0
1

Бизнес-план: с чем его едят

Что такое бизнес-план, зачем он нужен и нужен ли, какие его стандарты существуют и в чем заключаются основные ошибки при разработке бизнес-плана.

на сайте с 30 декабря 2014

Зачем нужен бизнес-план?

Бизнес-планы составляют обычно по следующим причинам:
1. Для внешнего использования. Чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам.
2. Для внутреннего пользования. Здесь дело представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления.

Типичные ошибки в подготовке бизнес-плана

Бизнес-план, являясь документом стратегического планирования, дает первое представление о предприятии, его экономической зрелости, грамотности команды проекта. Соответственно, знакомство с бизнес-планом может произвести как положительное, так и негативное впечатление на потенциальных инвесторов, формируя определенное восприятие предприятия, его руководителей и бизнеса в целом. Именно поэтому описательные разделы бизнес-плана должны излагаться стройным литературным языком, а расчетные разделы показывать высокий уровень экономической грамотности разработчиков проекта.

Хорошее впечатление о бизнес-плане может сложиться в результате живого, творческого подхода к его разработке, благодаря наличию креативных идей и некой изюминки, демонстрирующей неординарность команды проекта. Причинами негативного восприятия проекта могут стать скучный язык изложения, наличие грамматических ошибок и отсутствие интересных идей. Основное правило – креативности, - должно быть реализовано без избытка, а язык изложения должен соответствовать понятию «документ делового планирования».

Типовые ошибки при составлении бизнес-плана:

1. Недостаточное знание рынка, его емкости, тенденций развития, конкуренции, низкая аргументация возможных объемов реализации продукции (услуг)

Это наиболее распространенная ошибка. Часто предприниматели делают упор на описание производственных вопросов бизнеса, забывая, что основой успешной реализации проекта является спрос на продукцию (услуги) проекта со стороны потенциальных потребителей. Поэтому при составлении бизнес-плана необходимо глубоко и тщательно проанализировать рынок, потребителей и представить аргументированные выводы о возможных объемах реализации продукции (услуг).

2. Размытые цели проекта

Цели проекта должны быть ясными и однозначными, например: к 2012 стать лидером рынка г. Томска по объемам, ассортименту и качеству бифидо - содержащей молочной продукции, обеспечить объем производства 25 тонн продукции в месяц.

Вы должны показать потенциальным инвесторам понимание трех моментов:

Состояния дел на данный момент (кто мы сегодня?);
Ясного представления того уровня, которого Вы собираетесь достичь в будущем (куда направляемся?);
Стратегию достижения поставленных целей (кто мы в будущем и как к этому прийти?).

3. Наличие непроработанных вопросов в проекте

В бизнес-плане не должно быть непроработанных вопросов, например, таких как:
отсутствие сведений о поставщиках оборудования, сырья, расходных материалов;
отсутствие четкого плана привлечения инвестиций, с указанием потребности в привлечении кредитных ресурсов, частных инвестиций;
отсутствие сведений об имуществе предприятия (индивидуального предпринимателя), которое может выступить залоговой базой при кредитовании;

4. Занижение стоимости реализации проекта

Такая ситуация происходит по причине недостаточной проработанности вопросов, связанных со стоимостью строительства, поставок оборудования, стоимостью получения разрешительной документации. Часто при разработке бизнес-плана, при планировании приобретения оборудования в смете затрат указывается необоснованно низкая стоимость строительства, не включается стоимость транспортной доставки, монтажа оборудования. В конечном итоге это приводит к удорожанию фактической стоимости реализации проекта по сравнению с плановой. Такая ситуация, в лучшем случае, приведет к необходимости привлечения дополнительных инвестиций, а в ситуации, если дополнительные инвестиции привлечь не удастся, к полной остановке проекта и банкротству предпринимателя.

5. Занижение себестоимости продукции, услуг

К этой ситуации приводит слабая проработка вопросов, связанных с организацией производства. На этапе планирования предприниматели либо не уделяют должного внимания вопросам расхода сырья, материалов, энергоресурсов и их фактической стоимости, либо пользуются непроверенной информацией. Основным результатом такого подхода к планированию производства является высокая себестоимость продукции, потеря рыночной конкурентоспособности, невозможность изменить ситуацию, так как в ряде случаев требуется полная замена технологии и оборудования.

6. Нереальные сроки реализации проекта.

Часто учредители бизнеса не принимают в расчет реальные сроки завершения основных этапов, показывают нереально короткие сроки реализации проекта, что показывает их некомпетентность и переоценку собственных возможностей. Для инвесторов и кредиторов это опасный симптом.

7. Несоразмерность проекта потенциалу предприятия

Масштабы проекта не должны многократно превышать финансовые результаты, достигнутые предприятием на текущий момент времени. Несоразмерность запросов ресурсов размеру предприятия или фирмы, величине уставного капитала, наличию собственных средств, имущества или других активов приводит к настороженности и недоверию потенциальных инвесторов и кредиторов, а большинство банков имеют прямые нормативные запреты на финансирование проектов, многократно превышающих текущие финансовые возможности предприятия.

8. Отсутствует четкий план продвижения продукции

Достаточно распространенной ошибкой при разработке бизнес-планов является концентрация проекта на производственных вопросах и недостаточное внимание к вопросам организации продаж и продвижения продукции. Особенно часто такие ошибки наблюдаются в производственных и сельскохозяйственных бизнес-планах. Плохая проработка вопросов реализации продукции в итоге может привести к недополучению выручки, работе предприятия «на склад», и в конечном итоге недостижению предприятием запланированных в бизнес-плане показателей.

9. Отсутствует четкая схема возврата заемных средств (начало, этапы, суммы)

Схема возврата заемных средств, пожалуй, наиболее важный раздел для потенциальных инвесторов и кредиторов. Отсутствие этого раздела может повлечь за собой отказ в финансировании проекта.

Стандарты бизнес-планирования

Структура бизнес-плана по стандартам UNIDO
Одной из организаций, предлагающей стандарты для бизнес-планирования, является United Nations Industrial Development Organization (UNIDO) — организация борющаяся за глобальное процветание, поддержку индустриального развития развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Стадарты UNIDO являются наиболее популярными и востребованными в нашей стране.
Согласно со стандартами этой организации, бизнес-план должен содержать следующие разделы:

1. Титульный лист
2. Меморандум о конфиденциальности
3. Резюме
4. Описание предприятия и отрасли
5. Описание продукции (услуг)
6. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
7. Производственный план
8. Организационный план
9. Финансовый план
10. Направленность и эффективность проекта
11. Риски и гарантии
12. Приложения

Структура бизнес-плана по стандартам ЕБРР
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — инвестиционный механизм, созданный в 1991 60 странами и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики и "демократии" в 27 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии.
ЕБРР является крупнейшим инвестором в европейском и центрально-азиатском регионе, и помимо выделения своих средств, привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций.
Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Европейский Банк Реконструкции и Развития работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона, в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Для упрощения понимания содержания бизнес-плана, ЕБРР разработала свою структуру бизнес-плана, которая выглядит следующим образом:
1. Титульный лист
2. Меморандум о конфиденциальности
3. Резюме
4. Предприятие
4.1. История развития предприятия и его состояние на момент создания бизнес-плана, описание текущей деятельности
4.2. Собственники, руководящий персонал, работники предприятия
4.3. Текущая деятельность
4.4. Финансовое состояние
4.5. Кредиты
5. Проект
5.1. Общая информация о проекте
5.2. Инвестиционный план проекта
5.3. Анализ рынка, конкурентоспособность
5.4. Описание производственного процесса
5.5. Финансовый план
5.6. Экологическая оценка
6. Финансирование
6.1. Графики получения и погашения кредитных средств
6.2. Залог и поручительство
6.3. Оборудование и работы, которые будут финансироваться за счет кредитных средств
6.4. SWOT - анализ
6.5. Риски и мероприятия по их снижению
7. Приложения

Структура бизнес-плана по стандартам TACIS
Тасис- это программа, разработанная Европейским Союзом для бывших республик Советского Союза (а исключением стран Балтии), в целях содействия развитию гармоничных и прочных экономических и политических связей между ЕС и этими странами отношений. Цель Программы состоит в поддержке усилий стран-партнеров по созданию обществ, основанных на политических свободах и экономическом процветании.
Стандарты Тасис, предлагаемые Европейским Союзом, как и другими организациями и объединениями, следует рассматривать как руководство к составлению бизнес-плана, поскольку не существует определенного стандарта на разработку бизнес-плана из-за различия целей бизнеса и множества вариаций его осуществления.

Основными разделами бизнес-плана, согласно Тасис, являются:

1. Титульный лист
2. Меморандум о конфиденциальности
3. Краткое описание
3.1. Бизнес
3.2. Продукция
3.3. Рынок
3.4. Руководство и персонал
3.5. Финансирование
4. Бизнес и его общая стратегия
5. Маркетинговый анализ и маркетинговая стратегия
5.1. Маркетинговый анализ
5.2. Маркетинговая стратегия
6. Производство и эксплуатация
6.1. Планы развития
6.2. Покупка производственного предприятия и оборудования
6.3. План производства и расчет выпуска продукции
6.4. Производственные факторы
7. План производства и эксплуатации
7.1. Требования к местной инфраструктуре
7.2. Покупка (реконструкция) производственного предприятия
7.3. Физические капитальные вложения
7.4. План проиводства и расчет выпуска продукции
7.5. Производственные факторы
7.6. Производственный план
8. Управление и процес принятия решений
9. Финансы
9.1. Система контроля качества
9.2. Подготовительные вопросы
9.3. Продолжительность плана
9.4. Частота планируемого периода
9.5. Одно из направлений бизнеса
9.6. Допущения, которые необходимо иметь до составления финансовых отчетов
9.7. Расчет себестоимости единицы продукции или услуг
9.8. Счет прибылей и убытков
9.9. Балансовый отчет
9.10. Прогноз потока наличности
9.11. Общая прибыльность
10. Факторы риска
10.1. Технические риски
10.2. Финансовые риски: анализ чувствительности и безубыточности
11. Приложения


Структура бизнес-плана по стандартам KPMG
КПМГ является международной сетью компаний, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги. Целью своей деятельности КПМГ видит превращение профессиональных знаний в реальную экономическую выгоду в интересах своих клиентов, сотрудников и общества в целом.
Эта организация также предлагает свое виденье на стандарты составления бизнес-планов:.
1. Титульный лист
2. Меморандум о конфиденциальности
3. Резюме
3.1. Краткий обзор
3.2. Предлагаемая продукция и услуги
3.3. Миссия, цели и задачи
4. Продукция и услуги
4.1. Введение
4.2. Продукция и услуги
4.3. Сопутствующие товары и услуги
5. Анализ рынка и отрасли
5.1. Использование продукта и услуги
5.2. Демографический анализ
5.3. Конкуренция
5.4. SWOT - анализ
6. Целевые рынки
6.1. Целевые потребители
6.2. Географический целевой рынок
6.3. Ценообразование
7. Стратегии рекламы и продвижения
7.1. Стратегия продвижения
7.2. Средства распространения рекламы
7.3. Прогноз продаж
8. Управление
8.1. Организация и ключевой персонал
8.2. Постоянное потребление активов
8.3. Затраты на подготовку производства
9. Финансовый анализ
9.1. Себестоимость реализованной продукции
9.2. Анализ безубыточности
9.3. Количественный анализ
9.4. Доходы и убытки
9.5. Движение денежных средств
9.6. Балансы предприятия
9.7. Риски
10. Приложения

Бизнес-план женской социальной сети

Бизнес-план интернет-магазина обуви и аксессуаров

Купить бизнес-план

Где можно заказать или купить готовый бизнес-план?

Комментарии

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter