6
27353

Фандрайзинг

Фонды, благотворительные организации, ассоциации, союзы, институты, центры, общественные объединения... Всем этим некоммерческим организациям нужен профессиональный фандрайзинг. Возможно, для того, что бы спасти не одну тысячу жизней.

на сайте с 9 июля 2008
Фандрайзинг (Fundraising) (от англ. "fund" – запас, фонд, капитал, денежные средства и "raise" – поднимать, повышать)- организованный поиск и сбор финансовых и иных средств, в частности, для осуществления благотворительной поддержки социально значимых проектов, программ и акций, общественных институтов.

Часто это понятие понимают очень буквально – как поиск денег. На самом деле фандрайзинг предполагает сбор ресурсов разного вида. Это могут быть деньги, подарки, бартер, аренда помещения, труд волонтеров и т.д.

В фандрайзинге главное не деньги, а ЦЕЛИ, достижение которых требует поддержки.

Сферы деятельности, которые чаще всего нуждаются в поддержке:

• благотворительность;
• защита прав человека;
• защита окружающей среды;
• здоровье;
• искусство и культура;
• гуманитарные науки;
• естественные науки;
• образование;
• поддержка частного сектора;
• юриспруденция;
• другие.

Источники финансирования.

Если говорить о наиболее традиционных для сегодняшней России источниках финансирования, то мы увидим, что в первую очередь - это пожертвования, вложения спонсоров, которые приходят от частного и государственного бизнеса.

Затем следуют:
• проведение целевых / благотворительных мероприятий по сбору средств;
• гранты, распределяемые зарубежными фондами (российские пока слишком малочисленны и слабы);
• финансирование из бюджета (обычно - из местного, на уровне городских или областных комитетов по культуре, по делам молодежи и т.д.);
• создание малых предприятий, кооперативов, акционерных обществ с целью доходов от собственной коммерческой деятельности;
• пожертвования частных лиц;
• доходы от сбора членских взносов.
Читать весь материал

Некоторые причины, по которым люди делают пожертвования:

• потому, что их попросили об этом;
• стремление помочь;
• личная заинтересованность в решении проблемы;
• прямая выгода (например, налоговая льгота);
• общественный интерес к проблеме;
• получение непрямой выгоды или выгоды в будущем (помогая больнице, люди осознают, что сами они или их близкие могут стать пациентами);
• косвенная выгода (реклама);
• хорошая репутация организации, представительный Совет Попечителей (известные люди).

Также люди жертвуют на благотворительность:
• для удовольствия;
• из амбиций («я не хуже других»);
• чтобы приобщиться к тому, что они любят;
• желание быть причастными к благородному делу;
• из религиозных побуждений;
• чувствуют себя обязанными кому-то («чувство вины»).

Люди всегда платят за что-либо, они хотят получить какое-то внутреннее удовлетворение от своего поступка. Пусть даже неосознанно, они хотят, чтобы их интерес был удовлетворен. Нужно стараться определить интерес спонсора: материальный (льгота), моральный (чувство приобщения к хорошему и важному, с их точки зрения, делу), деловой (уверенность в том, что у вас это получится наилучшим образом) и так далее. Распознав и постаравшись удовлетворить тот или иной интерес, вы намного повышаете вероятность того, что ваша организация получит пожертвование.

Читать весь материал

Процесс фандрайзинга.

Итак, мы подошли непосредственно к самому процессу осуществления деятельности по привлечению средств в организации. Ниже приводится примерный поэтапный план действий по работе в области фандрайзинга.

1 этап. Выбрать задачу, которую необходимо решить с помощью полученных ресурсов. Установить временные рамки.


2 этап. Собрать полную информацию и продумать аргументы в свою пользу.

3 этап. Проанализировать возможные мотивы потенциальных спонсоров: какие из них можно поощрить.

4 этап. Проанализировать прошлый опыт сбора средств, определить своих сторонников, к которым можно обратиться в первую очередь. Определить, к кому можно еще обратиться.

5 этап. Подготовить и размножить материалы для предоставления спонсорам (заявки, пресс-релизы и др.).

6 этап. Согласовать внутри организации методы сбора средств.

7 этап. Организовать работу помощников (тех, кто непосредственно будет собирать пожертвования). Необходимо убедиться, что они имеют необходимую информацию и материалы для своей работы.

8 этап. Установить порядок контроля за поступлением средств.

Читать весь материал

Социальное проектирование

Если Вы научитесь правильно использовать эту формулу, считайте, что Вы на пути к Успеху!
Каждый этап – это логический шаг в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована объективными данными, выявленными путем исследования. Цель (конечный результат) должна плавно вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия и иметь конкретные количественные и качественные результаты. Каждый метод – это инструмент с помощью которого решается задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того, чтобы оценить результат нужна шкала оценки.

Модель социального проектирования можно рассмотреть через естественный рост и развитие растения (дерева). Допустим, почва – это социальная среда, которую вы хотите каким-то образом изменить; корени – это выявленная вами социальная проблема в данной среде. Далее мы ставим перед собой четкую цель, - задаем направление роста дерева планирования. Соответственно, определяемся с четкими задачами (конкретными шагами) и отвечаем на вопрос: «С помощью каких методов (крона дерева) мы достигнем решения поставленных задач?». В итоге мы получаем плоды своего труда (результаты), которые должны привнести определенные изменения в среде. В социальном проектировании этот процесс называется социальный эффект. Учитывая наш пример, можно выдвинуть утверждение: «Хороший плод дает свои корни.» Таким образом, мы исследуем изменения в социальной среде и определяемся с новыми целями и задачами. 

Читать весь материал

Десять правил успешного фандрайзинга

1. 80 % доходов Вашей общественной организации обеспечивают 20 % доноров. Самое трудное заключается в их поиске, но попытайтесь поискать их вокруг себя, установить знакомство и постепенно разъяснять им суть Ваших проектов (educate the donors);
2. Грантодатели дают деньги не организациям, а людям. Поэтому, устанавливайте прочные связи со служащими организаций, ибо только так Вы сможете обеспечить долговременное финансирование Вашей организации;
3. Научитесь благодарить грантодателя, даже если Вы не получили поддержки. Этим Вы демонстрируете свое уважение к нему и укрепляете отношения;
4. Если Вы действительно серьезно решили заняться фандрейзингом, то посвящайте этому несколько часов в день. Либо наймите служащего, который бы каждый день (3-4 часа) рассылал информацию о Ваших проектах, звонил донорам, встречался с ними, вел переписку с зарубежными фондами;
5. Практикуйтесь в фандрейзинге. Только посредством накопления опыта Вы сможете оценить свои идеи и проекты;
6. Научитесь правильно систематизировать информацию о донорах (карточки, база данных и т.д.) и выходить с ними на контакт;
7. Научитесь быстро изменять суть проекта. Бывает и так, что к моменту рассмотрения Вашей заявки донором, ее идеи уже устарели;
8. После получения финансирования, никогда не прерывайте связь с грантодателем: передавайте ему любую информацию, связанную с Вашей организацией и не забывайте отправлять открытки по случаю праздников;
9. Сообщайте о себе только правду;
10. Если Вы уверены, что заполнение заявки в фонд является единственным средством получения финансовых средств, научитесь правильно и поэтапно работать с фондами (поиск, письмо-запрос, составление заявки, поддержание связи и др.), найдите консультанта и овладейте правильной стратегией фандрейзинга.

Читать весь материал

Примеры фандрайзинга:

Благотворительная акция "Красный нос -доброе сердце"

Благотворительный бал WWF

Благотворительная акция "Поможем Вместе"

Благотворительность в условиях кризиса

Благотворительность вместо сувениров

Куда пойти учиться:

Каталоги НКО

Литература по фандрайзингу:

Полезные ссылки:

И это, далеко не все, что можно написать о фандрайзинге. По ссылка Вы найдете "море" дополнительной информации. Желаю Вам не утонуть :)

Комментарии

5 августа 2008 в 16:59
 
Спасибо, было интересно. Благотворительность как-то подзабыта в последнее время. Или мне только так кажется.
автор
5 августа 2008 в 20:09
 
Спасибо, было интересно. Благотворительность как-то подзабыта в последнее время. Или мне только так кажется.
Действительно, в последние годы людям мягко говоря "было не до нее". Сейчас же достигнув определенного благополучия и стабильности, люди стали задумываться не только о себе. Поэтому благотворительность стала развиваться более активно. Но, мне кажется, что квалифицированных кадров пока не хватает.

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями

Share on Twitter