Люди | 
2
16813

Айртон Сенна

Айртон Сенна — бразильский автогонщик, трёхкратный чемпион мира по автогонкам в классе Формула-1. Сенна считается одним из лучших гонщиков за всю историю Формулы-1. За умение выигрывать гонки под дождем его называли "Человек Дождя"

на сайте с 29 декабря 2007

Первые шаги

Айртон Сенна да Силва родился 21 марта 1960 года, недалеко от бразильского города Сан-Паулу, в обеспеченной семье Милтона да Сильвы, преуспевающего торговца автомобилями и итальянской эмигрантки Нейды Сенна из Неаполя. В семье он был первым мальчиком и естественно сразу завоевал все отцовское внимание. В четыре года у де Сильвы младшего был уже и собственный карт с мотором в 1 л.с. от газонокосилки, и собственный картодром, построенный прямо на семейной ферме по распоряжению отца. Кроме того скоро у будущего чемпиона появился и личный гоночный менеджер - Армандо Ботелью. В десять лет Айртон получил в подарок более мощный карт, но ему не позволили выступать в городских соревнованиях - там участвовали гонщики с 13 лет. Но ждать оставалось недолго, и в 1975 году он вышел на старт своей первой гонки в Интерлагосе.
В 1977 году он выиграл чемпионат Южной Америки по картингу.

Айртон Сенна

Покорение Европы

В 1981 году Айртон отправился в Европу, где сразу выиграл британский чемпионат в классе Формула-Форд 1600. В это же время Айртон начал выступать под девичьей фамилией своей матери — Сенна, поскольку фамилия да Силва была слишком распространена в Бразилии. В 1982 году Сенна выиграл европейский и британский чемпионаты Формулы-Форд 2000. В 1983 году с 13 победами в 20 гонках он стали чемпионом британской Формулы-3, победив при этом в самом престижном Гран-при Макао, в течение года он тестировал машины различных команд Формулы-1 — «Вильямс», «Макларен», «Брэбэм» и «Тоулман», и зарезервировал себе место боевого пилота в последней на сезон 1984 года.

Начало карьеры в Формуле-1 (команда "Toleman")

Команда «Тоулман» была небольшой по сравнению с другими известными командами того времени, такими, как «Вильямс», «Макларен» или «Брэбэм». Несмотря на это, ей удалось создать неплохую машину, на которой Сенна и показал впервые свой талант гонщика в Формуле-1. Первое очко в чемпионате мира Формулы-1 он заработал 7 апреля 1984 года на трассе в Кьялами, где проходил Гран-при Южной Африки. В трёх последующих гонках он набрал ещё два очка, а затем на Гран-при Монако, проведя трудную гонку в условиях сильного дождя и обогнав нескольких гонщиков, имевших технически лучшие машины (в том числе двухкратного чемпиона мира Ники Лауду), занял второе место, выиграть ему помешала лишь остановка гонки. Затем в ходе сезона Сенна ещё два раза поднимался на подиум, заняв третьи места в Гран-при Великобритании и Португалии, и по итогам года занял в чемпионате девятое место.

Карьера в Lotus

В 1985-м году Сенна перешёл в более сильную команду — «Лотус» . Партнёром Сенны по команде был Элио де Анджелис. На первой трассе сезона — Гран-при Бразилии — Сенна вынужден был сойти из-за проблем с электроникой. На второй гонке сезона — Гран-при Португалии, проходившем 21 апреля 1985 года на трассе в Эшториле при сильном дожде — Сенна, впервые стартовав с поула, смог выиграть свою первую гонку в Формуле-1, завоевав "Большой шлем". Однако остальные гонки сезона были омрачены многочисленными техническими проблемами, и он смог одержать ещё только одну победу — на трассе Спа, где проходил Гран-при Бельгии. К концу сезона Айртон набрал 38 очков и занял в чемпионате четвёртое место.

Второй сезон в «Лотусе», 1986 года сложился у Сенны лучше, инженеры команды хорошо поработали над машиной, и она стала более надёжной. На старте сезона в Гран-при Бразилии Сенна занял второе место вслед за своим соотечественником Нельсоном Пике, а затем захватил лидерство в чемпионате мира после победы на трассе Херес в Испании, где он до последней секунды сдерживал шедшего вторым Найджела Мэнселла, который на финише отстал от Сенны всего на 14 тысячных секунды. Однако пилоты «Макларена» и «Вильямса» — Прост, Пике и Мэнселл — выступили столь хорошо, что этих очков Сенне снова хватило лишь для четвёртого места в чемпионате.

Сезон 1987 года также был многообещающим. Компания «Рено» объявила об уходе из автоспорта, и команда «Лотус» стала использовать мотор «Хонда», который был более мощным и надёжным. Начало сезона у Сенны не сложилось, но затем он выиграл подряд две гонки — престижный Гран-при Монако и Гран-при США в Детройте — и вновь оказался лидером чемпионата. Но Мэнселл и Пике на «Вильямсах» и в этом сезоне показывали столь впечатляющие результаты, что Сенне было трудно за ними угнаться. По итогам сезона он с 57 очками занял третье место.

В ходе сезона 1987 года у Сенны установились хорошие отношения с компанией «Хонда», и когда в конце сезона срок контракта Сенны с командой «Лотус» истёк, он был приглашён в команду «Макларен», которая также использовала моторы «Хонда».

Карьера в McLaren: Сенна VS Прост

В 1988 году в «Макларене» его напарником стал Ален Прост, к тому времени двухкратный чемпион мира. Так было положено начало жёсткой конкуренции между ними, кульминацией которой стали несколько гоночных инцидентов с участием этих двух пилотов.

В сезоне 1988 года на долю этой пары пришлось 15 побед из 16, из которых 8 принадлежали Сенне и 7 — Просту. В чемпионате Прост набрал больше очков в общей сложности, но в то время в зачёт чемпионата шли результаты лишь 11 лучших гонок, поэтому чемпионом в итоге стал Сенна.

В 1989 года конкуренция ещё более обострилась. Типичным эпизодом этой борьбы стал Гран-при Германии, где Прост и Сенна боролись за первое место в течение всей гонки, выиграл её Сенна. Чемпионом стал Прост после инцидента в предпоследней гонке на трассе в Сузуке, когда Сенна попробовал осуществить трудный обгон, и две машины столкнулись, зрелищно зацепившись друг за друга.

Этот манёвр со стороны Сенны был очень рискованным, и многие затем критиковали его за эту попытку. В то же время признавалось, что это место на трассе было практически единственным, где был возможен обгон, и если бы Сенна не попытался это сделать, то чемпионский титул совершенно точно достался бы Просту.

Некоторые считают также, что в столкновении был виноват Прост, не пожелавший пропустить Сенну, когда тот уже фактически обогнал его по внутренней траектории. Сенна смог вернуться в боксы, сменить передний спойлер и продолжить гонку, выиграв её, однако после гонки он был дисквалифицирован. Сенна публично заявил, что в этом эпизоде он «был грубо ограблен», что вызвало санкции со стороны FIA — Сенну оштрафовали на крупную сумму и временно лишили лицензии на участие в гонках Формулы-1. К началу следующего сезона Сенна, заплатив штраф и извинившись перед FIA, вернул себе лицензию.

Перед сезоном 1990 года Прост ушёл в команду «Феррари», объяснив это тем, что в «Макларене» отдавали предпочтение Сенне. Но судьба чемпионата снова решалась в предпоследней гонке на той же трассе в Сузуке, и снова борьба шла между Простом и Сенной. Их машины снова столкнулись, на этот раз в первом повороте после старта, и оба выбыли из гонки.

К этому моменту больше очков было у Сенны, и он стал чемпионом. По данным телеметрии, Сенна даже не попытался затормозить перед столкновением. Многие считали, что это была месть Просту за столкновение годичной давности, и критиковали Сенну за неспортивное поведение. Сенна вначале не признавал явно справедливость этой версии, но и не очень стремился опровергнуть её; год спустя в интервью перед началом Гран-при Японии 1991 года он признал, что спровоцировал столкновение намеренно, и снова обвинил FIA в том, что чемпионский титул 1989 года у него отобрали.

Айртон Сенна VS Ален Прост

Сенна без Проста

В сезоне 1991 года основная борьба шла между Сенной и Найджелом Мэнселлом, выступавшим за «Вильямс». Сенна завершил сезон победой в досрочно остановленной гонке в Австралии и стал чемпионом в третий раз.

В 1992 году благодаря интенсивной работе, проделанной в межсезонье инженерами «Вильямса», Мэнселл имел большое преимущество и выиграл 9 гонок из 16, досрочно став чемпионом. Сенна смог выиграть лишь три гонки — Гран-при Монако, Венгрии и Италии.

В конце сезона Сенна сказал, что ему мешало не только техническое преимущество «Вильямса», но и отсутствие Проста — без него Сенна потерял ориентир, никак не мог воспринять Мэнселла как серьезного соперника и поэтому испытывал проблемы с мотивацией.

На 1993 год у Сенны не было контракта ни с одной из команд. Найджел Мэнселл ушёл из Формулы-1 в серию Индикар, и в команду «Вильямс», технически лучшую на тот момент, пришёл Ален Прост. Сенна пытался также получить место в «Вильямсе», однако Прост потребовал, чтобы команда отказалась от такого шага. «Макларен» в это время испытывал проблемы: компания «Хонда» ушла из Формулы-1, а «Рено», которая поставляла моторы «Вильямсу», отказалась поставлять их также и «Макларену».

Сенна отказался подписать контракт с «Маклареном» на весь сезон, но согласился ездить, заключая соглашение на каждую гонку в отдельности. Начало сезона получилось впечатляющим: на открытии сезона в Южной Африке Сенна занял второе место, а затем победил на двух гонках подряд — Гран-при Бразилии и затем Гран-при Европы (эта гонка, проходившая в дождь, считается одной из лучших гонок Сенны). Успех продолжился победой в Гран-при Монако.

После этого Сенна подписал контракт с «Маклареном» на остаток сезона и стал агитировать компанию «Форд» поставлять лучшие моторы «Макларену». Однако в последующих гонках Ален Прост смог лучше приспособиться к машине «Вильямс» и стал показывать всё более высокие результаты, и в конце концов выиграл чемпионат. Сенна завершил сезон победами в Гран-при Японии и Гран-при Австралии и завоевал вице-чемпионский титул, что стало достойным завершением его карьеры в команде «Макларен».

Айртон Сенна - Монако

1994

В 1994 году Сенна перешёл из «Макларена» в «Вильямс-Рено», сильнейшую на тот момент команду. Несмотря на завоевание поул-позишн в первых двух гонках сезона — Гран-при Бразилии и Тихого океана, финишировать в них ему не удалось. 1 мая 1994 года Айртон участвовал в третьей за свою новую команду гонке — Гран-при Сан-Марино. Он снова выиграл поул, но гонка закончилась для него трагически.



Смерть Сенны стала трагедией для многих болельщиков во всём мире, и в особенности в Бразилии. Бразильское правительство объявило трёхдневный национальный траур. В день похорон Сенны в Сан-Паулу траурную процессию сопровождали несколько миллионов человек. Его похоронили на кладбище Морумби близ Сан-Паулу.


По материалам wikipedia.org

Мгновения, потрясающие мир: Гибель Айртона Сенны

Ayrton Senna Foundation (Instituto Ayrton Senna)

Сайт благотворительного фонда, учрежденного Айртоном Сенной (Ayrton Senna Foundation)

Русскоязычные ресурсы

Михаэль Шумахер плачет, вспоминая Айртона Сенну

An Official Tribute To Senna (2 DVD)

DVD1:
Право на победу (52 мин)
Частная жизнь Айртона Сенны в Бразилии (44 мин)
Особые моменты:
· Фонд Айртона Сенны (15 мин)
· Первые тесты Сенны в формуле-1 (7 мин)
· Тесты Хонды NSX (5 мин)
· Статистика
· Фотогалерея (50 снимков)
Дополнение (19 мин)
· Сенна “Музыка и фотографии”

DVD2:
Гонки в моей крови (52 мин)
Основные моменты:
· Его быстрые круги
· Его поулы
· Его победы
· Его мировые титулы.

Производство: Dolphin & Ayrton Senna Foundation.
Все фильмы на английском языке.

Зарубежные источники

Книги, DVD

Айртон Сенна. Гонки у меня в крови
Книга
Автор:
Цена:
309.00 руб.
Вес:
120 г
развернуть
Родился 21 марта 1960 года в Сан-Паулу (Бразилия) в семье крупного землевладельца. С детства занимался картингом и в 17 лет уже чемпион Южной Америки. В 1981 году с двумя титулам...
Discovery: Секретная жизнь Формулы 1
Книга
Автор:
Цена:
241.00 руб.
Вес:
150 г
развернуть
Каждый год несколько команд Формулы I принимают участие в гонках по пяти континентам. Чтобы выиграть Гран-при, необходимы жесткая дисциплина, огромные деньги и тщательн...
Формула-1
Книга
Автор:
Б. Джонс
Цена:
52.00 руб.
Вес:
180 г
развернуть
`Формула-1` - один из самых зрелищных видов спорта. Сражения лучших пилотов и команд за победу в Грай-при, помноженные на невероятную скорость и постоянный риск, - вот что д...

Комментарии

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter