Наука | 
3
20205

Алхимия

"Я предпочитаю вредную истину полезной ошибке, истина сама исцеляет зло, которое причиняла". (И. В. Гёте)

на сайте с 6 апреля 2008

История алхимии

Фото pey.narod.ru Термин "химия" египетского происхождения - в глубокой древности Египет называли Страной Кеми - Черной Землей. Жрецы Древнего Египта были выдающимися мастерами химических ремесел, а химию постепенно стали называть "египетской наукой".
За двести лет до нашей эры в городе Александрии Египетской уже существовала Академия наук, где "священному искусству химии" было отведено особое здание, храм Сераписа - храм жизни, смерти и исцеления.
Этот храм был разрушен фанатиками-христианами в 391 году нашей эры, а кочевники-арабы, захватившие Александрию в 640 году нашей эры, завершили его уничтожение. Они следовали простому правилу: все представления, которых нет в Коране, ошибочны и вредны, и потому их надо искоренить. Притом сочинения, которые находятся в согласии с Кораном, тоже следует уничтожить, как совершенно излишние.
Много позднее, в начале века нашей эры арабы-химики ввели вместо названия "химия" другое - "алхимия". Полагают, что это слово ближе к понятию "благородная химия", так как алхимию считали "искусством превращения неблагородных металлов (железа, свинца, меди) в благородные" - золото и серебро с помощью особого вещества - "философского камня".
Источник
Подробнее на википедии

Поиски философского камня

Фото www.expert.ru В течение тысячелетий алхимики пытались найти "философский камень" -- некое твердое или жидкое вещество, способное осуществить трансмутацию превращение простого металла в серебро или золото.

Существовала легенда, что царь Мидас, правивший во малоазиатской стране Фригии с 738 по 696 гг. до н.э., якобы получил от бога Диониса способность превращать в золото все, к чему бы он ни прикоснулся неким таинственным волшебным камнем. Мидас действительно был сказочно богат, но не потому, что обладал камнем: он владел всеми золотыми месторождениями Фригии.
Алхимики считали природу живой и одушевленной, поэтому были уверены, что металлы растут и созревают в недрах Земли от смешения серы с серебром. Золото рассматривалось ими как вполне созревший металл, а железо - как недозрелый.

Уроборос - дракон, пожирающий свой хвост. Это алхимическая запись химической реакции Алхимики не видели существенной разницы между живой и неживой природой и считали, что в неживой природе происходят такие же процессы, как в растительном и животном мире. По их мнению, различие между золотом и серебром - лишь в том, что сера в золоте здоровая - красная, а в серебре - белая. Когда испорченная красная сера в недрах Земли входит в соприкосновение с серебром, зачинается медь. Когда же сера и черная, и порченая смешивается с серебром, зачинается свинец: по словам Аристотеля, свинец - прокаженное золото.
Алхимики полагали, что с помощью философского камня можно ускорить процесс "созревания" незрелых и "исцеления" больных металлов, которые в природе протекают довольно медленно. Мифический "философский камень" можно считать прообразом будущих ферментов и катализаторов.
Поскольку считалось, что главная составная часть любого из металлов -- ртуть, а вторая составная часть -- сера, у алхимиков возникло твердое убеждение, что меняя содержание ртути и серы в смеси, можно произвольно превращать одни металлы в другие.
Поставив себе фантастическую цель - поиск "философского камня" -- алхимики достигли вполне реальных практических успехов. Они создали первые аппараты для дистилляции (перегонки) жидкостей, сублимации (возгонки) твердых веществ, перекристаллизации солей и их термического разложения.
Знаменитый таджикский врач, алхимик и философ Абу Али аль-Хусейн ибн Сина(980-1037), известный больше под именем Авиценна, уже умел получать хлороводородную, серную и азотную кислоты (HCl, H2SO4 и HNO3), гидроксиды калия и натрия (KOH и NaOH).
Алхимики первыми начали применять амальгаму золота (раствор золота в ртути) для золочения изделий из меди и железа. Они научились с помощью ртути извлекать золото из бедных золотоносных песков. Дело в том, что золото (химически инертный металл) в природе находится в основном в самородном состоянии. При обработке золотоносных песков ртутью она растворяет крупинки золота, образуя тяжелую и жидкую амальгаму. Амальгаму отделяли от песка и нагревали в печах, ртуть испарялась и оставалось чистое золото.
Был придуман и другой способ извлечения золота из бедной породы. В Древнем Египте жрецы-алхимики обрабатывали золотоносную породу расплавленным свинцом, который растворял золото и серебро, затем расплав сливали и подвергали обжигу в специальных горшках. Свинец превращался в оксид свинца PbO и впитывался в стенки горшка, увлекая за собой все случайные примеси, а на дне горшка оставался сплав золота и серебра. Главный секрет такого обжига - материал горшков; их делали из костной золы.
Алхимики научились использовать азотную кислоту для отделения серебра и меди, с которыми золото часто образует природные сплавы. С азотной кислотой золото не взаимодействует, а серебро и медь образуют растворимые в воде соли - нитраты AgNO3 и Cu(NO3)2:

Ag + 2 HNO3 = AgNO3 + NO2 + Н2О
Cu + 4 HNO3 = Cu(NO3)2 + 2 NO2 + 2 Н2О
В этих реакциях образуется также диоксид азота NO2, выделяющийся в виде красно-бурого газа.

Алхимики. Сны о золоте

Обьемный фильм рассказывающий об алхимиках

На русском языке

Алхимисты России

Раймонд Луллий В России алхимия не получила широкого распространения: к алхимикам не было доверия ни у властей, ни в народе. Вместо алхимиков при аптеках и при царском дворе существовали алхимисты. Они готовили обычные лекарства, являясь по существу химиками-лаборантами.
Алхимисты получали и очищали самые различные вещества, смешивали их по указанию аптекаря. Вместе с аптекарем они принимали участие в анализе и экспертизе ("надкушивании") новых лекарств. В XVIII веке название профессии "алхимист" постепенно заменяется на "химик".
Должность химика при заводах в России впервые появилась при Екатерине II. В "Положении о Тульском оружейном заводе" от 1782 года сказано: "При заводе полагается Химик, Механик и Архитектор". На этом заводе в то время производилась в небольших количествах азотная кислота.
В одном из сочинений испанского алхимика Раймонда Луллия (1236-1315) есть такое определение: "Алхимия - весьма необходимая божественная часть тайной небесной натуральной философии, составляющая и образующая единую, но всем известную науку... превращать все металлы в настоящее серебро, а затем в настоящее золото посредством единого всеобщего медикамента".
А вот как определял алхимию Роджер Бэкон: "Алхимия есть наука, указывающая, как приготовлять и получать некоторое средство (эликсир) которое, брошенное на металл или на несовершенное вещество, делают их совершенными в момент прикосновения".
Альберт Великий считал таким эликсиром или ферментом (это название применяли греки и римляне) смесь серы, ртути, мышьяка, нашатыря и сульфида мышьяка As2S3.
Фото hronograf-hobb.narod.ru

Список самых известных алхимиков

  • Раймонд Луллий (1235-1314?). Монах-фрацисканец. Прекрасный знаток арабского языка, физики, астрологии. Много странствовал — Испания, Тунис, Палестина, Вена, Англия. Основал множество учебных заведений, немало сделал для распространения христианства. Алхимией занимался с 1289 г. По легенде, получил эликсир бессмертия, но отказался им воспользоваться. Есть сведения, что монеты из полученного им золота сохранились до сих пор, их называют Raymundini.
  • Альберт Великий (1937-1280). Монах-доминиканец, выдающийся схоластик. Родился в аристократической семье (граф фон Больштедт). По легенде, в детстве отличался необычайной тупостью, ясный ум он вымолил у Девы Марии. Среди ученых XIII в. отличался необычайно многосторонними познаниями в самых различных областях естествознания ; (трактаты о минералах, растениях, животных и др.). Г дошли 5 трактатов по алхимии. Славился как маг и чародей, о нем сохранилось множество сказок — о механическом человеке, о говорящей голове и пр.
  • Арнольд де Вилланова (1235-1311). Великий врач и алхимик, его обвиняли в связях с нечистой силой. Считал золото универсальным лекарством, использовал в медицине достижения алхимии (соли ртути и сернистые соединения). В числе его пациентов был и Папа Римский, что сильно помогло Арнольду, когда он попал под суд инквизиции за взгляды, близкие сторонникам Реформации. Уже после смерти Арнольда его труды (в том числе и алхимические трактаты) были признаны еретическими и сожжены.
  • Василий Валентин. Считается, что под этим псевдонимом скрывается монах-бенедиктинец из Эрфурта, но есть мнение что это целая группа талантливых авторов. Легенда гласит, что в одной из колонн Эрфуртского собора внутри были обнаружены рукописи Василия Валентина, в том числе и знаменитый трактат "Двенадцать ключей к философии". Авторитет его как алхимика необычайно высок. Химия также обязана ему многими открытиями.
  • Парацельс (1493-1541 г.) Настоящее имя — Филипп Ауреол- Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм. Замечательный врач, первый из медиков начал рассматривать протекающие в организме процессы с химической точки зрения. Строго говоря, не был алхимиком, так как отрицал идею философского камня, но методы алхимии успешно применял для получения лекарств. Есть предположение, что Парацельс входил в организацию розенкрейцеров.
    родился в 1493 г. в Швейцарии.
    Алхимик и элексир бессмертияПозднее он взял себе имя Пара-Цельс
    (греч. «para» обозначает возле, около, почти), поскольку считал, что его умения превосходили достижения Целъса, знаменитого римского врача V в. После учебы в нескольких университетах Парацельс странствовал по Европе, занимаясь врачебной практикой и используя в лечении природные средства. Он прославился как чудесный целитель и в 1527 г. получил должность врача и профессора медицины в швейцарском городе Базеле. Там он сжег книги признанных медицинских авторитетов, таких, как Аристотель и Гален, чьи идеи считал устаревшими.
    Всегда идущий наперекор традициям, Парацельс разрабатывал свои методы лечения, основываясь на опыте, а затем сдабривал их слегка мистикой. «Магия, — заявлял он, — может научить врача лучше, чем все написанные книги». Он считал, что магия — это инстинкт врачевания, талант, дарованный врачу Богом.
    Парацельс увлекался поисками философского камня, который якобы способен превращать неблагородные металлы в золото, а также служить эликсиром жизни, дающим человеку бессмертие. Но Парацельс считал, что философский камень не имеет отношения к получению золота, а нужен для изготовления чудодейственных лекарств. Эта точка зрения ознаменовала поворот от алхимии к химии. Парацельс предвосхитил достижения современной гомеопатии. Он утверждал: то, что вызывает болезнь, может быть использовано и для ее лечения. Интересовала его и астрология, а также возможная зависимость человеческих недугов от погоды.
    Современная медицина, в том числе психиатрия, многим обязана Парацельсу. Он высмеял теорию, согласно которой эпилептики считались не больными, а одержимыми дьяволом. Он установил связь между болезнью легких у шахтеров и их трудом, между параличом и травмой головы. Парацельс первым подробно описал причины, симптомы и диагностику сифилиса и стал использовать в медицинских целях настойку опия.
    Парацельс заявлял, что нашел философский камень, и уверял, что будет жить вечно. Он скончался в 1541 г. в возрасте 48 лет, возможно, от случайного падения.

Современная алхимия

Почему алхимию называли «королевским искусством»?

Фото monsalvat.globalfolio.net По самой прямой причине. Считалось, начиная с 9-го века, что этим искусством владеют монархи. Причем владеют, не изучая его. Известно много случаев так называемой трансмутации простых металлов в золото, совершенных такими королями, как Хлодвиг, Ричард Львиное Сердце, Фридрих Барбаросса и Людовик Святой. В алхимической литературе есть книги, написанные этими авторами. Понятно, что историки алхимии отрицают авторство Ричарда Львиное Сердце, поскольку он много времени провел совершенно в иных занятиях — в крестовых походах и прочих подобных делах. Но, тем не менее, такие книги существуют, и они весьма небезынтересны. Некоторые историки даже высказывают мнение, что падение монархий как таковых и смешение сословий появились потому, что помазанники Божии, начиная с XVI века потеряли свои магико-медицинские и алхимические способности. Известно, что каждый монарх, когда восходил на престол, мог излечивать прикосновением руки многие болезни, более того, можно было прикоснуться к его одежде и тем самым излечиться практически от всех болезней. Поэтому народ их любил, народ их ценил, и зачастую недовольство или мятежи возникали именно тогда, когда, допустим, прикоснувшись к руке монарха или к его одежде, человек не получал облегчения. «Ага,» — говорили люди, — «либо это было неправильное помазание, сволочь кардинал неправильно помазал, либо сам он в своих пьянках да гулянках, да в войнах потерял свои удивительные способности, которые даны от Бога». Алхимия называется «королевским искусством» не потому, что она выше всех остальных, а потому что это было искусство королей.читать далее..

Олег Фомин

Алхимический ликбез

Интервью с Вадимом Рабиновичем

Вадим Рабинович К числу интеллектуалов, осознавших особую образ алхимии в истории современной человеческой культуры, относится Вадим Рабинович . В различие от своих западных коллег ему пришлось полно потрудиться, чтобы его работы не остались в ящике стола - сама постановка задачи "алхимия как феномен средневековой культуры" в конце 60−х в наукоцентрированном Советском Союзе была по определению крамольной.
Рабинович Вадим Львович, эскулап философских наук, профессор кафедры философской антропологии философского факультета МГУ, заведующий сектором языка культур Российского института культурологии Тем не менее Рабинович умудрился издать наш работа об алхимии и заручиться поддержкой чуть ли не всех выдающихся деятелей советского гуманитарного ренессанса (от Бахтина до Аверинцева).
Помимо ставшей уже знаменитой книги "Алхимия как феномен средневековой культуры" Вадим Рабинович написал "Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух", немного поэтических сборников, вскоре должна вылезти книжка "Мир с конца и мир с начала. Книгоделательный навык Хлебникова и Крученых", посвященная русскому авангарду. В настоящее миг Вадим Рабинович работает над темой "Образы герметической философии в науке и культуре Нового и Новейшего времени" (грант РФФИ).читать статью подробнее

Литература о алхимии

1000 тайн алхимии. Мифы и факты
Книга
Автор:
А. Арефьев
Цена:
95.00 руб.
Вес:
350 г
развернуть
Читателю предлагается уникальный научно-популярный труд, посвященный одной из наиболее древних и запутанных "герметических наук" - алхимии. Автором собраны и системати...
Алхимия как феномен средневековой культуры
Книга
Автор:
В. Л. Рабинович
Цена:
1379.00 руб.
Вес:
675 г
развернуть
Издание 1979 года. Сохранность хорошая.Книга посвящена многовековой истории алхимии. Это специфически средневековое явление, выразительно запечатлевшее существенные че...
Книга алхимии. История, символы, практика
Книга
Автор:
Все авторы
Цена:
291.00 руб.
Вес:
380 г
развернуть
Знаменитая средневековая наука "Алхимия" была праматерью современной химии. Настоящий сборник состоит из нескольких частей. В первой изложен современный научный взгля...

Комментарии

15 апреля 2008 в 22:45
 
Так как на счет филосовского камня? Могут ученые приблизиться к его разгадке или нет? ;)
автор
16 апреля 2008 в 09:12
 
Так как на счет филосовского камня? Могут ученые приблизиться к его разгадке или нет? ;)
Думаю нет ) ты видео просмотрел?? там 2 по 50 мин
17 апреля 2008 в 00:10
 
Думаю нет ) ты видео просмотрел?? там 2 по 50 мин
Я бы рад, но dial-up 56к зарезает все хорошие начинания на корню =(

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter