Люди | 
0
8287

Будда Шакьямуни

Будда Шакьямуни - исторический индийский духовный учитель. По некоторым оценкам, время его жизни – 563 - 479 года до н.э. Будда нашей эпохи. Один из семи будд древности. При рождении получил имя Сиддхартха Гаутама

на сайте с 2 февраля 2008

Краткая биография

Будда Шакьямуни согласно большинству источников, жил с 563 по 479 до н.э., и был четвертым историческим Буддой нашей Кальпы. Имея возможность учить в течение 45 лет с момента Просветления до Паринирваны, Будда дал 84 тысячи учений. Имя "Шакьямуни" он получил после достижения Просветления, до этого его именем было "Сиддхартха Гаутама".

Будда Шакьямуни (санскр. Śākyamuni – Шакьямуни, пали Sakyamuni – Сакьямуни, тиб. shA kya thub pa – Шакья Туппа, букв. Мудрец из рода Шакья)

Шакьямуни родился в царской семье, принадлежавшей к роду Шакья.

Отец – царь Шуддходана Гаутама (санскр. Śuddhodana, пали Suddhodana, тиб. zas gtsang ma – [Cэ-цан'-ма] – Зэцангма, букв. "Чистое подношение пищи", "Чистая пища") – правил небольшим государством с центром в городе Капилавасту (санскр. Kapilavastu, пали Kapilavatthu), располагавшемся на берегу реки Рохини, протекающей у южного подножья Гималаев (ныне это территория Непала в южной его части). Мать – царица Майя (санскр. Māyā, букв. "Иллюзия" / Махамайя) – была дочерью дяди царя, который также царствовал в одном из соседних государств.

После рождения было предсказано, что, когда царевич подрастёт, он либо станет вселенским правителем, который способен объединить весь мир, либо, если он покинет дворец и вступит на путь отшельничества, вскоре станет буддой, спасающим живых существ от страданий.

До 29 лет принц прожил во дворцах своего отца. С семи лет царевич обучается грамоте и воинским искусствам. Играть во дворец с царевичем приходили только самые одарённые сверстники, в кругу которых Сиддхартха получал прекрасное образование и осваивал основные воинские искусства

Открытие непостоянства молодости, непостоянства здоровья, непостоянства жизни привели царевича к переосмыслению своей жизни, и он понял, что никакие дворцы не оберегут его от старости, болезней и смерти. И в этой жизни, как и во многих своих прошлых жизнях, он выбрал путь отшельничества в поисках свободы от непостоянства. Обрезав волосы в знак отречения от мира, он присоединился к странствующим монахам. Было ему в ту пору 29 лет.

Несколько лет он учился у разных ндийский учителей. Научившись у них всему, что они знали
Сиддхартха решил, что будет самостоятельно вести жизнь в аскезе. Шесть лет он провёл, погружаясь в глубокое сосредоточение. Говорится, что в то время он ел не более трёх зёрен в день, и поэтому сильно ослаб.
Почувствовав однажды, что такая аскеза становится крайностью, и ему для продолжения духовной практики необходимо подкрепиться, он пошёл вдоль реки в сторону Бодхгаи и встретив крестьянскую девушку Суджату, принял от неё подношение пищи, чашу простокваши или молока с мёдом и рисом. Пять сподвижников-аскетов, увидев, что Сиддхартха вернулся к нормальной пище, восприняли это как падение, потеряли веру в него, покинули его и ушли в сторону Варанаси. Бодхисаттва же помылся, постриг волосы и бороду, отросшие за годы отшельничества, и, восстановив пищей силы, перешёл реку и сел под развесистое дерево, именуемое с тех пор древом Бодхи.

Сиддхартха дал себе слово: "Пусть высохнет моя кровь, пусть сгниёт моё мясо, пусть истлеют мои кости, но я не сдвинусь с этого места пока не достигну". Не обращая внимания на дьявольские запугивания и искушения Мары, он вошёл в глубокое медитативное погружение (самадхи) и, не сходя со своего места, вскоре реализовал непревзойдённое состояние Будды. В это время ему было 35 лет.
С этого времени для Будды началась деятельность по спасению живых существ от оков Сансары.

Первыми его учениками стали те пятеро сподвижников (тиб. lnga sde bzang po), которые ранее покинули его, думая, что Гаутама не выдержал суровой аскезы. Им Будда прочитал свою первую проповедь, которая позже получила название "Первый Поворот Колеса Дхармы" ("Сутра о Начале Вращения Колеса Закона").
В ней Будда изложил основы учения о Четырёх Благородных Истинах. Это произошло в Оленьем парке города Сарнатх (близ Варанаси в Прибежище для Игр, что в Исипатане).

В Раджагрихе царь Бимбисара преисполнился веры в Учение Будды. Остановившись в его дворце, Будда Шакьямуни стал проповедовать Учение по всей стране. Вскоре его учениками стало более двух тысяч человек, включая двух его главных учеников Шарипутру и Маудгальяяну.

Проповедуя 45 лет Учение, Божественный Мудрец из рода Шакья достиг возраста 80 лет. В Вайсали, по пути из Раджагрихи в Шравасти, Будда в разговоре с Анандой предсказывает, что уйдёт в Нирвану через три месяца. Затем, продолжая свой путь и проповедуя Дхарму, Будда достиг Павы, где отведал пищу, поднесённую ему кузнецом Чундой, сушённую свинину, причину его физического недомогания. Зная, что он ест, Будда запрещает употреблять её сопровождавшим Будду ученикам.
В возрасте 80 лет на окраине города Кушинагара Будда покинул этот Мир Страданий, войдя в Маха-Паринирвану (Высшую Окончательную Нирвану).

Четыре Благородных Истины

Колесо закона


"(1) Монахи, вот Благородная Истина о Страдании: рождение есть страдание, старение есть страдание, [болезнь есть страдание], смерть есть страдание. И горе, и скорбь, и физическая боль, и душевная боль, и отчаяние есть страдание. С нелюбимым быть – страдание, с любимым разлука – страдание; не получать того, чего желаешь – страдание. Говоря кратко, Пять Накоплений Захваченности (санскр. скандха, пали кхандха) есть страдание (пали дуккха).

(2) А вот, монахи, Благородная Истина о Причине Страданий. Это Жажда (пали танха; т.е. желание приятных ощущений и нежелание неприятных), которая ведёт к последующему Становлению (пали бхава; т.е. обретение существования), она сопровождается сильным душевным волнением и переживанием удовольствия, она ищет наслаждений то здесь, то там. Другими словами, это жажда к чувственным удовольствиям, жажда к становлению (т.е. к бытию) и жажда к не-становлению (к небытию).

(3) А вот, монахи, Благородная Истина о Прекращении Страданий. Это полное успокоение [волнений] и прекращение, отказ, отъединение, это Освобождение с отдалением от той самой жажды (Освобождение-Отдаление).

(4) А вот, монахи, Благородная Истина о Пути Практики, Ведущем к Прекращению Страданий. Это есть Благородный Восьмеричный Путь: Правильный Взгляд (пали диттхи), Правильный Настрой (пали санкаппа), Правильная Речь (пали вача), Правильные Действия (пали камманта), Правильная Жизнь (пали аджива), Правильные Усилия (ваяма), Правильное Сосредоточение Внимания (пали сати), Правильное Самадхи (пали самадхи)".

Ссылки

Книги

Дхаммапада. Изречения Будды
Книга
Автор:
Цена:
96.00 руб.
Вес:
100 г
развернуть
Дхаммапада - классический индийский трактат, составленный из изречений Гаутамы Будды, произносившихся им по поводу того или иного случая.
Б Дхаммападе весьма полно ...
Будда. Краткое введение
Книга
Автор:
Майкл Кэрритерс
Цена:
85.00 руб.
Вес:
90 г
развернуть
Майкл Кэрритерс раскрывает основные этапы идейной эволюции Будды, рассматривает социально-политические условия Индии времен возникновения буддизма и указывает причи...
Кто такой Будда?
Книга
Автор:
Сангхаракшита
Цена:
214.90 руб.
Вес:
250 г
развернуть
Книга современного буддийского наставника повествует о Будде Шакьямуни, его времени и учении. Преодолевая мифологизированное восприятие, автор знакомит нас с Буддой н...
Будда. Краткая биография
Книга
Автор:
Джон Стронг
Цена:
111.00 руб.
Вес:
320 г
развернуть
В этой книге дана биография Будды, начиная от его бесчисленных перерождений до поучений на смертном одре. Здесь представлены биографические повествования всех буддийс...
Будда. История и легенды
Книга
Автор:
Эдвард Томас
Цена:
126.00 руб.
Вес:
330 г
развернуть
Имеет ли место историческая основа рассказов о жизни Будды? Автор этой книги предлагает доказательства существования Просветленного, основанные на связанных с его жиз...
Будда. Его жизнь в образах
Книга
Автор:
Майкл Джордан
Цена:
500.00 руб.
Вес:
630 г
развернуть
Это издание красочно представляет Будду в образах искусства. Именно с распространением буддизма в искусстве стран Востока наступила эпоха великолепной скульптуры и жи...

Комментарии

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter