2
9051

АВТОДИДАКТИКА УЧАЩЕГОСЯ В ИНТЕРНЕТ

Взгляд от учащегося на новые ценности и технологии самообразования на базе персональных компьютеров и Интернет. Начинаем со сбора и обобщения личных опытов учащихся разного возраста. На этой основе и привлекая внешние источники (печатные и веб) вместе создаём пособие по современной автодидактике. Для "затравки" - разделы доклада к конференции в конце сентября 2008 г. © В.В.Анненков 2008 при полном или частичном цитировании, обязательно наличие ссылки.

на сайте с 23 декабря 2007

СЛОВАРИК УЧАЩЕГОСЯ

исходные понятия автодидактики в ХХ1 веке

Учащийся – субъект образовательного процесса, познающий Мир и себя в Мире исходя из внутренней мотивации к непрерывному саморазвитию. Взрослый учащийся совмещает общественно полезный труд с непрерывным самообразованием для развития личности.
Развитие личности – перестройка мировоззрения, систем ценностей и целей учащегося, ведущая к изменению поведения и образа жизни.
Самообразование – познание учащимся внешнего Мира, применение знаний в своей жизнедеятельности, самовоспитание для ДОБРа (Долговременного Относительно Безопасного Развития себя и общества).. Самообразование «в объёме жизни» (life-wide) шире чем «профессиональное образование»: оно включает семейное, гражданское, экологическое и другие направления, необходимые для полноценной жизни человека в обществе и материальном Мире.
Андрагогика с 19-го века - основы обучения взрослых с позиции преподавателя; а в 21-ом веке с позиции «сам себе андрагог» - основы самообразования взрослого учащегося.
Автодидактика – индивидуализированная система принципов и технологий познания мира и себя учащимся. Выводы из опыта и/или приложение научных достижений в практике самообразования.
Глобальная единая образовательная среда (ГЕОС) – совокупность материальной и социокультурной среды жизни учащегося (включая и ту, в которую он временно попадает в путешествиях по Миру, при переселениях, в Интернет и других формах социализации). «Единой» её считаем потому, что в ней тесно переплетены разные источники информационного воздействия на человека – наблюдаемые ландшафты, устные, печатные, цифровые, сетевые и другие источники информации. «Глобальной» она становится для всех, кто имеет повседневный доступ в Мир через средства массовой информации, обычную и электронную почту, всемирную паутину.
Информация – совокупность сигналов внешнего мира, которую человек воспринимает через органы чувств и перерабатывает в образы объектов и процессов. Для учащегося информацией становится то, что уменьшает неполноту его знаний о Мире и себе, значимо для повседневной деятельности и развития.
Знания учащегося – совокупность представлений (образов) об объектах и процессах реального мира, а также о собственном организме и сознании. Новую информацию учащийся встраивает в накопленные знания, корректируя их и свое мировоззрение в целом.
Культура личности – единство сознания и деятельности человека.
Информационная культура личности (ИКЛ) – составляющая общей культуры личности, выходящая на первый план её развития на историческом переходе к цивилизации, основанной на знаниях. Концепции ИКЛ разрабатываются в последние годы в России как мировоззренческое дополнение к распространённым в Мире представлениям об «информационно-коммуникационных технологиях» (ИКТ) и «информационной грамотности». В отличие от «перечислительного» понятия ИКТ, ИКЛ – понятие системное. В отличие от структурного представления об ИКЛ как комплексе отраслевых знаний и технологий поиска, аналитико-синтетической переработки информации, её представления, эволюционная концепция ИКЛ включает образы общей информационной грамотности, профессиональных информационных компетентностей, информационного мировоззрения, т.е. ступеней, по которым человек восходит в мастерству работы с информацией.
Информационная грамотность общая - фундамент «информационной культуры личности». К такой грамотности относим знания о движении информации и деятельность на основе этих знаний, необходимые и достаточные для жизни в современном мире.
Если в средние века грамотным считался человек, умеющий читать, писать, считать, то в новое время в понятие "грамотность" вошли умения учиться в школах, университетах, библиотеках, использовать разнообразные источники информации. Во второй половине ХХ в. появилось понятие функциональной грамотности, а на рубеже ХХ и ХХ1 веков распространились понятия "компьютерная грамотность", "мультимедиа грамотность" и другие, ещё не имеющие однозначного толкования .
Общая информационная грамотность нашего современника закладывается в общеобразовательной школе. Она не сводится к программе по информатике, а включает азы разных предметов, необходимых в повседневной жизни. Например, предмет "география" даёт умения чтения карт как источников информации.
Информационные компетентности профессиональные – надстройка над общей информационной грамотностью, различная для разных профессий и специальностей. Если «грамотность» предполагает умения воспринимать и применять информацию, то к «профессиональным информационным компетентностям" отнесём умения ПРОИЗВОДИТЬ информацию..
Информационное мировоззрение формируется у учащегося на протяжении жизни по мере накопления опыта работы с информацией и включает:
* представление об информации и понятийно-терминологический аппарат работы с ней;
* освоенные знания о роли информации в жизни общества в разные исторические эпохи;
* освоенные знания и выводы из собственного опыта о роли информации в развитии личности;
* модели цикла информационной деятельности (сбор - обработка - представление информации) в учёбе, исследовании, менеджменте и других видах умственного труда;
* этику информационных взаимодействий в разных общественно-экономических формациях и социальных группах.
Перечисленные понятия, на наш взгляд, входят в фундамент автодидактики учащегося в ХХ1 веке.
© В.В.Анненков 2008

ОТ ИСКУССТВА К НАУКЕ И ТЕХНОЛОГИЯМ АВТОДИДАКТИКИ

Веками автодидактика была искусством, которое человек выводил из своего жизненного опыта. Такова автодидактика И.В.Гёте, «ручейковая» автодидактика В.А.Куринского. В последнее время разрабатывают технологии автодидактики для педагогов, преимущественно для работы с традиционными источниками информации. Всё более заметно несовпадение таких автодидактик с новыми возможностями и потребностями повседневной работы в Интернет.
Чем автодидактика учащегося в Интернет отличается от традиционной?
1. Столетия те, кто хотел самостоятельно осваивать новые знания, делали это преимущественно по печатным изданиям. Ныне круг источников для самообразования значительно расширился, включив глобальное телевидение, электронные издания (журналы, аудиокниги, видеоколлекции музеев и др.). Интернет как всемирная библиотека погружает человека в глобальную информационную среду, неизмеримо увеличивая потоки разнообразной информации. Отбор нужной конкретному человеку достоверной информации становится более трудной проблемой, чем автоматизированный поиск.
2. Традиционная автодидактика ориентирована преимущественно на познание. Инновационная – на решение жизненных проблем, на эффективную деятельность на основе знаний.
3. Традиционная автодидактика строится на личных усилиях, инновационная – на развитии в сотрудничестве, Маятник между «Я» и «Мы» непрерывно качается в поисках гармоничного сочетания этих сторон развития личности.
Перечень различий можно продолжать. Важнее переходить от искусства неповторимого к науке закономерного (и научно обоснованным технологиям), искать баланс между традициями и инновациями в развитии личности, в том числе и в автодидактике.
Тренд «от традиционной к инновационной автодидактике» не следует понимать в смысле замены одной на другую. Нет, это – подъём по лестнице социальной истории и своей жизни - лестнице, где каждая ступень поддерживает следующую. Для интеграции традиций и инноваций в личной работе существенна культура учащегося.
© В.В.Анненков 2008

ЭТИКА ОБЩЕНИЯ И РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ В ИНТЕРНЕТ

Автодидактика строится по той же формуле, что и образование вообще: «познание + воспитание». В перестроечные десятилетия в условиях смены идеологий педагогическая наука сосредоточилась на технологиях «обучения» (в школах, вузах, институтах повышения квалификации), оставив «за бортом» воспитание, которое всегда основано на ценностях. О воспитании взрослых (прежде всего самовоспитании) в атмосфере ложно понятой демократии и свободы вообще речи не было. Последствия (порнографию, ненормативную лексику, культ денег…) мы видим в Рунете (как, впрочем, и в других национальных секторах Интернета). Актуальной проблемой стала «информационная безопасность личности», которая пока рассматривается со стороны государства, тогда как автодидактической ее стороне внимания уделяется недостаточно.
Педагоги обеспокоены рисками, которые несут многие компьютерные игры и Интернет неокрепшей психике детей. А ведь эти игры и ресурсы создают взрослые, играющие на чувствах, чтобы шире продать свой продукт, получить прибыль «здесь и сейчас», не думая о будущем наших внуков и общества. Меркантильность в мировоззрении поколений, вступивших в трудовую жизнь в условиях потребительского общества и дикого рынка, стала социальной проблемой, которую в автодидактике нельзя обойти.
Итак, самовоспитание взрослых пользователей Интернет нужно не только для обеспечения их собственной информационной безопасности, но и для соблюдения принципа «не навреди». Этот принцип можно толковать конъюнктурно (не навреди современникам), а можно и стратегически (не навреди ДОБРу - Долговременному Относительно Безопасному Развитию человека и общества). Ждут своих исследователей и другие проблемы этики учащегося в Интернет.
© В.В.Анненков 2008

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

На определенном историческом отрезке экстенсивный рост ИТ индустрии полезен для развития производительных сил общества. Но, на взгляд учащегося, гонка ИКТ как самоцель тех, кто финансирует ИТ индустрию и занят в ней, втягивает остальное население в беспрерывное освоение всё новых и новых технологий, отнимая время от решения содержательных служебных и/или учебных задач. А предложения аналогичных веб сервисов конкурентами на ИТ рынке разделяет учащихся на сообщества, привязанные к той или иной компании (mail.ru, yandex.ru, google.com и др). Перед учащимся в Интернет стоят острые проблемы выбора стратегии информатизации своего труда. Решение этих проблем зависит от информационной культуры учащегося.
Интеграция информационных и коммуникационных технологий в культуру личности сопряжена с пересмотром представлений об «образовательном процессе», «образовательной среде», составе «информационных ресурсов», с разработкой моделей и программ формирования информационной культуры у людей разных поколений. Короче говоря, с подъёмом от экстенсивного приращения различных знаний и технологий их применения в повседневной практике к построению информационного мировоззрения – рамки, в которую вписываем новые знания, увязывая их между собой.
Наряду с ценностными аспектами, ИКЛ, как и любая культура, имеет технологическую составляющую, в том числе алгоритмы работы с информацией на уровне человека. Эти алгоритмы ныне широко обсуждаются (например, в журнале FUMSI, что расшифровывается как «Ищи, используй, организуй, делись информацией», или в блоге "Школа информационной культуры личности")
К социально-технологической составляющей отнесем правило «5С» - одно из центральных правил автодидактики эпохи Интернет. Аббревиатура «5С» значит «Саморазвитие в Сетевых Сообществах Сменного Состава». Учащиеся для поддержки своего саморазвития и решения социальных проблем вступают в сетевые сообщества, близкие им по интересам (или сами строят такие сообщества). В течение жизни актуальные для конкретного человека проблемы меняются, что заставляет его менять сообщества. Однако принцип социализации через сетевые сообщества сохраняется всю жизнь.
В последние годы учащиеся в Интернет получили такие возможности самостоятельной работы как дружественные массовому пользователю сервисы web 2.0 и пакеты этих сервисов, позволяющие разносторонне представить в Сети свои достижения (т.н. «электронный портфель»).
© В.В.Анненков 2008

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПАКЕТЫ СЕРВИСОВ WEB 2.0 В АВТОДИДАКТИКЕ УЧАЩЕГОСЯ

О web 2.0 написано много и с разных позиций. Для автодидактики существенно, что теперь любой желающий разместить в Интернет свой текст, фотографии, видео и аудиозаписи может сделать это сам, без помощи программиста. На повестке дня методики автодидактики - подбор сервисов для составления индивидуального пакета под возможности и потребности конкретного учащегося.
Выбор сервисов зависит с одной стороны от возможностей доступа в Интернет, с другой – от задач и психотипа учащегося. По техническим возможностям различаем доступ через телефонные линии (низкоскоростной и неустойчивый через стационарную кабельную сеть, дорогой повременной через мобильный телефон) и доступ через выделенные линии или спутниковую связь. Для учащегося минимально необходимо общение текстами, к которому при хорошем техническом доступе (скоростном и бесперебойном) добавляются мультимедиа (фото, видео, аудио файлы большого размера). Однако мультимедиа – это скорее надстройка над текстами и графическими моделями, полезная для усиления эмоционального восприятия. Надстройка может отвлекать от содержательной логики общения. Поэтому даже при отличных технических возможностях свой индивидуальный пакет целесообразно строить на текстовых сервисах (электронная почта, форумы, блоги и т.п.).
Школьники и студенты предпочитают лаконичное общение типа чата, а для тех, кто ценит аргументацию, приоритетна электронная почта. Как избежать соблазна возросших технических возможностей, общаться текстами, вкладывая богатое содержание в краткую и доходчивую форму?
Диалоги в Сети раньше строились на форумах, а теперь – всё чаще в блогах. Понимание блогов как личных дневников во многом устарело. Ныне и личные блоги используют для поддержки систематических учебных курсов, не говоря уже о тематических блогах сообществ. Хронологическую последовательность записей в блогах можно преодолеть, вариируя их даты и вывешивая «содержание блога» вверху (с датой в отдалённом будущем). В «Содержании» блога записи представлены гиперссылками по логике, а не хронологии (пример структуры личного блога)
В блогах каждая запись и комментарий получают уникальный URL, что позволяет ссылаться на конкретное суждение, а не ветвь дискуссии, как в форумах. В запись блога можно вводить фото, видео, аудио, а также вопросы, что даёт блогу дополнительные преимущества перед текстовыми форумами. Комментариям в блогах можно придавать привычную для форумов форму хронологической лестницы. Не последнее значение для тех, кто работает в Интернет через низкоскоростные соединения, имеет возможность отправлять послания в блог и получать обновления через электронную почту.
Итак, как основу индивидуального пакета учащегося сегодня можно рекомендовать блоги в сочетании личного дневника (для реакции на события повседневной жизни), персонального блога для изучения специальной области (пример – http://annenkovvv.blogspot.com/ для освоения сервисов web 2.0), а также участия (или создания) в блогах тематических сообществ по профессиональным и жизненным интересам. Дополнением к этим текстовым сервисам служат фото, видео, аудио альбомы (кому что более интересно) и социальные сети типа «Мой Мир», где на персональную страницу выводится информация с разных сервисов, используемых индивидом в сети данного провайдера.
© В.В.Анненков 2008

ВЕБ ПОРТФЕЛЬ КАК КАПИТАЛ СЕТЕВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В 2003 г. Министерство образования и науки предложило школам поощрять создание учениками «портфеля образовательных достижений». Для учащегося такой «портфолио» служит средством мониторинга и рефлексии результатов. Педагоги использовали «портфель» ученика для оценки его способностей и успехов в учёбе. Правда, трудоёмкая технология оценки на основе изучения портфолио принята далеко не всеми педагогами. Назначение персональных портфолио в учебном процессе остаётся предметом дискуссии.

Массовое освоение сервисов web 2.0 на базе широкополосного постоянного подключения к Интернет создало предпосылки для переноса портфеля личных достижений с персонального компьютера во всемирную паутину. В России эта тенденция ещё зарождается: опрос почти 10 тысяч пользователей сайта vkontakte.ru показал, что 80 % создают личную электронную библиотеку (включая и личные результаты) на своём компьютере, только 6% - в Интернет, остальные – и там и там.
Так или иначе веб портфель служит индикатором человеческих качеств. Когда в социальной сети предлагают «дружить», смотрим личный блог и другие достижения кандидата в друзья. Решение принимается с учетом «веб портфеля». Если личный блог, фото и видео альбомы пусты, а активность в социальной сети сводится к знакомствам (у некоторых тысячи «друзей»), весьма вероятно, что человек ориентирован на потребление, а не созидание.
Итак, взрослому учащемуся его веб портфельнужен не столько для самооценки, сколько как "визитная карточка, «капитал» для сотрудничества в сетевых сообществах.
© В.В.Анненков 2008

ПЕРВЫЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ НОВОЙ АВТОДИДАКТИКИ

1. Автодидактика учащегося в ГЕОС предназначена для взрослых, способных к саморазвитию на основе внутренней мотивации и к управлению своими знаниями для эффективной деятельности.
2. Автодидактика в ГЕОС отличается от автодидактики в локальных средах повседневной жизни прежде всего принципами и технологиями социализации личности.
3. В стихии ГЕОС учащемуся стократ необходим жёсткий отбор информации и партнёров для развития в сотрудничестве. Поэтому в автодидактике особое внимание обращаем на этику общения и работы с информацией.
4. Современная автодидактика не ограничена проблемами профессии, а включает семейное, гражданское, экологическое и другие направления познания и самовоспитания «в объёме жизни». Интернет, где нет профессиональных перегородок, помогает такому подходу.
5. Современная автодидактики строится на информационной культуре личности. Стержнем ее служит система понятий, необходимая и достаточная учащемуся для проектного развития по жизни от общей информационной грамотности (для адекватного восприятия информации) к профессиональным информационным компетентностям (для производства достоверной информации) и далее к информационному мировоззрению. На его основе человек непрерывно рефлексирует новую информацию, встраивает ее в накопленные знания и действует в соответствии с новым знанием.
6. Развитие вебсервисов второго поколения (т.н. web 2.0) облегчает учащимся в Интернет самостоятельное создание и передачу информационных ресурсов по своей специальности.
7. Новая для России тенденция – перемещение ресурсов авторских электронных портфелей с персональных компьютеров во всемирную паутину, что позволяет оперативно разрабатывать совместные распределенные проекты и ускоряет круговорот информации.
© В.В.Анненков 2008

Комментарии

7 августа 2008 в 19:29
 
Да... Век живи, век учись))) Спасибо. Забираю в избранное.
автор
10 августа 2008 в 12:04
 
Да... Век живи, век учись))) Спасибо. Забираю в избранное.
Приглашаю в группу Автодидактика 21 (http://www.moikompas.ru/compas/a...ctic) для обсуждения доклада для международной конференции на основе личного опыта саморазвития.
автор
4 августа 2012 в 06:08
 
И какое же отношение пакеты для хранения вещей имеют к автодидактике?
За 4 года интересы иа! сместились от саморазвития к рекламе вещей?

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter




Состоит в группах