2
13310

Энди Уорхол

Американский художник, скульптор, дизайнер, кинорежиссер, издатель журналов, писатель, коллекционер, продюсер. Его работы стали олицетворением триумфа и коммерческого успеха художественного направления поп-арта, а он сам – воплощением ренессансной идеи «homo universale» в эпоху массовой культуры.

на сайте с 6 декабря 2007

УОРХОЛ, ЭНДИ (Warhol, Andy)

(1928–1987)

Энди Уорхол (настоящее имя Эндрю Вархола) родился в Питтсбурге (шт. Пенсильвания, США) в семье словацких эмигрантов. С 1945 по 1949 учился на художественном факультете Технологического института Карнеги, затем переехал в Нью-Йорк, где вначале работал художником – иллюстратором в разных журналах, в том числе «Vogue» и «Harper's Bazaar», оформлял витрины, делал открытки и плакаты. Успех принесли графические работы в области рекламы, особенно рисунки обуви для компании «И.Миллер».

Уже в 1952 работы Уорхола были представлены на выставке в Нью-Йорке, а в 1956 он получил почетный приз «Клуба художественных редакторов». К этому времени художник зарабатывал около ста тысяч долларов в год, однако не переставал мечтать о «высоком искусстве».

В 1960 он создал культовое произведение Кока-кола. В 1960–1962 появился ряд картин с изображением Консервных банок с супом Кэмпбелл (Campbell's Soup Can).

Вначале «портреты» банок супа исполнялись в технике живописи: Банка с супом Кемпбелл (рисово-томатный)(Campbell's Soup Can (Tomato Rice), 1961), а с 1962 – шелкографии (Тридцать две банки супа Кемпбелл), Сто банок супа Кемпбелл, Двести банок супа Кемпбелл – все 1962).

Очищенное, разглаженное, зауплощенное изображение, аккуратно вырезанное и закрепленное, повторенное с нюансами, – вот стихия Уорхола. На протяжении многих лет изменялись только сюжеты и цветовые фильтры, сам принцип сохранялся. Длина и монотонность его произведений напоминали полки супермаркетов. Бесконечные ряды стирального порошка Brillo, бутылок кока-колы, супа Кэмпбелл сменялись тиражированными портретами Мерилин Монро, Элизабет Тейлор, Элвиса Пресли: «Я пишу картины именно так, а не иначе потому, что хочу быть машиной, и я чувствую, что то, что я делаю, уподобляясь машине, – это то, что я хочу делать» – слова художника воплотились в идею «Фабрики», где на основе тиражной техники шелкографии было организовано «производство» современного искусства.

В 1963 Уорхол перенес мастерскую в центр Манхэттена, она была окрашена серебряной металлической краской. Студию начали называть «Фабрика». Царившая там атмосфера вседозволенности, излишеств и творческого горения перевернула традиционное представление о мастерской художника как об уединенном месте.

Новаторство Уорхола состояло в том, что он создал «бизнес-арт», где отвел себе роль не рабочего, а предпринимателя, приняв на себя руководство исполнителями. «Фабрика» была устроена как коммерческое предприятие, она производила до 80 шелкографий в день, а в год выпускала около тысячи работ. На ней трудилась целая команда рабочих, здесь отвергались и ставились с ног на голову устои классического искусства, в частности была налажена работа по «массовому производству» портретов знаменитостей. Человек, которого Уорхол портретировал, приходил к нему в мастерскую, где фотоаппаратом «Полароид» художник делал серию моментальных снимков, отбирал лучшую фотографию, увеличивал ее, и методом шелкографии изображение переносилось на холст. Уорхол либо закрашивал поверхность холста до репродуцирования, или же писал масляными красками по уже репродуцированному изображению. Часто Уорхол создавал несколько вариантов одной картины.

Художник считал, что на портрете все должны казаться «суперзвездами»: картина До и после (серия Рекламные объявления, 1960) дает стандартное рекламное обещание нового лица «от Уорхола», улучшенной версии тебя самого, подобное всем рекламам потребительских товаров.

Уорхол, твердо веривший в свою «пластическую хирургию», «приглушенный свет и обманывающие зеркала», всем своим моделям, в буквальном смысле слова, дарил красоту: убирал морщины и другие дефекты кожи, срезал двойные подбородки, делал глаза ярче, а губы более чувственными, тем самым создавая эффект звездности для своих моделей.

Бурная жизнь Уорхола проходила в атмосфере всеобщего праздника до 3 июня 1968, когда психически неуравновешенная писательница, феминистка Валери Соланас, снявшаяся в одном из его фильмов, серьезно ранила его выстрелом из пистолета. После покушения Уорхол стал постоянно посещать ближайшую церковь, исповедоваться и причащаться.

Страх смерти побудил Уорхола создать множество работ на тему случайной насильственной смерти. Еще до покушения Уорхол отдал дань этой тематике, у него было тонкое понимание притягательности катастроф. Электрические стулья, расовые беспорядки, самоубийства, ужасные автомобильные аварии, похороны, атомные бомбы, траур Жаклин Кеннеди, посмертные портреты Мерилин Монро и больной Тейлор с удивительной достоверностью передают боязнь увечья и смерти, которые Уорхол постоянно испытывал. Блестящая иллюстрация этого – Катастрофа с тунцом (1963), где воспроизводятся газетные фотографии и текст статьи о двух женщинах, умерших от отравления; так же изображена смертоносная банка с тунцом A&P.

В 1979 Уорхол расписал гоночный автомобиль. Согласно его воззрениям на живопись, автомобиль мог стать движущимся произведением искусства, вся красота которого могла проявиться в динамике. Уорхол расписывал автомобиль собственноручно, наносил краски разными подручными материалами и даже пальцем: «Я пытался нарисовать, как выглядит скорость. Когда машина движется на большой скорости, все линии и цвета смазываются».

На протяжении пяти лет (с 1963 по 1968) Уорхол создал несколько сотен фильмов, в т.ч. 472 четырехминутные черно-белые портретные кинопробы (Screen Tests), десятки короткометражек и более 150 фильмов с определенным сюжетом (60 из них были выпущены в свет).

В середине 1960-х Уорхол перешел от черно-белых немых работ к сценарным цветным фильмам (чаще всего эротического содержания), по продолжительности напоминающим обычное кино. Его уникальные опыты по созданию «киноперфоманса» бросали вызов ожиданиям зрителя, раздвигали пределы зрительского внимания.

Уорхол стремился расширить традиционные границы кино, снимая вначале т.н. «неподвижные фильмы». Лучшими из них стали Эмпайр (Empire) (вечер 25 июля – утро 26 июля 1964), где 8 часов подряд стационарной кинокамерой в режиме замедленной съемки он снимал одно из самых высоких зданий в мире – Эмпайр Стейт Билдинг при ночном освещении; и Сон (Sleep) (1963), где образ спящего человека (поэта Джона Джиорно) проецируется на экран в течении 5,5 часов практически без изменений при полном отсутствии звука.

В фильме Пространство внешнее и внутреннее (Outer and Inner Spase) (1965) c участием Эди Сэджвик, Уорхол снимает актрису, сидящую перед телевизором, на экране которого демонстрировалась запечатлевшая ее же видеозапись. Удвоив таким образом свою модель, Уорхол сделал следующий шаг – умножил ее образ за счет добавления второго экрана, аналогично тому, что он делал в станковой живописи. Здесь он впервые применил технику «расколотого экрана», когда на экран одновременно проецируются две кинопленки, причем каждая имеет собственную звуковую дорожку и при показе звук смешивается.

Впоследствии двойной экран стал очень важной формой его кинотворчества, как например, в коммерчески успешном фильме Девушки из Челси (Chelsea Girls), (1966–1967), где черно-белое изображение на одном экране соседствовало с цветным на другом и присутствовало множество резких чередований крупного и общего планов.

Сознательно не смонтированные кадры выстраивались в непомерно длинные, трудно воспринимаемые фильмы, как двадцатипятичасовой, демонстрируемый на двух экранах одновременно проект **** (Четыре звездочки) (1967). Здесь Уорхол проецирует одну пленку поверх другой, накладывая одно изображение на другое так, что смешение разных движений камеры, цветов и образов создает эффект, вызывающий ассоциации с состоянием наркотического транса.

В 1968 Уорхол вместе с Полом Морисси создал первый игровой фильм Плоть (Flesh).

читать целиком

Andy Warhol (VU - Sunday Morning)

Энди Уорхол в сети


ДЕТСТВО, СТАНОВЛЕНИЕ, УГАСАНИЕ

ФОТО

МОБИЛЬНЫЙ АВТАР ЭНДИ УОРХОЛА

АФОРИЗМЫ МАСТЕРА (англ. яз.)

ПОДБОРКА НОВОСТЕЙ

УОРХОЛ НА ГЕЙ.РУ

РЕСУРСЫ И УРОКИ

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЛЕГЕНДА

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ГРЯЗЬ ЭНДИ

ФИЛЬМОГРАФИЯ И БИОГРАФИЯ

ФИЛЬМ ПОСВЯЩЁННЫЙ УОРХОЛУ

ФИЛОСОФИЯ ЭНДИ УОРХОЛА

НЕВЕРОЯТНАЯ СУММА

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО КНИГУ "фИЛОСОФИЯ ЭНДИ УОЛХОРА"

ХУДОЖНИК СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

ДЬЯВОЛ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

Andy Warhol - Braniff Airlines

OZON.RU

предлагает

Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот)
Книга
Автор:
Энди Уорхол
Цена:
334.00 руб.
Вес:
220 г
развернуть
Книга самого известного американского художника-авангардиста, суперзвезды андеграунда 60-70-х годов, в которой он размышляет о себе, своем искусстве, о простых и сложных ж...

Комментарии

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter