1
52995

Баба Яга, кто она на самом деле?

Таинственная и непостижимая, могущественная и ужасная, хитрая и коварная и вместе с тем полная сказочного очарования, венец лесной нечисти - Баба Яга!

на сайте с 5 июля 2008

Осовные сведения

БАБА ЯГА - в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма. Согласно сказкам восточных и западных славян, БАБА ЯГА живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи БАБА ЯГА старается изжарить похищенных детей. Она — антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т.п. В некоторых сказках БАБА ЯГА (Яга Ягишна, словенск. Ежи- баба) — мать змеев, противников богатыря.

Кроме образов БАБЫ ЯГИ — воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У БАБЫ ЯГИ одна нога костяная, она слепа (или у нее болят глаза), она — старуха с огромными грудями. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем такие атрибуты БАБЫ ЯГИ, как лопата, которой она забрасывает в печь детей (ср. обряд перепекания ребенка), согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде инициации. Персонажи, сходные с БАБОЙ ЯГОЙ, известны в германской (Фрау Холле в нем. сказках), греческой (Калипсо) и других мифологиях.

источник

Ссылки по теме

Баба Яга - наша любимая

Наверное, многие удивятся, узнав, что старая безобразная старуха - самый мистический персонаж старинного русского фольклора, занимающий очень важное место в верованиях дохристианской Руси. И, чтобы уяснить ее роль, недостаточно ограничиться чтением одной сказки. Это можно сделать, только аккуратно сложив отдельные эпизоды, наиболее полно описанные в разных преданиях и сравнивая их со знанием обрядов древних славян, известных по археологическим данным.

Ну, с бабой все более-менее понятно, а что за имя такое - Яга? Ученые в точности сказать не могут. То ли от соснового таежного бора, в котором растет ягель (он когда-то так и назывался - «яг»), то ли от простого словосочетания - баба в яге (мохнатой шубе без рукавов).

Во всех сказках Баба Яга примерно одинаковая - некая древняя старуха, одетая в лохмотья, которая живет многие сотни лет в самом дремучем лесу в очень необычной избушке - «на курьих лапках, веретенных пятках», которая умеет вокруг себя повертываться. И вроде как Бабу Ягу надо бояться, ведь она идеальный персонаж, чтобы пугать непослушных детей. Но...

Вспомним «Василису Прекрасную». Что видит перед собой Иван Царевич, сказав знаменитое: «Стань, избушка, ко мне передом, к лесу задом, к лесу глазами, ко мне воротами»? Поистине жуткую картину... «Лежит баба на печи на девятом кирпиче, нос в потолок врос, губы на грядке (т. е. на потолке), губами горшки волочит, языком печь пашет (т. е. метет), в зубах шелковый пояс плетет»...

Мороз по коже! Если еще вспомнить костяную ногу и манеру Яги приветствовать гостя сакраментальной фразой: «Фу-фу, русским духом пахнет... Прежде русского духа слыхом не слыхивали, видом не видывали, а нынче русский дух сам на ложку садится, сам в рот катится», можно не на шутку испугаться!

Мы привыкли считать сказку чем-то неправдоподобным, помните пушкинское: «Сказка - ложь...»? Однако наши предки относились к сказкам не в пример серьезнее. Сам термин «сказка» вошел в литературный обиход не так давно, а до того рассказы о чудесах носили название «баек-побаек», а рассказчики назывались «бахари» - от слова «баять», то есть говорить. Ни о какой «сказочной небывальщине» и речи не было, все воспринималось всерьез. В древности мир русского человека делился на две абсолютно равные части - добрый мир, реальность, где русич мирно жил, пахал, охотился, рыбачил и прочее, и злой, дальний, потусторонний, но также абсолютно реальный, существующий где-то не здесь, где-то за тридевять земель. Эти миры постоянно соприкасались между собой, и с той стороны приходило на Русь горе - то Змей Горыныч прилетит и села пожжет, то Кощей Бессмертный девок в полон уведет, то Тугарин с войной нагрянет. Все мы помним, как трудна и полна опасностей дорога в Тридевятое царство, что вход в таинственный мир находится где-то на границе земли и неба, в дремучем непроходимом лесу, куда еще не ступала нога человека. Так и появился в сказках образ некоей Бабы Яги, живущей ровно посередине между мирами и знающей путь в неизвестное. У кого спросить дорогу в невиданную страну, у кого узнать правду о волшебных чарах и неслыханном оружии супротив супостата? Только у Бабы Яги... И пусть живет она триста лет, пусть колдует, пусть обитает в избе на куриных ногах, но все же она человек! Хоть и особенный... А человек не может отказать в помощи другому человеку...



Баба Яга чаще всего живет в самом сердце дремучего леса. Этот лес в сказках представляет собой совсем иной, отличный от белого света живых, мир. Иногда граница между ними подчеркивается рекой, и не простой, а огненной. Перейти ее можно только по специальному Калиновому мосту. Этот мост также попал в русские сказки не случайно. Он, по верованиям древних индоевропейцев, разделяет мир реальный - явь и нереальный - навь, который часто ассоциировался не только с Тридевятым, но и с подземным царством. Ягоды калины могут долго храниться под снегом. Поэтому куст калины как бы связывал годичные циклы жизни природы: весны, лета, осени и ее временной смерти - зимы. А Калиновый мост связывал мир жизни и смерти.

Казалось бы, грубое требование Ивана Царевича: «Ты сначала напои, накорми, в баньке выпари, а затем и спрашивай!» - имеет самое настоящее сакральное значение. Ведь герой перечисляет все элементы древнего погребального обряда! Вот как говорила большая искусница в сказочном деле в начале XX века Агафья Лукьяновна Зайцева: «А в старину все было. Ужели станут брехать старые люди? Старые люди правду гутарили, они врать не станут. И мертвые воскресали, и звери говорили». Но Баба Яга не просто сторожит проход в волшебную страну. Она еще помогает некоторым людям-героям перейти границу, тот самый Калинов мост и существовать в волшебном мире. С помощью Бабы Яги герои сказок проникают из реальности туда, где меч кладенец камни рубит, растут сады молодильных яблок, солнце отражается в озерах живой и мертвой воды, а смерть может поместиться в железной игле.



Не всякому, пришедшему к Бабе Яге за помощью, открывала она путь в царство Кощеево. И как добрый молодец себя вел, такой прием от хозяйки и получал. Будет вежлив, трудолюбив - тут же заработает волшебный клубок или знания о том, как погубить страшное чудище... А нет - угодит на лопату и в печь. Это как древнейшие правила волшебного этикета, которые надо не только знать, но и исполнять! Вот и получается, что когда-то назначение сказки было не столько развлекательно-пугательным, сколько мудрым назиданием подрастающему поколению, правилами общения с потусторонним миром. Может потому образ Бабы Яги настолько ярок, что стоит особняком среди современных мультяшных героев-пустышек, не несущих в себе глубокого жизненного смысла?

Быть смелым, добрым, рассудительным, трудолюбивым, искать правду, не хамить - вот атрибуты победы, которыми делится с нами, людьми XXI века, сказочная старуха - Баба Яга. Только по-настоящему сильному и мужественному человеку могут быть даны силы для путешествия в неведомый, волшебный, сказочный мир. Только настоящий герой может вернуться из Кощеева царства с победой. Вот чему учат нас волшебные русские сказки. А еще тому, что этим настоящим и мужественным человеком может стать каждый из нас! Знайте это сами и детей своих научите.

источник

Частушки бабок-ёжек

из м/ф "Летучий Корабль"

Зачем Яга детей в печку сажала

Перепекание Ребёнка - обряд, совершаемый над младенцами, больными рахитом или атрофией (по народной терминологии — собачьей старостью или сухотами): грудного ребенка кладут на хлебную лопату и трижды всовывают в теплую печь. Ритуал осуществлялся иногда и при других болезнях, например при грыже; во Владимирской губернии «перепекали» всех детей непосредственно после родов.

В России обряд был известен преимущественно в Поволжье, центрально - и южнорусских губерниях, а также в Сибири, на Украине — на Подолье, в волынском Полесье, в Киевской, Черниговской и Харьковской областях. Украинская баба - знахарка на рассвете приносила из трех колодцев воды, замешивала тесто, пекла хлеб и, вынув хлеб из печи, всовывала туда на лопате ребенка. Как и повсюду у восточных славян, обряд мог сопровождаться диалогом. Когда знахарка сажала ребенка в печь, его мать трижды обходила вокруг хаты, каждый раз заглядывая в окно и спрашивая: «Што ты, бабусю, робышь?» Знахарка отвечала: «Хлиб гнитю!»

В Витебской губернии мать больного ребенка сажала его на лопату, обмывала водой, которой приглаживали хлеб, и несла к печи, как бы собираясь посадить туда вместе с хлебами, но только клала лопату на припечек; в эту минуту дверь отворяла другая женщина и, всплеснув руками, с гневом спрашивала: «Што ты робишь?» — «Ня, ты ня видишь; сущи пяку — во што я роблю!» — «А, сущи! дык пячи, пячи их, каб ни було!» — и другая женщина снимала ребенка с лопаты.



Согласно большинству описаний, главной целью обряда было сжигание болезни, а сопровождался он приговорами типа: «Собачья старость, припекись в печи!», «Как хлеб печется, так и собачья старость пекись!» Смысл обряда определяется символическим отождествлением ребенка и хлеба, выпечки хлеба и появления ребенка на свет: его как бы возвращают в материнское чрево (печь), чтобы он родился заново. По сообщению из Пензенской губернии, «иногда ребенок родится слишком слабым и сухощавым. Такого младенца, который, по выражению народному, „не допекся в утробе матерней", старухи-знахарки „перепекают" в обыкновенной печке, чтобы сделать его полным и здоровым». По-видимому, печь символизировала также и загробный мир, отправление в нее — временную смерть (ср. действия Бабы Яги и т.п.).

источник

Мода по бабка-ёжски

Копия поста с сайта LiveJournal

Пользователь lucyforrer 30 2007 в 20:56:00 писал:

Баба Яга и ее избушка в эмиграции

Такая родная Баба Яга Ивана Билибина (1900 г.)


Бaba Yaga Натали Парен (1932 г.)
Черная длинная юбка и серая кофта пришли на смену сарафану, костяной ноги нет, зато есть валенки. Темный лес превратился в две елочки, а сама избушка больше похожа на большой крестьянский дом. Куриные ноги также пропали. Да и у героя отпала необходимость поворачивать избушку «к лесу задом».

 
дальше >>

Жилье и трансорт: ступа и избушка на курьих ножках

Поскольку Баба Яга выступает как представительница мира мертвых (хотя это напрямую ниоткуда не следует) или проводник в оный, многие исследователи делают из этого выводы о том, что Бабу Ягу нужно непременно связывать с погребальными культами древних славян.
Древние славяне кремировали своих предков, а после кремации помещали прах в особые могильные домики на высоких столбиках. Вот такие могильные домики, по мнению исследователей, и являются прообразом сказочной избушки.

И в ступе - не менее чудном чем домик транспортном средстве бабы Яги - тоже видят связи с погребальным культом. У индусов так вообще ступа - культовое погребально-мемориальное сооружение. Ну так тож у индусов!

В принципе, мне эта погребальная версия выглядет логичной.
До тех пор, пока я не откроешь книгу по русской архитектуре.
Ведь в предыдущей версии есть одно НО. В сказках избушка ВРАЩАЕТСЯ.
Чего о могильных домиках, конечно, не скажешь.



Вообще, надо сказать, домики на столбах для древнерусского зодчества явление вполне обыденное. На столбы или пни ставили и амбары, и колокольни, и жилые постройки. Во-первых, холодно, во-вторых: весенний разлив воды, в-третьих: мыши…


а) Амбар на пне; б) Амбар на столбах

Но только один тип постройки на одном из этих столбов вращался.
Это, конечно… МЕЛЬНИЦА…
Не она ли, типичная для русского севера мельница-столбовка и есть избушка на курьих ножках?


Мельница-столбовка

А ступа является весьма логичным атрибутом для хозяйки мельницы. Ибо СТУПА - это МЕЛЬНИЦА и есть, только ручная.
На заброшенной мельнице в народных сказках как правило живет всякая нечисть. Однако, в большинстве случаев, мельница все-таки олицетворяет добро и достаток. Поэтому не понятно, почему она оказывается в руках злого персонажа (впрочем, злого ли?).

подробнее


фотография с сайта nomalia.kulichki.com

ссылки по теме: Всесильная магия Бабы-Яги

Страшная Баба Яга - изначально заботливая берегиня

Наиболее древнейшая из славянских Баб – это Баба Яга. У многих возникают вопросы: что означает Яга? Почему она такая страшная? И уж тем более никто не верит, что страшная Баба Яга - изначально заботливая берегиня.

Слово «Яга» - огрубленное «Яшка». Яша в славянских песнях называли ящура - некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого; отсюда наше более понятное - пращур.

Баба Яга изначально - прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо - воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства.

В разных славянских племенах были позже и другие прародительницы, получившие имена собственные: Златая Баба, Златая Мать, Макошь и т.д.

источник

Баба-Яга на экране

Чаще других играл роль Бабы-Яги Георгий Милляр, в том числе:
"Василиса Прекрасная"
"Морозко"
"Драгоценный подарок"
"Кащей Бессмертный"
"Конёк-Горбунок"
"Марья-искусница"

В фильмах «Там, на неведомых дорожках» и «После дождичка в четверг» роль доброй Бабы-Яги исполнила Татьяна Пельтцер.

В фильме «Огонь, вода и… медные трубы» роль Бабы-Яги исполнила Вера Алтайская.

В фильме «Новогодние приключения Маши и Вити» роль Бабы-Яги исполнила Валентина Кособуцкая.

В фильме «Остров ржавого генерала» робота-Бабу-Ягу сыграл Александр Леньков.

Мультфильм "А Баба Яга против!"

Сказки Бабы Яги
Книга
Автор:
Цена:
270.00 руб.
Вес:
795 г
развернуть
В некотором царстве, в некотором государстве вдали от людей в дремучем лесу, что за синей горой, стоит избушка на курьих ножках. В ней живет Баба Яга. Зимой в холодные темн...
Царство сказки. Сборник мультфильмов
Книга
Автор:
Цена:
232.00 руб.
Вес:
110 г
развернуть
Сборник замечательных отечественных мультфильмов!
Содержание:
01. Кот Котофеич (1937 г.)
02. Красная Шапочка (1937 г.)
03. Ивашко и Баба-Яга (1938 г.)
04....
Наследие Бабы-Яги: Религиозные представления, отраженные в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX-XX вв.
Книга
Автор:
Малаховская А.Н.
Цена:
365.00 руб.
Вес:
501 г
Наследие Бабы-Яги: Религиозные представления, отраженные в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX-XX вв.

Комментарии

6 января 2011 в 09:24
 
Наиболее древнейшая из славянских Баб – это Баба Яга. У многих возникают вопросы: что означает Яга? Почему она такая страшная? И уж тем более никто не верит, что страшная Баба Яга - изначально заботливая берегиня. www.torrenzz.ru
25 ноября 2012 в 19:30
 
А я с одной бабкой-ягой знаком, это моя соседка
17 декабря 2012 в 10:52
 
Где жила Баба Яга?
Проведем небольшой анализ. Основной образ Бабы Яги Костяной Ноги сформирован как: немолодая женщина, колдунья, живущая в избушке на курьих ножках, поедающая людей, летающая в ступе с метлой. Она не русская, хоть и является персонажем русской мифологии, об этом говорит характерная фраза – «Фу-фу-фу русским духом пахнет». Проживала на сопредельной с Русью территории. До нее можно дойти пешком, хотя это и за тридевять земель и сносишь по дороге не одну пару железных сапог. Рядом с ней проживает Змей Горыныч и Кощей Бессмертный. Ключевым моментом по географическому положению места проживания Бабы Яги является Змей Горыныч. Змей Горыныч уж точно проживает в горах. Для русского народа ближайшие горные массивы - это Кавказ и Урал. Кавказские горы явно не подходят, потому что в мифологии местных народов эти персонажи не прослеживаются, да и не ходили русские на Кавказ в стародавние времена. Поэтому селим Змея Горыныча на Урале. Значит и Баба Яга должна быть где-то рядом. И такой район есть – это Удмуртия. Также к одному из характерных признаков местности можно отнести избушку на курьих ножках, которая по большому счету стоит на столбах, а значит на болоте. Именно для Удмуртии характерно наличие большого количества болот, рек и лесов (в частности сосновые боры про которые речь пойдет далее). Не зря Удмуртию называют родниковым краем.
Также Удмуртия издавна и сейчас известна высоким уровнем шаманства, ворожбы и колдовства. Любая пожилая удмуртка владеет в какой-то степени навыками приворота, сглаза, порчи и т.д. Широко известно «Мултанское дело» прошедшее в конце 19 века (всего 120 лет назад) с человеческим жертвоприношением и, возможно, каннибализмом. То есть, на территории проживания удмуртов такие вещи могли происходить в более ранние периоды постоянно. Это соответствовало методам выживания и верованиям народов, населявших эти земли.
Теперь разберемся с Кощеем Бессмертным. Удмурты тесно проживают рядом с татарским населением, и естественно при ассимиляции происходит смешивание обычаев и верований соседей. Так, часть удмуртов называют себя бесермянами (прислушайтесь - басурманин), и у них прослеживаются исламские обычаи. Поэтому Кощей не Бе

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter