тем кто создавал это чудо техники. Превзойти, как известно, его у нас пока не получилось. Некоторые задаются вопросом: "Почему сейчас не летает "Буран"? Ответ очень прост: "рабочих прототипов не осталось, а создать новые нет денег".

ТТХ: Внешняя конфигурация

Орбитальный корабль (ОК) "Буран" выполнен по самолетной схеме: это "бесхвостка" с низкорасположенным треугольным крылом двойной стреловидности по передней кромке; аэродинамические органы управления включают элевоны, балансировочный щиток, расположенный в хвостовой части фюзеляжа, и руль направления, который, "расшепляясь" по задней кромке (рис. справа), выполняет также функции воздушного тормоза; посадку "по-самолетному" обеспечивает трехопорное (с носовым колесом) выпускаюшееся шасси.

Сюжет программы "Время" о "Буране" в самом расцвете сил

Сюжет в программе "Время" от 24 ноября 1988 г. об установке на старт ракеты-носителя с кораблём "Союз-ТМ-7" и о "Буране"

ТТХ: Внутренняя компоновка, конструкция

В носовой части "Бурана" расположены герметичная вставная кабина объемом 73 кубических метров для экипажа (2 - 4 чел.) и пассажиров (до 6 чел.), отсеки бортового оборудования и носовой Схема приведения ОК "Буран" из стартово-посадочной конфигурации в орбитальную и обратноблок двигателей управления. Среднюю часть занимает грузовой отсек с открывающимися вверх створками, в котором размещаются манипуляторы для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажно-сборочных работ и различных операций по обслуживанию космических объектов. Под грузовым отсеком расположены агрегаты систем энергоснабжения и обеспечения температурного режима. В хвостовом отсеке (рис. справа) установлены агрегаты двигательной установки, топливные баки, агрегаты гидросистемы. В конструкции "Бурана" использованы алюминиевые сплавы, титан, сталь и другие материалы. Чтобы противостоять аэродинамическому нагреванию при спуске с орбиты, внешняя поверхность ОК имеет теплозащитное покрытие, рассчитанное на многоразовое использование. На менее подверженную нагреву верхнюю поверхность устанавливается гибкая теплозащита, а другие поверхности покрыты теплозащитными плитками, изготовленными на основе волокон кварца и выдерживающими температуру до 1300ºС. В особо теплонапряженных зонах (в носках фюзеляжа и крыла, где температура достигает 1500º - 1600ºС) применен композиционный материал типа углерод-углерод. Этап наиболее интенсивного нагревания ОК сопровождается образованием вокруг него слоя воздушной плазмы, однако конструкция ОК не прогревается к концу полета более чем до 160ºС. Каждая из 38600 плиток имеет конкретное место установки, обусловленное теоретическими обводами корпуса ОК. Для снижения тепловых нагрузок выбраны также большие значения радиусов затупления носков крыла и фюзеляжа. Расчетный ресурс конструкции - 100 орбитальных полетов.

Читать целиком >>>

Транспортировка по Рейну

Старт "Бурана" (1988 г.)


"Буран" и "Мрiя"

Буран космический корабль - Buran spacecraft - Russian Air Force

На английском

"Буран" (наши дни)


Комментарии

6 января 2011 в 17:47
 
а почему сдесь нет различий мотацикла урал и космического корабля буран
1 июня 2011 в 20:53
 
а почему сдесь нет различий мотацикла урал и космического корабля буран
Потому что мотоцикл Урал еще есть шанс запустить в космос, а Буран к сожалению уже история.

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter